Денис Хлусьянов: "Для одних – возможности, для других – уход с рынка" – материалы газеты

Денис Хлусьянов: "Для одних – возможности, для других – уход с рынка" – материалы газеты

06.12.2020 16:12:36 2780 0
Многие предприниматели, не имеющие подушки безопасности, оказались не готовы к удару пандемии. Тем, кто выстоял, государство может помочь, в первую очередь, за счет снижения налогового бремени. Почему от этого бюджет не проиграет, а выиграет, что бизнес ждет от маркировки, о «быстрых» деньгах и уроках кризиса «Бизнес новостям» рассказал руководитель сети салонов обуви «Венеция» Денис Хлусьянов.

БН Денис Олегович, ваш взгляд изнутри: что сегодня происходит в сфере торговли?

  – Безусловно, снизилась покупательская способность. Меняется и формат торговли: в период ограничений, когда мы более двух месяцев не работали в режиме офлайн, часть клиентов стали делать покупки через Интернет. Многие компании перестроились, стали предлагать свои услуги или товары в онлайне.

  В период пандемии усилились и федеральные сети. Соответственно, потребители, которые раньше не пользовались онлайн, в пандемию попробовали, им понравилось и они стали пользоваться этим видом сервиса.

  В целом торговые организации переживают непростые времена: никто на период ограничений не отменял арендные платежи, не снимал зарплатные обязательства, у многих были и до сих пор есть кредиты, взятые до пандемии. Предприятия вроде бы и работали, но не думали ранее, что наступит время, когда на два месяца придется закрыться. Многие организации оказались не готовы, не имели подушку безопасности. В итоге сейчас не могут позволить себе, к примеру, выкупить на сезон запланированный объем товара.

  БН А как дела у тех, у кого подушка безопасности все-таки была?

  – Им ненамного, но проще. Такие компании смогли заказать сезонную коллекцию, выкупить и сейчас имеют преимущество перед организациями, которые по разным причинам (в первую очередь, финансовым) не подготовились к сезону. Их покупателей забирают себе компании, у которых этот сезонный продукт есть.

  Кто-то сейчас выигрывает, кто-то проигрывает. Происходит своеобразное очищение рынка. Кто-то воспринимает кризис как возможности, использует ситуацию для своего развития. Другие понимают, что конкурировать не в состоянии, поэтому сокращают сотрудников, торговые точки и уходят с рынка.

  БН Вы как пережили?

  – Мы тоже не были сильно подготовлены к такому сценарию, но запас прочности имели. Это помогло выстоять и двигаться дальше в соответствии со стратегией развития компании, а не по сценарию сокращения персонала или торговых площадей. Думаю, сейчас для развития возможностей даже больше, чем год назад. Когда человек попадает в экстремальные условия, его голова начинает работать по-другому.

  БН То есть, к примеру, опустошающиеся в торговых центрах площади можно использовать как элемент для развития?

  – Площади опустошаются не во всех торговых центрах. Если ТЦ имеет сильный пул арендаторов, там нет резкого сокращения их числа. Во многих торговых центрах даже сегодня торговые площади достаточно плотно заняты, но в перспективе, в 2021 году, кто-то продолжить съезжать, сокращать число своих точек. Да, в ряде ТЦ места освобождаются и другие предприниматели не спешат их занимать.

  БН В период общих ограничений были нарушены внешние деловые связи. Насколько сильно на географии ваших поставщиков отразилась пандемия?

  У нас продукция примерно на 70% импортного производства. К счастью, все наши зарубежные поставщики устойчиво работают на рынке. Да, по некоторым позициям сроки поставок немного сместились: у зарубежных фабрик возникали сложности по возобновлению деятельности (они должны были закупить материалы, запустить производство). Тем не менее товар из-за рубежа к сезону у нас был. Уже в июле начали получать коллекцию «осень-зима» – в сроки, в которые получали и заказы ранее. На сегодняшний день мы выкупили и получили всю коллекцию, которую заказывали на сезон, она находится в магазинах, многие модели уже проданы. В будущее смотрим оптимистично: надеемся, что сроки поставок к сезону «весна-лета» вернутся к прежним.

  БН Вы сказали о превалировании зарубежных поставщиков. Почему? Отечественный легпром не производит нужную вам продукцию?

  Потому что у нас представлена обувь широкого ассортимента. Есть, безусловно, и российские партнеры, которые производят очень хороший продукт, но он как правило рассчитан на повседневную носку. Представленная у нас линейка — от комфортной повседневной линии до модной элегантной, которую выпускают зарубежные фабрики с их технологиями. Товар ищем не по стране-производителю, а в зависимости от спроса наших покупателей. К примеру, есть один бренд, который отшивается на фабриках и в России, и в Китае, и в Португалии, и в Испании. Обувь может быть произведена в разных странах, но одной компанией, так цена конкурентоспособнее.

