Депутаты придумали, как вовлечь в оборот бесхозные земли
Сегодня, 14 июля, на пленарном заседании ОЗС в первом чтении был принят проект Закона Кировской области № 101-7 «Об определении муниципальных образований Кировской области, на территории которых земельные участки категории земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной собственности Кировской области или муниципальной собственности, предоставляются гражданам в безвозмездное пользование, и признании утратившим силу пункта 3 статьи 9 Закона Кировской области «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Кировской области». Накануне на заседании комитета по бюджету ОЗС разгорелась дискуссия по этому вопросу.
Бесхозные земли
Для понимания: по состоянию на 23 июня текущего года в реестре государственного имущества Кировской области находятся 2629 земельных участков общей площадью 270551 га, из которых 109 (площадью 186104 га) не используются, входя при этом в категорию земель сельхозназначения. Они расположены преимущественно в Котельническом, Советском, Зуевском, Унинском, Фаленском районах.
Законопроектом определены 43 муниципальных образования региона, входящие в состав 27 районов и округов, в которых располагаются свободные от прав третьих лиц земельные участки категории земель сельхозназначения, находящиеся в собственности Кировской области, а также 14 муниципальных образований, в границах которых такие земельные участки предлагаются к предоставлению в безвозмездное пользование.
Без торгов и в собственность
«Нужно сказать, что в настоящее время в законодательстве РФ наметилась явная тенденция, направленная на упрощение процедур, связанных с предоставлением земельных участков, которые находятся в публичной собственности, то есть - муниципальной и государственной, - отметила на заседании и.о. министра имущественных отношений Кировской области Дарья Вознесенская. - Основной целью принятия данного законопроекта является создание льготных условий при предоставлении гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам (КФХ) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Принятие законопроекта упростит доступ граждан и КФХ к земельным ресурсам, а также позволит решить проблему, которая связана с невозможностью конкуренции КФХ, представляющих собой преимущественно семейное хозяйство, с крупными сельхозпроизводителями в рамках существующих процедур».
Граждане смогут получать в безвозмездное пользование участки земель сельхозназначения для ведения личного подсобного хозяйства или фермерства. Без торгов. На срок не более шести лет. Но после пяти лет надлежащего использования земли участок может перейти в собственность пользователя. При этом гражданин получает возможность сам определять нужные ему размеры участка.
«Принятие данного законопроекта будет способствовать более эффективной реализации региональных мероприятий по решению задания по предотвращению сокращения площадей земель сельхозназначения, защиты и сохранения с/х угодий в соответствии с Доктриной продовольственной безопасности, утвержденной Указом Президента РФ в 2020 году, а также мероприятий по устранению зарастаний бесхозных земель сорной растительностью, в том числе - борщевиком», - подчеркнула Вознесенская.
Молчание – знак согласия
Изначально разработчиками законопроекта было предложено принять его на заседании ОЗС сразу в двух чтениях. Но депутатов (членов бюджетного комитета) не удовлетворило несколько моментов. Во-первых, их интересовала работа с муниципалитетами - ведь они прежде всего в этом заинтересованы. Почему выбраны именно эти муниципальные образования, а что с другими?
«Вопрос с муниципалитетами проработан, мы с марта вели эту работу, - ответила и.о. министра. - Заинтересованные в данном законопроекте высказали свою позицию и поддержали законопроект. Те же, кто не был заинтересован, промолчали. Но в своем к ним обращении мы четко указали, что если возражений/предложений нет, то считается, что они согласны с законопроектом. Мы промониторили неиспользуемые земельные участки, находящиеся в собственности области, исходя из этого и заинтересованности/незаинтересованности муниципалитетов, определяли те, которые внесены в законопроект. В будущем в закон можно будет добавлять и другие муниципальные образования».
Депутаты так и не поняли, зачем все усложнять, когда можно сразу внести все муниципалитеты в законопроект...
Во-вторых, членов комитета очень заинтересовало то, насколько эффективно будет работать законопроект - ведь «можно взять большой участок и поставить на него одну козу или корову, а вопрос с зарастанием земли решен не будет».
«Мы ведем постоянный контроль таких участков по их целевому использованию, выезжаем на место и с Россельхознадзором, - ответила Вознесенская. - По безвозмездному использованию составляется договор, где все прописано, если он нарушается, то его можно расторгнуть».
