Экономика культуры: интервью с Константином Зайнулиным
Фото: Яна Буликашкина («Киров Град»).

Экономика культуры: интервью с Константином Зайнулиным

04.11.2024 14:36:51 756 3

Киров – театральный город. Молодёжь ходит на культурные мероприятия, а половина населения никогда их не посещала и не будет этого делать. Об этом в авторской программе Андрея Усенко «Разговор по делу»16+ на радио «Киров град»16+ рассказал директор Кировского драматического театра и Вятской филармонии имени Чайковского Константин Зайнулин. Поговорить успели про театр, который его руководитель фигурально сравнил с «фабрикой эмоций». Некоторые моменты из интервью, касающиеся «экономики закулисья», – в материале «Бизнес новостей».

Как истинный представитель сферы культуры, Константин Алек­сандрович начал разговор с кратко­го экскурса в историю появления «кировской драмы», инициаторами которого стали предприниматели:

– Кировский областной драма­тический театр – объект, которым кировчане, безусловно, должны гордиться. Один из старейших театров в стране. Он появился в Кирове, вернее, тогда еще в Вятке, в далеком 1877 году: на Театраль­ной площади – на месте, где сейчас современный фонтан – построили деревянное здание театра с печным отоплением на 400 мест. Приме­чательно, что театр на Вятке по­явился не по инициативе «сверху», а исключительно по инициативе самих горожан, предпринимателей того времени. Увлеченные люби­тельским театральным искусством люди в буквальном смысле слова сбросились и построили это де­ревянное здание. И именно 1877 год считается датой основания на­шего коллектива. В 30-е годы уже советская власть строит большое каменное здание, в которое пере­езжает труппа. Сегодня это объект культуры федерального значения, один из архитектурных символов нашего города. Текущий театраль­ный сезон нашего театра – 148-й по счету.

– А что лично для вас театр?

– Вся моя жизнь, потому что я с юношеских лет профессионально занимаюсь театральным искус­ством. Думаю, как и для многих коллег-артистов или специалистов «закулисных» профессий. Театр – и наша жизнь, и работа, и призвание, и миссия. Для зрителей театр – это в первую очередь эмоция. В разговоре с предпринимателями фигурально говорю: на заводе производят, к примеру, кирпичи. В театре – эмоции. Итоговый про­дукт нашей деятельности – эмоция, которую получает зритель от со­прикосновения со спектаклем. Эти эмоции совершенно разные. Если комедия – то смех, юмор, умиление, но бывают и достаточно тяжелые драматические жанры, тогда чело­век тоже получает необходимую ему эмоцию.

Есть показательная статистика, основанная на массе как россий­ских, так и зарубежных исследо­ваний. 50% населения в театр, в концертные залы, в музеи не хо­дили, не ходят и ходить никогда не будут. Это нормально, у людей про­сто другие увлечения в жизни: хок­кей, кулинария, вязание крючком и так далее. Оставшиеся 50% – это как раз потенциальная аудитория театра. Из них 25% ходили, ходят и будут ходить в театр без всякой рекламы. Они самостоятельно отследят новую премьеру, нового артиста, нового режиссера, новое название в афише. А 25% пока еще не определились. Вот именно за этот сегмент неопределившихся и борются представители таких профессий, как арт-менеджер или продюсер.

– Какого возраста аудитория театра?

– Совершенно разная, зависит от конкретного спектакля. Есть, кстати, большой стереотип, что молодёжь в театр не ходит. Это не так. В силу своей должности я практически каждый вечер на показе того или иного спектакля, и всегда вижу в зале очень много молодых людей. Конечно, это в том числе связано с замечательной го­сударственной программой «Пуш­кинская карта», которая активно работает и в Кировской области. Каждый житель в возрасте от 14 до 22 лет включительно имеет право бесплатно на сайте Госуслуг офор­мить такую карту, на которую го­сударство ежегодно перечисляет по 5 тысяч рублей. Деньги можно потратить на покупку билета в те­атр, музей, концертный зал, тем самым реализовать свою потреб­ность в посещении культурных событий. Мы же все помним свои студенческие годы: далеко не у каждого была финансовая возмож­ность выделить средства на такие культурные мероприятия. Сейчас она появилась, отчасти поэтому в зале много молодежи.

Снимок экрана 2024-11-04 142246.png

С одной стороны, театр это некая «фабрика эмоций» в сфе­ре культуры, одухотворенная и возвышенная в представлении горожан. С другой, у вас как у ди­ректора административная функ­ция в заведении, создающем по сути эту культуру. Как? Сложно же приказами и инструкциями создавать эмоцию?