    БН Что происходит с ценами на обувь? Поставщики повышают?

  – Конечно. Вступил в силу закон о маркировке товаров для нашего рынка: с 1 июля мы завозим только маркированный товар. Это дополнительные расходы. Цена автоматически повышается из-за курса доллара и евро. Даже если обувь производится в России, комплектующие могут быть импортными, что может несильно, но отражается на себестоимости продукции.

  БН Маркировку преподносят как один из путей борьбы с фальсификатом и контрафактом. Вы как предприниматель видите в ней больше плюсов или минусов?

  – Наверное, если в перспективе система маркировки заработает в соответствии с заявленными целями, в том числе для обеления рынка от контрафактной продукции, это плюс. Пока же зайдите в любой небольшой магазин, где продают обувь с рынка (к примеру, куда поставки идут с рынка Москвы). Товар каким-то образом оформляется. Я не знаю как, этим не занимаюсь, от поставщиков получаем товар с маркировкой и соответствующими документами. К тому же у многих до сих пор не распродан товар, завезенный до введения обязательной маркировки. Он числится как остатки. Так что пока сложно оценить и сказать, насколько маркировка окажется полезной для добросовестных производителей. Надеюсь, что в перспективе все-таки выиграет предприниматель, который работает легально. А потребитель при этом будет приобретать более качественный продукт.

  БН Прибегаете ли к услугам финансовых учреждений. Если да, то сложнее ли стало получить кредит?

  – Да, мы пользуемся банковскими кредитами. Есть действующие, по которым постепенно нагрузку снижаем. Тем не менее недавно делал запрос в один из банков, с которым давно сотрудничаем, требования к выдаче денег ужесточили. Банки стали подходить избирательнее, к примеру, запрашивают более серьезный анализ деятельности за последний период, после чего решают, стоит-не стоит выдавать предпринимателю кредит, если стоит, то сколько и на каких условиях. Пожалуй, да, сейчас кредит получить сложнее, чем еще год назад.

  БН В условиях ужесточения требований к заемщикам со стороны банков активизируются различного рода микрофинансовые организации. Вам часто поступают предложения помочь деньгами здесь и сейчас, с доставкой в офис, но под высокий процент?

  – Мы с такими не сотрудничаем. При необходимости в кредите работаем с банком под нормальный процент. Любой здравомыслящий предприниматель, который работает на перспективу, вряд ли будет брать кредит под высокий процент. Лично я не вижу в этом смысла. Развивать бизнес на деньгах под высокий процент сейчас, когда маржинальность снизилась, а расходы выросли?

  Если сумма для предприятия незначительна, возможно, на 2-3 месяца и есть смысл «перехватиться». Если брать деньги на долгий период, как выдают банки, смысла не вижу. Их же надо будет отдавать. Заработает ли их организация? Большой вопрос.

  БН На ваш взгляд, какой процент оптимален для бизнеса по длинному кредиту?

– Думаю, до 15% годовых на два года.

  БН Воспользовались ли вы какой-либо господдержкой?

  – Да, получили льготные кредиты под 2% годовых. Государство в договоре указало: если численность персонала будет сохранена, кредит полностью спишут. При таких условиях задача бизнеса – сохранить персонал, устоять, чтобы затем эти деньги работали на организацию и ее развитие.

  Мы за апрель и май получили субсидии на сотрудников. Даже в период простоя выплачивали заработные платы. Естественно, субсидии облегчили эту нагрузку, иначе пришлось бы при отсутствии выручки находить деньги на выплаты. Государство оказало поддержку. Это было приятно и, признаться, неожиданно.

  БН На ваш взгляд, чем государство сегодня может помочь бизнесу, чтобы он продолжил жить?

  – В первую очередь, снижением налогового бремени. Бизнес и так оказался в непростых условиях из-за различных внешних факторов, пандемии, падения покупательского спроса. Отменяют ЕНВД, основная часть предпринимателей переходят на упрощенку. Базовые ставки по ней в Кировской области на сегодняшний день высокие. Если говорить конкретно по нашей деятельности, по УСН налоговые отчисления в 5-6 раз выше, чем были по ЕНВД. Я не могу сказать, сколько бизнесов при таких затратах на налоги смогут развиваться или хотя бы выживать.

  Считаю, на ближайшие 2-3 года льготные налоговые ставки бизнесу необходимы. Даже если их снизят с действующих 6% и 15% до 3% и 7,5%, размер налоговых выплат в бюджеты увеличится в 2-3 раза.

