Экономия ради роскоши
Россияне стали больше тратить на отдых и автомобили, но при этом больше экономить на еде. Власть уверена: рост доли «необязательных товаров» свидетельствует об увеличении благосостояния населения.
Парадоксальную на первый взгляд ситуацию зафиксировал накануне Росстат. Согласно его данным, на одежде и обуви начали экономить 42% опрошенных, на лечении и медикаментах – 24%, при этом 40% респондентов ощутили уменьшение доходов.
И неудивительно. Согласно другим данным, за последние годы россияне стали покупать в 3 раза больше автомобилей, в 10 раз больше компьютеров и в 3 раза активнее путешествовать. Но при невысоком росте доходов, особенно, в кризисные годы, чтобы покупать подобные вещи, надо на чем-то экономить. По данным Росстата, это оказалась еда и непродовольственные товары («минут» 8% и 2% соответственно). Неприятным оказался и результат по статьям бюджета на культурные нужды (5,6% против 8,6% в 2000 году). Впрочем, эксперты утверждают: в таких данных нет ничего феноменального: большинство россиян все еще находятся в гонке за «статусом». На чем передвигаться, где отдыхать и что иметь по-прежнему считается более приоритетным, нежели здоровое питание, лечение и культурный досуг.
Хотя, надо отметить, Киров из общероссийских тенденций выбился. Не в том смысле, что у нас живут исключительно образованные и здоровые люди, но и особого роста автомобильного и туристического рынка эксперты тоже не наблюдают.
- Общий поток отдыхающих постепенно увеличивается, но не принципиально, - говорит Ольга Верхотурова, директор турагентства «Вятка-тур». – Не такой у нас высокий уровень жизни, чтобы у большинства населения была возможность не кушать, а отдыхать заграницей. Даже если анализировать по сегментам, не наблюдается перехода от бюджетных туров к классу «люкс». Единственное, что могу отметить, появилась прослойка людей, которые могут позволить себе отдых за границей 2-3 раза в году.
О подобной тенденции говорят и представители автосалонов. По их мнению, если до кризиса чувствовался ощутимый рост, то после кризиса автомобильный рынок Кирова только-только начинает выправляться после встряски.