– Непросто, особенно в творче­ской среде. Любой театр – это пре­жде всего коллекция удивительно талантливых людей, основу кото­рой составляет труппа. В труппе Кировского драмтеатра служит 40 артистов. Есть народные артисты, заслуженные артисты России, за­служенные артисты Кировской области. Есть и совсем юные вы­пускники театральных институ­тов, которых мы собираем по всей стране, – Ярославского, Нижего­родского, Екатеринбургского, Мо­сковского, Санкт-Петербургского театральных вузов.

Однако не только артисты пред­ставляют театр, есть масса удиви­тельных «закулисных» профессий. Это специалисты, которые зани­маются звуком, светом, новыми технологиями, потому что совре­менный спектакль достаточно сложно представить без приме­нения различных спецэффектов. Все сценические костюмы про­изводятся в мастерских театра. И это не какое-то конвейерное производство одинаковых вещей: каждый костюм, аксессуар – инди­видуальная вещь под конкретного артиста, под конкретную задумку художника и режиссера спектакля. Есть сотрудники, которые создают декорации, отвечают за реквизит, за бутафорию и множество других «штучных» специалистов.

Так что театр помимо того, что зритель видит на сцене, еще и про­изводство в буквальном смысле этого слова. На сегодня в штате нашего театра 120 человек – толь­ко тех, кто находится в трудовых отношениях. Еще очень многих системно привлекаем на разовые контракты, потому что театр – до­статочно большое предприятие. И весьма дорогостоящее.

– В театре дуальная система управления: есть художественный руководитель, который, условно, отвечает за происходящее на сце­не, и есть директор, отвечающий за происходящее за сценой. От­сутствие единоначалия мешает или помогает управлять творче­скими людьми?

– В этом смысле мне несказанно повезло, потому что два с лишним года назад я начал работать в Ки­рове вместе с известным в России режиссёром Игорем Лысовым, ко­торый является художественным руководителем театра. Многим це­нителям театрального искусства знакомы нашумевшие за два года его работы. Он автор и режиссер спектаклей «Дядя Ваня» по одно­именной пьесе Антона Чехова, ко­медии «На всякого мудреца доволь­но простоты» по пьесе Александра Островского, замечательного спек­такля «Монарх», повествующего об эпохе английского короля Генриха VIII. В настоящее время масштабно идут показы спектакля «Хлынов. Сага о городе и его жителях»6+. Его премьера, посвященная 650-летию Кирова, состоялась в июне. Пьеса оригинальная, написана Игорем. В спектакле задействованы все 40 артистов труппы, созданы неверо­ятной красоты и масштаба декора­ции, применяются спецэффекты, используются исторические костю­мы. Спектакль показан уже раз 15 и каждый раз собирает аншлаги. 5 ноября едем показывать его на сцене Российского академического молодёжного театра в самом цен­тре Москвы, слева от которого Го­сударственная Дума, справа – Боль­шой театр. Дни культуры Кирова в Москве завершатся гастролями Кировского драмтеатра.

Достижения и результат деятель­ности театра за последние два с лишним года – заслуга нашего тен­дема с Игорем, так что отсутствие «единоначалия» в нашем случае идет только на пользу театру и его зрителю.

– Как в целом сегодня строится гастрольная деятельность? Вас приглашают или вы говорите, что хотите где-то выступить?

– В советское время при Ми­нистерстве культуры СССР был специальный отдел гастрольной деятельности. Существо­вала сетка гастролей, соглас­но которой все театры нашей большой страны в летний период менялись местами – куда-то уезжали, причем не на 2-3 дня, а на месяц. К примеру, Киров­ский театр ехал с гастролями в Новосибирск, Новосибирский – на площадку Ленинградского театра, Ленинградский в Сочи. Над этим работало целое министерство, что, конечно было связано с плановой экономикой. В 90-е годы ситуация изменилась кардинально, и га­строльная активность профессио­нальных коллективов сильно упа­ла. В настоящее время, к счастью, ситуация стабилизировалась. Во-первых, появилась федеральная программа «Большие гастроли», предполагающая государствен­ную поддержку поездок театра в те или иные регионы. Участие в этой программе осуществляется на конкурсной основе: нужно на­править заявку и выиграть. По­мимо активного участия в этой программе мы научились просто за счет продажи билетов меняться с теми или иными коллективами. Договариваемся, что в конкрет­ные сроки этот театр приезжает в Киров и показывает свои спек­такли, а труппа нашего театра в это время показывает спектакли на его площадке. За два года мы таким образом побывали, к при­меру, в Сыктывкаре, Йошкар-Оле, Нижнем Новгороде, Краснодаре, Чебоксарах, в Подмосковье.