  БН Вы хотите сказать, что если законодатели все-таки примут законопроект о пониженных ставках по УСН в 3% и 7,5%, государство получит больше, чем от налогов по действующим базовым ставкам?

  – Да. На 2020 год для тех, кто из-за маркировки лишился права на применение ЕНВД, сделали такие ставки. Как будет со следующего года – не понятно, пока подразумеваются базовые 6% и 15%. Если они в два раза снизятся, это очень облегчит работу предпринимателям. И даже при таких льготных ставках по всем расчетам суммы налоговых отчислений в 2-3 раза увеличатся по сравнению с теми, которые были при ЕНВД. То есть бюджет даже в случае принятия регионального закона о льготных ставках и так получит в 2-3 раза больше.

  БН Есть мнения, что скоро вся торговля уйдет в онлайн.

  Вся не уйдет, но доля онлайна растет. И за последние года два тенденция усилилась, пандемия простимулировала рост. В любом случае останутся покупатели, которым нужно посмотреть товар, померить. На самом деле в магазин покупатель приходит не только за товаром. Он идет за эмоциями, общением. В онлайне ты сможешь заказать 2, 5,10 пар, а в магазине видишь полный ассортимент «вживую». Покупатели, которым это необходимо, останутся.

  БН Насколько акции и программы лояльности влияют на объемы продаж?

  – Влияют. Из-за объемов прибыль растет. При этом надо понимать, что для покупателя акция не всегда имеет решающее значение. Покупатель приходит за обувью, скидка в большинстве случаев вторична. Бывают случаи, когда покупатель ходит по магазинам, меряет разный товар, сравнивает цены, в итоге совершает более дорогую покупку, потому что в этом магазине качественнее обслуживание, комфортная обстановка. Если приходит современная модная качественная модель, на нее нет смысла делать скидку. Покупатель за нее готов заплатить даже без скидки. Особенно женщины.

  БН Из покупателей кто требовательнее и капризнее – женщины или мужчины?

  – Наверное, женщины. Они дольше выбирают, могут обойти в поисках нужной обуви или аксессуара большое количество магазинов и в итоге сделать все покупки в одном. Мужчина пришел, увидел, подошло –
покупает. По магазинам ходить не будет.

  БН На днях федеральное правительство еще на год, до 31 декабря 2021 года, продлило мораторий на проверки малого бизнеса. Как восприняли новость?

  – Естественно, это хорошее заявление, которое бизнес приветствует. Продление моратория позволит предпринимателю фокусироваться на сохранении и развитии своего бизнеса, и это избавит от необходимости отвлекаться на проверки. Для предпринимателя главная задача – заниматься бизнесом, уплачивать налоги, а не тратить свое время и силы на общение с проверяющими.

  БН На неделе в суд ушло 70 томов уголовного дело в отношении Владимира Быкова – одно из череды коррупционных скандалов в регионе, в которых замешаны статусные чиновники. На ваш взгляд, коррупцию в нашей стране можно победить?

  – Я не эксперт в этой отрасли, наверное, это сделать непросто. Считаю все идет от «верха власти». Зависит от того, какие законы принимаются и какое следует за коррупционные преступления наказание. Точно уверен в одном: если чиновник совершил серьезный проступок и его вина доказана, закон для всех должен быть единым и наказание – вне зависимости от ранга.

  Как победить коррупцию? Если бы у меня или у кого-то из моих коллег был ответ, ее давно бы уже победили. Страна у нас большая, за всеми уследить сложно. Тем не менее если государство поставит задачу искоренить коррупцию, считаю это возможным. Но всем ли это интересно? Для кого-то, видимо, это не совсем выгодный вариант развития событий.

  БН Вы политикой увлекаетесь?

  – Не особо, как-то меня к политике не тянет. Я в бизнесе.

  БН А на выборы ходите?

  – Обязательно.

  БН Далеко не все такие ответственные. Кто-то не ходит, аргументируя неверием в политическую систему, кто-то ходит, чтобы испортить бюллетень...

  – Зачем я буду думать чужими мыслями? У меня есть свое мнение, чтобы сделать выбор. Да, можно рассуждать о том, что голоса ни на что не влияют, результаты фальсифицируются... Я рассуждаю по-другому: сходил, сделал свой выбор, выполнил свой гражданский долг, а жизнь дальше распорядится.

  БН Если коротко, какова политика вашей жизни?

  – Из любой ситуации нужно делать правильные выводы. От всего происходящего мы получаем опыт, который необходимо использовать. Если повторяем ошибку, наступаем на одни и те же грабли, значит, ничему не научились. И никогда нельзя унывать. Возможности для развития есть в любой ситуации, их нужно увидеть и действовать. И жить надо по закону.

  Беседовала Анастасия Белова.

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 

Также читайте