
Быков – ферзь, Рыболовлев – пешка? Репортаж с первого заседания по делу «Электронного проездного»
9 ч. 20 м.: в зал заседания вошли Александр Рыболовлев и Евгений Симонов, защитник.
9 ч. 37 м.: в зал заседания вошел секретарь, прокурор Ирина Жердева. Пустили журналистов.
9 ч. 38 м.: в зал вошла судья Вера Суворова. Заседание началось.
На заседание не явились ни директор по безопасности ООО «Электронный проездной» Василий Лялин, ни юридический консультант отдела административно-правовой работы администрации города Кирова Татьяна Луукконен (представитель потерпевшего – МО «Город Киров»), ни Олег Семаков, до сентября 2020 года занимавший пост директора «ЦДС».
9 ч. 50 м.: государственный обвинитель зачитывает обвинение. Через 10 минут объявляется пятиминутный перерыв.
Организованная группа и фамилия «Быков»
10 ч. 05 м.: заседание возобновилось.
Практически сразу в материалах, которые зачитывает сторона гособвинения, зашла речь о бывшем главе города Кирова Владимире Быкове. На этот раз о нем отзывались не как о добром советчике, помогающем решить те или иные неурядицы, и не как о человеке, чьей дружбой желательно заручиться. В новых материалах дела Владимир Быков фигурирует как организатор и лидер организованной группы.
«С 21 января 2010 года по 23 января 2013 года Быков умышленно из корыстных побуждений принял решение создать организованную группу с лицами, состоящими с ним в доверительных отношениях. Целью группы являлось совместное совершение тяжкого преступления для получения незаконной материальной выгоды в интересах привлеченных лиц – путем растраты денежных средств, принадлежащих МО «Город Киров», МБУ «ЦДС» и ООО «Электронный проездной» <...> путем заключения фиктивных договоров на покупку товаров, производство работ и оказания услуг по завышенной стоимости.
Для реализации задуманного Быков в указанный период времени, посвятив в свои намерения, вовлек в совершение преступлений лиц, с которыми у него сложились доверительные отношения: Олега Чичибабина, директора МБУ ЦДС, и Дмитрия Никулина. <...> Которые из корыстных побуждений, разделяя преступные взгляды Быкова о совершении хищения в составе ОГ в период времени с 21 января 2010 года по 23 января 2013 года добровольно согласились на преступное предложение и вступили в состав ОГ».
Быков, пользуясь властью и личным авторитетом, стал лидером созданной им организационной группы. Негласно и самолично возложил на себя функции: общего руководства и покровительства ОГ, принятия мер конспирации, принятие устных отчетов о преступной деятельности при личных встречах, осуществление исключительного контроля, а также привлечение участников и распределения между ними ролей, обязанностей и долей наживы.
Владимир Быков после задержания. Его дело насчитывает 60 томов, в нем в том числе фигурирует "Электронный проездной". Фото: СУ СК Кировская область.
Также с легкой руки экс-главы города Кирова участники дела «Электронного проездного» получили собственные роли.
Так, Дмитрий Никулин стал самым приближенным к Быкову человеком. И, будучи директором МБУ «ЦДС» и депутатом Кировской гордумы, «обладая деловыми качествами и способностями», реализовывал совместно разработанные с Быковым способы совершения преступлений, привлекал в состав ОГ других участников, склоняя к преступной деятельности, и руководил ими. Также на его плечи легли задачи по увеличению масштабов преступной деятельности, и, соответственно, получению высокой прибыли, обеспечению конспирации и сокрытие следов совершенных преступлений, обналичивание и распределение денежных средств соответственно с полученными указаниями организатора и руководителя преступной группы.
В силу занимаемой должности начальник отдела транспорта мэрии Олег Чичибабин должен был покровительствовать ОГ, поддерживать беспрепятственное осуществление преступной деятельности, посредством согласования выделять средства на реализацию целей «ЦДС», а также не контролировать и не проверять обоснованность расходов учреждения по программам развития транспортной инфраструктуры Кирова.
11 ч. 30 м.: объявлен перерыв.
13 ч. 23 м.: защитник Симонов в зале суда во время перерыва дает советы Рыболовлеву по его речи. Подсудимый должен подчеркнуть, что он согласен со всеми предъявленными обвинениями.
