Аудиторы изучили «сахарные» контракты комбината питания Кирова
Об этом шла речь на заседании комиссии Кировской гордумы по социальной сфере. Контрольно-счетная палата города представила информацию о результатах анализа формирования начальной цены муниципальных контрактов и соблюдения законодательства при заключении МКУ «Комбинат продовольствия и социального питания» Кирова на поставку сахара и сахарной пудры в 3 квартале 2023 года.
– Приказом департамента (образования Кирова, – ред.) утверждены нормативные затраты на сахар и сахарную пудру. Установлено, что на сахар они превышают среднепотребительские цены Кировстата: в редакции приказа от февраля 2023 года в 2,9 раза, в редакции от июля 2023 года в 1,8 раза, – сразу начала свое выступление аудитор КСП города Оксана Панкова, добавив, что информация о средних потребительских ценах на сахарную пудру на сайте Кировстата отсутствует.
После – перешла непосредственно к закупкам. Извещения размещены 16 июня, 13 июля и 24 августа, и «расчет начальной цены единицы товара проводился с применением сопоставимых рыночных цен». Начальная цена по всем торгам обосновывалась с учетом ценовых предложений от четырех потенциальных поставщиков из Кирова: ИП Шкляева А.В., ООО «ВятАгроГрупп», ООО «Тендер» и ООО «Север-Прод».
По первой закупке со сроком поставки товара июль-август (извещение от 16 июня) запрос цен направлялся в адрес 50 потенциальных поставщиков. Ответы получены от 4-х, учтены от 3-х.
– Предложения ИП Шкляевой и ООО «ВятАгроГрупп» превышают средние потребительские цены на сахар по городу Кирову на 6 рублей (была предложена цена 80 рублей, – ред.). Согласно обоснованию начальной цены единицы товара начальная цена 1 кг сахара по закупке от 16 июня составила 76 рублей 67 копеек, сахарной пудры 126 рублей 67 копеек. По результатам электронного аукциона победителем контракта на 1,6 млн рублей стало ООО «Вятский торговый дом». Период поставки – с июля до середины сентября. Цена единицы товара по данному контракту составила 70,13 рубля за 1 сахара и 115,87 рубля сахарной пудры, что на 8,5% ниже начальной цены. На участие в аукционе было подано три заявки, – прокомментировала первую закупку аудитор.
По извещению от 13 июля, отметила выступающая, запросы по ценам направлялись 52 потенциальным поставщикам. Ответов пришло три. Цена за кг сахара составляла 87,43 рубля, сахарной пудры – 158,33 рубля. Указанный в извещении размер обеспечения контракта – 29% или 2,4 млн рублей на весь срок исполнения (более 4 месяцев).
Заявку подал единственный участник, вследствие чего аукцион был признан несостоявшимся. Контракт на 8,3 млн рублей заключен по изначальным ценам с ООО «Вятский торговый дом».
– По этому контракту сторонами 20 сентября было заключено дополнительно соглашение, согласно которому цена за 1 кг сахара снизилась почти на 2 рубля и составила 85 рублей 50 копеек, – добавила Оксана Ивановна.
Ответы на запрос о ценах по закупке, размещенной 24 августа, направили 60 поставщикам. Получили от 4-х, в работу взяли от 3-х. По обоснованию, начальная цена 1 кг сахара составила 78,33 рубля. На аукцион подано 5 заявок. Контракт на 2,7 млн рублей 12 сентября заключен с ООО «Тиман». Победитель снизил цену до 64,20 рубля за кг сахара, что на 18% ниже начальной стоимости.
– По проанализированным закупкам все три представленные коммерческие предложения ИП Шкляева имеют идентичное расположение печати, подпись поставщика и наложение печати на подпись, что может свидетельствовать о фальсификации данных документов. Эти факты контрольно-счетной палатой также были установлены при проверке законности и эффективности использования бюджетных средств и муниципального имущества в учреждении («Комбинате продовольствия и социального питания», – ред.), – прокомментировала Оксана Панкова.
При определении НЦК по анализируемым закупкам, продолжила аудитор, комбинат использовал лишь одну из процедур – метод сопоставимых рыночных цен.
– Это направление запросов (потенциальным поставщикам, – ред.) о предоставлении ценовой информации. При этом использование учреждением ценовой информации по ранее заключенным им контрактам (от 7 апреля, от 24 апреля и от 7 июля 2023 года) со средней ценой 67,33 рубля за кг сахара при условии подачи единственной заявки на участие в аукционе по сравнению с закупкой от 13 июня привело бы к увеличению объема поставляемого сахара более чем на 25 тонн. Таким образом учреждением при обосновании начальной цены единицы товара не использованы все возможные процедуры метода сопоставимых рыночных цен. Поиск ценовой информации в реестре контрактов дал бы возможность выбора наиболее эффективного обоснования цен и снижение цены за 1 кг сахара примерно на 20 рублей, – продолжила озвучивать выводы анализа аудитор.
Рассказала и об анализе расчетных цен на сахар по закупкам областных учреждений в 3 квартале. Так, КОГБУП «Санаторий для детей с родителями «Лесная сказка» расчет цены на сахар составил порядка 80 рублей за кг. Это ниже расчетной цены, указанной в обосновании НЦК к закупке от 13 июля на 8,6%. В то же время на основании коммерческих предложений 21 июля ФКУЗ «Медико-санитарная часть МВД РФ по Кировской области» произведен расчет за 1 кг – 92,93 рубля. Это на 6,3% превышает начальную цену, указанную в обосновании к закупке от 13 июля.