2.png

– Существует ли какой-то вну­тренний рейтинг престижности театров не с позиции оценки мин­культа, а среди представителей среды? Как с точки зрения гастро­лей, так и места работы?

– В нашей необъятной стране 650 профессиональных театров. Самых разных жанров: театры кукол, теа­тры юного зрителя, драматические, музыкальные (как правило, либо театры оперетты, либо театры опе­ры и балета, которые традиционно считаются вершиной театрального искусства). При этом 200 профес­сиональных театров находятся в Москве и порядка 100 – в Санкт-Петербурге. На всю нашу страну, не считая столиц, остается 350.

Есть регионы, где полный ком­плект театрального предложения, к примеру, Екатеринбург. В трех субъектах РФ нет ни одного про­фессионального театрального коллектива, так что ситуация от региона к региону отличается. В Кирове работают три профессио­нальных театра – драматический, ТЮЗ и театр кукол, поэтому наш город достаточно театральный. В каждом есть свой зритель, своя ау­дитория. Мы не испытываем проблем с аншлагами или с продажей билетов. Киров в этом плане точно не какой-то аутсайдер.

– Когда вам предложили при­ехать работать в Киров, что ле­жало на внутренней чаше весов при принятии решения?

– Конечно же, статус Кировского драматического театра, известного в стране. Повторюсь, это здание не­вероятной красоты, с традициями в труппе, более чем полувековой историей. Ну и перспективы роста.

Закольцовывая этот и предыду­щий вопрос, скажу, что в стране всего 12 театров, расположенных не в Москве и Санкт-Петербурге, которые (перехожу на бизнес-тему) ежегодно зарабатывают на продаже билетов свыше 100 миллионов рублей. Когда я принял дела, по итогам 2021 года Кировский драмтеатр на продаже билетов заработал 21 миллион рублей, в 2022-ом – 55 миллионов, в прошлом мы зара­ботали 95. За два года практически в пять раз увеличили бюджет дея­тельности нашего театра. Надеюсь, по итогам 2024 года войдем в этот топ региональных театров.

– Уверен, что горожане и гости нашего города помогут выполнить этот план. А что для вас зритель – аудитория, клиент, потребитель, гость? С одной стороны, это поку­патели вашей продукции – эмо­ций, а с другой?

– Зрителя мы точно не рассма­триваем, в первую очередь, как покупателя или как потребителя. Во-первых, сам смысл деятельности театра заключается в некоммерче­ском ее характере. Во-вторых, мы го­сударственное учреждение, имеющее определенную субсидию из бюджета. Да, мы не ставим перед собой цели принесения прибыли и заработка. Так исторически сложилось, что те­атральное искусство (как и любое другое – музыкальное, музейное и так далее) нуждается в поддержке государства, в субсидировании.

Всё, что происходит на сцене Ки­ровского драмтеатра, ориентиро­вано на нашу публику, в первую очередь жителей города Кирова. Говоря о репертуарной практике, мы всегда думаем о том, чтобы кировчане имели доступ ко всем жанрам театрального искусства, которые у нас присутствуют.

В труппе есть расхожая фраза «Театр – наш дом». Я более ши­роко понимаю это понятие. Это не только дом, где обитают его хозяева, сотрудники театра, но и очень гостеприимный дом для нашей публики. Говорят, что театр начинается с вешалки, но здесь еще есть буфет, фойе – обязательно с какой-то выставочной экспозицией. После того как гость театра сел в кресло и перед ним открылся за­навес, он должен получить каче­ственный спектакль, качественную эмоцию. Идеальная сверхзадача – когда зритель после спектакля еще долго обдумывает увиденную исто­рию, у него появляется желание поделиться эмоциями с другом, родными, соседями. И сказать: «Слушай, в драматическом театре такое происходит! Не пропусти и обязательно сходи на спектакль!»


Это один из материалов свежего еженедельного номера газеты «Бизнес новости в Кирове». PDF номера по этой ссылке.

VK TW
0
Guest
Весной 2024 года Кировский драмтеатр приезжал с гастролями к нам, в Нижний Новгород. Порадовались за кировчан - практически на всех спектаклях были аншлаги! И это в нашем, избалованном гастролями столичных театров и музыкантов, городе..
Имя Цитировать
0
Guest
Г-н редактор сайта, фамилия режиссёра Кировского драматического театра Лысов, исправьте текст. Стыдно.
Имя Цитировать
0
Администратор Сайта
Цитата
Guest пишет:

Г-н редактор сайта, фамилия режиссёра Кировского драматического театра Лысов, исправьте текст. Стыдно.
Спасибо большое. Исправили!
Имя Цитировать
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 


Также читайте