13 ч. 33 м.: судебное заседание продолжено. Зачитываются материалы уголовного дела, озвученные полтора года назад. В них по-прежнему неоднократно звучит фамилия «Быков».
14 ч. 08 м.: Александр Рыболовлев подошел к трибуне.
— Понятно ли вам обвинение? – спрашивает судья.
— Да, ваша честь, – отвечает обвиняемый.
— Понятна ли вам суть обвинения?
— Да, ваша честь.
– Согласны ли вы с обвинением?
«Согласен. Вину признаю полностью», – ответил на вопрос судьи подсудимый.
Суд поясняет Рыболовлеву его права и обязанности в связи с рассмотрением дела в особом порядке. Подсудимый соглашается на все.
14 ч. 14 м.: судья просит дать показания по существу.
Версия Александра Рыболовлева
«Примерно в 2010 году Дмитрий Никулин предложил мне перейти к нему на работу в МДУ «ЦДС». Первоначально я не хотел идти, но испытывал материальные трудности – низкая зарплата. Мне обещали, что в этой компании будет хорошая зарплата и интересная работа. Я думаю, что больше всего меня склонила интересная работа, связанная с различными IT-технологиями.
В 2011 году пришла задача со стороны администрации разработать систему оплаты проезда в общественном транспорте с использованием транспортных карт. Основная задача была придумать систему, которая бы рассчитывала количество перевезенных льготников. Однажды после совещания Никулин пришел ко мне, обозначил задачу и сказал, что этим буду заниматься я. Мол «сиди и думай», как это сделать. Я подготовил архитектурное решение, бизнес-план со всеми расчетами. Передал документацию Никулину. Дальше он согласовал с мэрией.
Насколько мне было известно, подобный проект согласовывал и Владимир Быков.
Спустя какое-то время мы заключили все договоры с компанией «Удобный маршрут» на запуск проекта и эксплуатацию системы. Она начала успешно развиваться в городе Кирове. Я постоянно делился финансовыми отчетами с Никулиным. После чего он мне сказал, что система эффективна и приносит деньги. В дальнейшем это и стало определяющим фактором идеи «заработать».
Я так понимаю, что эти действия он согласовывал с администрацией города, скорей всего, с Олегом Чичибабиным. Потом я убедился в этом.
После чего Никулин на встрече сказал, что есть некая фирма ООО «НТТ», с которой мы и должны работать. Фирма будет дилером «Удобный маршрут» – основной поставщик оборудования. По сути, фирма-кукла. Никулин сказал, что все договора, все цены необходимо будет завышать в два раза и пропускать через эту фирму.
<...>
Вследствие смены работы в 2013 Никулин сказал мне, что направит мою кандидатуру на должность директора МБУ «ЦДС»: «Твою кандидатуру «с батей» я согласовал», – так Никулин иногда называл Владимира Васильевича. – «Ты не смеешь его подвести. На тебе большая ответственность. Ты будешь работать в команде. И, грубо говоря, все твои косяки будут отражаться на мне».
Когда я перешел на должность директора «ЦДС», то автоматически на должность директор «Электронного проездного» был назначен Анатолий Вицентьевич (Ганьба. – ред.). Такой же разговор при мне был и с Ганьбой, что он не имеет права подвести и что он должен выполнять все приказы и распоряжения, исходящие от Никулина.
Параллельно поступила задача о внедрении системы учета и оплаты школьных обедов. Я полностью сформировал проект, все рассказал, как и что работает. После нам с Ганьбой было приказано юридически пропустить через «НТТ».
На тот момент мы уже и не спрашивали, почему так надо делать. Все это было уже бессмысленно. Мы уже неоднократно пытались не принимать участия в преступной деятельности, но получали ответ «не нравится – уходи». Тем не менее задачу поняли и заключили фиктивные договоры, несмотря на то, что понимали, что данная система принадлежит другой компании. Но поделать уже ничего не могли: приказ есть приказ, и он не обсуждается.
Дмитрий Никулин.
