Цифровая зрелость: как бизнесу продвинуться в диджитализации процессов
Как пишут исследователи McKinsey, неудачными оказываются девять из десяти цифровых трансформаций. Причину видят в том, что «компании отправляются в этот путь, не имея ни четкого определения, ни видения того, куда плывут».
– Трансформация – это не замена одной технологии на другую, не сбор огромных массивов данных. И даже не наем армий дата-сайентистов и не копирование того, что делает Google. Цель цифровой трансформации – обеспечить процесс так, чтобы в основе всех ключевых решений, действий и бизнес-процессов лежали знания, подкрепленные мощными данными, а не интуитивные представления, – прокомментировала «Бизнес новостям» организационный психолог Дарья Тюленева.
Большинство консалтинговых фирм сходятся во мнении: сколь бы прекрасной ни была новая технология, попытки того или иного бизнеса овладеть ею нередко обречены на провал с самого начала.
Несмотря на все эти сложности, конкурентная среда не позволяет замедлять темп цифровой трансформации. Давление растет по мере того, как всё новые и новые рынки переориентируются на цифровые продукты и услуги. В среднем по разным отраслям цифровые лидеры опережают отстающих в 1,8 раза по темпам прироста выручки и более чем вдвое – по приросту акционерной стоимости.
Путь взросления
Исследователи выделяют несколько необходимых компонентов масштабных преобразований.
Навыки. Умение работать с разнообразными данными в цифровой среде должно распространиться далеко за пределы IT-функции. Организация инвестирует в обучение сотрудников, внедряет подходы эджайл и повсеместное экспериментирование.
Технологии. Важно правильно подобрать инструменты, особенно в сфере искусственного интеллекта. Платформы должны быть настолько простыми, чтобы ими могли пользоваться специалисты любого профиля, участвующие в инновационной деятельности.
Архитектура. Соединение человеческого и технологического потенциала, стимулирующее инновации, требует особой архитектуры как в сфере технологий, так и организации в целом. Архитектура должна поддерживать совместное использование, интеграцию и нормализацию данных.
– Сейчас мы видим преобразования повсюду. Торговые цепи, онлайн-кассы, маркетинговые приемы и, конечно, зарплата сотрудников. Многие крупные компании настраивают KPI, и зарплата сотрудников считается автоматически. Также происходит и с поиском контрагентов, финансовой аналитикой. Больше не нужно искать подтверждения на 20 сайтах. Все данные собраны в одном месте, и это упрощает работу с источниками. Те компании, которые вводят инновации и не стоят на месте, с большей вероятностью успешно продвинут свой бизнес, – рассказала на круглом столе «Цифровизация бизнес-процессов» в центре «Мой бизнес» руководитель отдела продаж по автоматизации бизнеса компании «Тензор» Ксения Лукьянова.
Пять основных признаков компаний, достигших цифровой зрелости.
1. Сумели разрушить «стены» между функциями. С самого начала в программе цифровой трансформации принимали участие не только представители IT, но и топ-менеджеры в финансах, закупках и других бизнес-функциях, а также директор по кибербезопасности.
2. Заранее озаботились решением проблемы привлечения, удержания и развития специалистов, без которых переход невозможен.
3. Стратегические решения по выбору и использованию платформ диктовались потребностями клиентов.
4. Не принимали выбор платформы как раз и навсегда заданным и были готовы переключиться на другую, если это улучшало клиентский опыт.
5. Считали, что в ходе цифровой трансформации всегда найдется место эксперименту.
Невозможно научиться бегать, не научившись ходить. Также и в овладении новейшими технологиями огромное значение имеет фактор времени. Компания должна быть хорошо подготовлена к тому, чтобы их воспринять. Цифровой разрыв между компаниями всё еще велик, но у отстающих есть шансы его преодолеть. Нужна лишь крепкая стратегия, постоянные усилия руководства и новые, более демократичные инструменты искусственного интеллекта.