– Анализ закупок также показал: чем больше объем поставляемого товара, тем выше размер обеспечения исполнения контракта и меньше количество заявок на участие в аукционе, – констатировала Оксана Панкова.
И тактично озвучила выводы-рекомендации КСП города.
По результатам аналитического мероприятия, во-первых, предложено произвести анализ потенциальных поставщиков в целях направления запросов на предоставление ценовой информации.
Во-вторых, использовать все возможные процедуры, методы обоснования начальной (максимальной) цены единицы товара.
В-третьих, рассмотреть возможность закупок меньшими объемами с целью обеспечения доступности закупок для большего количества участников.
Непосредственно департаменту образования аудиторы порекомендовали пересмотреть возможность пересмотра затрат на сахар и сахарную пудру «исходя из сложившихся средних потребительских цен».
Фото: Киров.рф
– Вопрос к департаменту образования: почему нормативы затрат в 2,9 раза выше средних потребительских цен? – сразу после выступления аудитора подключилась к дискуссии глава города Елена Ковалева. – Затраты нормируются исходя из принципа эффективности. Они (комбинат как организатор торгов, – ред.) еще скромную сделали начальную цену. Исходя из установленных департаментом нормативов можно было увеличить еще как минимум в полтора раза. Такой подход к нормированию, на мой взгляд, порождает злоупотребления.
Она добавила, что в такой ситуации «люди не заинтересованы в эффективном расходовании бюджетных средств».
– Хотел бы услышать, как формировалась начальная цена контракта у Вячеслава Николаевича (Симакова, главы администрации города, – ред.)? – вступил в дискуссию депутат Денис Ерохин.
– Я не участвовал, – прокомментировал глава администрации города Вячеслав Симаков.
–Во время проверки КСП увидела, что коммерческие предложения «левые», печать ставилась в фотошопе, – продолжил Ерохин.
– КСП не может такие заключения делать. Сейчас этим занимаются структуры…
– Они уже разбираются, уже сделали выемку компьютеров. Коммерческие предложения формировались не выходя из комбината, вы не знали? – продолжил Ерохин. – А как сейчас перец покупается по 184 рубля? Давайте доедем до базы на Комсомольской прямо сейчас?
– У меня по перцу как раз вопрос. Знаю ситуацию (…) По этому случаю я как раз заявление-то и напишу, – ответил Симаков.
– У нас возникли сомнения об оптовой цене за единицу товара – она дороже, чем в рознице. Поэтому мы и попросили контрольно-счетную палату провести проверку правильности обоснованности начальной цены контракта. Я сейчас упускаю то, что мы знаем или слухи, то есть упускаю вопрос возможных злоупотреблений: пусть с этим разбираются соответствующие органы, – вновь подключилась к разговору Елена Ковалева.
И резюмировала услышанное.
– Во-первых, нормирование департаментом сделано неправильно, то есть стоимость, которую мог бы использовать комбинат, была завышена. Нам сказали, что сейчас в департаменте всё это пересмотрели: не только по сахару, но и по другим продуктам, где средние потребительские цены ниже нормированных, – отметила Елена Ковалева. – Второй момент: согласно 44-ФЗ, есть несколько способов формирования начальной (максимальной) цены контракта. Как сообщили проверяющие, использовался лишь один, который является неэффективным и позволяет злоупотреблять. А есть нормальный расчетный способ, сразу позволяющий определить нижнюю цену контракта. Напомните, Оксана Ивановна, на сколько? На 20 рублей. Это большая разница.
Резюмируя, подчеркнула: на будущее департаменту необходимо следить и взять на жесткий контроль формирование документов на закупки:
– К тому же у вас есть централизованная бухгалтерия, которая, считаю, обязана делать предконтроль перед тем, как документы уйдут на закупку.
Акцентировала внимание и на ограничения для участия в таких торгах других потенциальных участников (в этой теме главу города позднее поддержал и депутат Владимир Малков, обратив внимание на монополизацию рынка по ряду сфер):
– Формирование технического задания и огромного лота привели к тому, что любой потенциальный поставщик с небольшими объемами товара полностью исключается: обеспечение – огромное. Если бы было много мелких контрактов, интересантов зашло бы много и цена стала бы другой, – продолжила Елена Ковалева. – Почему всё это раскладываю? Пытаюсь повторить аудитора, который говорит: давайте эффективно подходить к расходованию бюджетных средств. Повторюсь: я сейчас не говорю о каких-то злоупотреблениях. Говорю о необходимости контроля. Если на комбинате этого не понимают, значит меняйте там сотрудников.
– Кто купит эти 25 тонн сахара (при другом расчете начальной цены единицы товара, когда меняется объем закупки без увеличения стоимости контракта, – ред.) и привезет на комбинат? Вы как глава администрации, ответственный за всё? – вновь продолжил задавать вопросы главе администрации Денис Ерохин.
– Следственные действия пройдут, виновный будет определен. А так, как сказала Оксана Ивановна, нарушений 44-ФЗ нет. Согласен с Еленой Васильевной: не все способы определения начальной цены было использованы. В то же время ни у кого не было проблем с тем, чтобы эту стоимость снизить. Направляли 60 запросов, любой предприниматель мог поучаствовать (по ценовому предложению), и лоты можно было бы разделить, – прокомментировал Вячеслав Симаков.
– Посмотрим, сколько на самом деле запросов было направлено, – вставил реплику Денис Ерохин.