<...>
Много раз слышал во время разговоров, но несколько раз сам вынужден был участвовать в передаче взятки. Никулин из-за занятости говорил: «Отвези это Чичибабину. Ты знаешь, что со старшими братьями я всегда делюсь. Вопросы не задавай». Потом я уже понимал, что средства действительно передавались.
<...>
По большому счету Никулин действовал не сам, а мог выполнять чьи-то указания и распоряжения. От себя могу сказать, что мне очень нравилось делать ту работу. У меня получалось. Мы развивались достаточно успешно. Да, к сожалению, жизнь устроена так, что, если у тебя начинает получаться, то тебе жизни не дадут. Я действительно попал в такую ситуацию, что вынужден был выполнять приказы из-за страха потерять работу, из-за страха, что не смогу найти работу дальше. Но что сделано, то сделано. Я сожалею, что я делал и делал не раз, не единожды».
14 ч. 30м.: Александр Рыболовлев отвечает на вопросы стороны защиты.
«Из тех денежных средств, которые были расстрачены, я не получал никакие средства. Максимальное возможное для меня была зарплата. Мне говорили, что Никулин делится со старшими товарищами».
14 ч 31 м.: вопросы задает сторона обвинения.
— Как была организована работа группы, как выстроена система хищения, была ли конспирация?
— Конспирация была. Никулин запретил мне вести телефонные разговоры, не касающиеся текущей работы. Если нужно, он говорил, что приедет или я к нему могу приехать. Насколько мне известно, то Никулина на работу согласовал Владимир Быков. Также Быков оказал поддержку на баллотирование Никулина в думу. С Чичибабиным я работал плотнее – он был непосредственным моим руководителем, т.к. возглавлял отдел транспорта. Я получал от Никулина и Чичибабина задачи.
– Кто инициатор всех схем хищений?
– В моих глазах, это был непосредственно Никулин Дмитрий Георгиевич. Мне указания приходили непосредственно от него. Когда я шел с вопросами к Никулину, то я сразу не получал ответы. Он уходил и с кем-то согласовывал вопросы.
14 ч. 59 м.: сторона обвинения ходатайствует о зачитывании подробных показаний из материалов уголовного дела ввиду того, что Рыболовлев не может озвучить в зале суда конкретику.
На вопрос, почему он не может называть даты, суммы, места, обвиняемый отметил: прошло уже достаточно много времени. А на допросах следователи предъявили документы, на основе который он мог апеллировать.
15 ч. 04 м.: объявлен перерыв.
15 ч. 14 м.: судебное заседание началось.
15 ч. 45 м.: судья уточняет, в чем заключалось «содействие следствию» со стороны Рыболовлева?
«Я первый начал сотрудничать со следствием. Первый раскрыл фигурантов организованной группы, которые участвовали в хищение денежных средств. Максимально, как мог вспомнить, рассказал о сроках, объемах хищений. При каких обстоятельствах все это происходило. Также указал следствию о ранее неизвестных сделках. Принимал участие в оперативных мероприятиях», – отметил Александр Рыболовлев.
— Каким образом ваше содействие помогло в расследовании? – задала вопрос судья.
«Результат моей помощи – это возбуждение уголовных дел в отношении других участников группы. Никулина и Чичибабина в частности. Ну и в отношении Быкова.
15 ч. 49 м.: сторона обвинения ходатайствует об изучении документов, благодарственных писем и проч.
15 ч. 50 м.: объявлен перерыв до 09 ч. 30 м. 10 марта 2021 года.
Комментарий об исходе дела
На вопрос «БН» о прогнозе по исходу дела защитник Александра Рыболовлева. Евгений Симонов, спросил: подтвердились ли догадки экспертов и наши [редакционные] о приговоре по делу?
— И стоило ли предсказывать наперед? А сейчас зачем – все это же самое. Так что… – ответил на свой же вопрос Симонов.
— Без комментариев, – неожиданно добавил стоявший позади немногословный Рыболовлев.
— Всем говорим: самое неблагодарное дело – всякие предсказания, – закончил защитник.
Елизавета Захарова.
![]()
Гость
|
Зная Никулина, ни с кем он не делился....
|
![]()
Гость
|
Быков - это король! А вы, журналисты, еще за свои репортажи ответите.
|
![]()
Быков
|
Моя партия спасет меня, а не то солью всех...
|