Ответы и.о. министра в итоге не удовлетворили членов комитета ОЗС по бюджету, предложение принять законопроект сразу в двух чтениях было отклонено. Поэтому закон прошел пока только первое чтение. И был отправлен депутатами на доработку.
Для понимания: по состоянию на 23 июня текущего года в реестре государственного имущества Кировской области находятся 2629 земельных участков общей площадью 270551 га, из которых 109 (площадью 186104 га) не используются, входя при этом в категорию земель сельхозназначения. Они расположены преимущественно в Котельническом, Советском, Зуевском, Унинском, Фаленском районах.
Законопроектом определены 43 муниципальных образования региона, входящие в состав 27 районов и округов, в которых располагаются свободные от прав третьих лиц земельные участки категории земель сельхозназначения, находящиеся в собственности Кировской области, а также 14 муниципальных образований, в границах которых такие земельные участки предлагаются к предоставлению в безвозмездное пользование.
Без торгов и в собственность
«Нужно сказать, что в настоящее время в законодательстве РФ наметилась явная тенденция, направленная на упрощение процедур, связанных с предоставлением земельных участков, которые находятся в публичной собственности, то есть - муниципальной и государственной, - отметила на заседании и.о. министра имущественных отношений Кировской области Дарья Вознесенская. - Основной целью принятия данного законопроекта является создание льготных условий при предоставлении гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам (КФХ) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Принятие законопроекта упростит доступ граждан и КФХ к земельным ресурсам, а также позволит решить проблему, которая связана с невозможностью конкуренции КФХ, представляющих собой преимущественно семейное хозяйство, с крупными сельхозпроизводителями в рамках существующих процедур».
Граждане смогут получать в безвозмездное пользование участки земель сельхозназначения для ведения личного подсобного хозяйства или фермерства. Без торгов. На срок не более шести лет. Но после пяти лет надлежащего использования земли участок может перейти в собственность пользователя. При этом гражданин получает возможность сам определять нужные ему размеры участка.
«Принятие данного законопроекта будет способствовать более эффективной реализации региональных мероприятий по решению задания по предотвращению сокращения площадей земель сельхозназначения, защиты и сохранения с/х угодий в соответствии с Доктриной продовольственной безопасности, утвержденной Указом Президента РФ в 2020 году, а также мероприятий по устранению зарастаний бесхозных земель сорной растительностью, в том числе - борщевиком», - подчеркнула Вознесенская.
Молчание – знак согласия
Изначально разработчиками законопроекта было предложено принять его на заседании ОЗС сразу в двух чтениях. Но депутатов (членов бюджетного комитета) не удовлетворило несколько моментов. Во-первых, их интересовала работа с муниципалитетами - ведь они прежде всего в этом заинтересованы. Почему выбраны именно эти муниципальные образования, а что с другими?
«Вопрос с муниципалитетами проработан, мы с марта вели эту работу, - ответила и.о. министра. - Заинтересованные в данном законопроекте высказали свою позицию и поддержали законопроект. Те же, кто не был заинтересован, промолчали. Но в своем к ним обращении мы четко указали, что если возражений/предложений нет, то считается, что они согласны с законопроектом. Мы промониторили неиспользуемые земельные участки, находящиеся в собственности области, исходя из этого и заинтересованности/незаинтересованности муниципалитетов, определяли те, которые внесены в законопроект. В будущем в закон можно будет добавлять и другие муниципальные образования».
Депутаты так и не поняли, зачем все усложнять, когда можно сразу внести все муниципалитеты в законопроект...
Во-вторых, членов комитета очень заинтересовало то, насколько эффективно будет работать законопроект - ведь «можно взять большой участок и поставить на него одну козу или корову, а вопрос с зарастанием земли решен не будет».
«Мы ведем постоянный контроль таких участков по их целевому использованию, выезжаем на место и с Россельхознадзором, - ответила Вознесенская. - По безвозмездному использованию составляется договор, где все прописано, если он нарушается, то его можно расторгнуть».
Ответы и.о. министра в итоге не удовлетворили членов комитета ОЗС по бюджету, предложение принять законопроект сразу в двух чтениях было отклонено. Поэтому закон прошел пока только первое чтение. И был отправлен депутатами на доработку.