Франкенштейн рынка страхования: к чему приведет реформа ОСАГО – материалы газеты

Франкенштейн рынка страхования: к чему приведет реформа ОСАГО – материалы газеты

13.06.2021 19:38:14 1492 0
Стоимость полисов ОСАГО может вырасти на 30%, сообщает «Газета.ru». Причина подорожания – страховая реформа. Предлагается отменить учет износа деталей и увеличить сумму компенсации в случае причинения вреда жизни и здоровью с 500 тысяч до 2 млн рублей. Автором инициативы является Центробанк.

«Бизнес Новости» поговорили с представителями бизнес-сообщества и экспертами, чтобы выяснить, что побудило финансовые власти в очередной раз реформировать сферу страхования, во что могут вылиться эти изменения и действительно ли полисы могут подорожать.

Отменить износ

Главный редактор паблика «наБУСТе», посвященного автомобильной тематике, Алексей Филиппов в разговоре с корреспондентом «БН» отметил, что государство всегда действует комплексно: в случае увеличения стоимости полисов будет ужесточена и ответственность за их отсутствие.

«Что касается отмены учета износа деталей – это правильный шаг. Существуют автомобили, для которых приобрести детали не так-то просто, это, например, редкие автомобили либо транспорт, который был произведен много лет назад и уже снят с производства. В таких случаях износ деталей составляет 80-90%. Если подобное авто попадет в ДТП, то компенсация будет ничтожно малой и не покроет расходы. Поэтому владельцы редких автомобилей либо тех, которые являются старыми, но до сих пор в хорошем состоянии, оказываются в неловком положении.Но распространять реформу на всех, в том числе на тех, кто ездит на современных авто, мне кажется, не совсем правильно. Думаю, она вводится для того, чтобы не пострадали страховые компании», – считает Филиппов.

С ним частично согласен автоэксперт, член общественного совета «Росавтодора» Игорь Моржаретто. При этом он подчеркнул, что в данном случае решения должны приниматься точечно, в зависимости от состояния транспортного средства. 

«Что касается отказа от учета износа авто при возмещении ущерба деньгами – это достаточно сложный вопрос. Бывают тридцатилетние автомобили, которые стараниями своих владельцев выглядят так, будто только сошли с конвейера и железо в них тоже чувствует себя на твердую пятерку. Износ таких транспортных средств точно не стоит учитывать. Если же речь идет про потрепанные жизнью проржавевшие «Жигули», абсолютно логично учесть степени износа транспортного средства», – заявил он, его слова приводит пресс-служба информационного проекта «ОСАГО: общественная экспертиза».

Вице-председатель МООЗПП «Комитет по защите прав автовладельцев» Александр Холодов также выразил мнение, что законодательство, регулирующее этот вопрос, должно быть пересмотрено. 

«Все, что связано с износом деталей, всегда являлось конфликтной ситуацией. Я как автомобилист буду только рад, если износ будет отменен. В этом случае в случае ДТП будет компенсироваться полная стоимость ущерба, причиненного автомобилю. В этом вопросе всегда имел место некий эффект кривизны, и неплохо было бы его исправить. Представьте, условно, ремонт без износа стоит 100 тысяч, с износом – 50 тысяч. Вас с этим автомобилем отправляют на станцию, а там вам говорят: не могут починить транспортное средство. Вы соглашаетесь на выплату наличными, и вам выплачивают 50 тысяч. Почему? Ведь только же было 100 тысяч», – рассуждает спикер «БН».

Председатель Всероссийского общества автомобилистов Валерий Солдунов, высказываясь о необходимости проведения реформы, оказался еще более категоричен. По его словам, в ней нет необходимости. 

«Все, что направлено на защиту прав автомобилистов, является правильным, но не нужно вводить какие-то избыточные меры. Транспортное средство в любом случае проходит техническое обслуживание. И если оно его проходит и выясняется, что некоторые запчасти становятся если не совсем негодными, а скажем так, спорными, их, естественно, меняют на техобслуживании», – говорит эксперт.

IMG_9204.jpg

Лечить не на что

Что касается увеличения выплат в случае причинения вреда жизни и здоровью, эксперты единогласно сходятся во мнении – это правильно. «В случае серьезных ДТП страховые выплаты не перекрывают стоимость необходимого лечения. Поэтому, повторюсь, любая инициатива, направленная на защиту интересов автомобилистов, нами только приветствуется», – подчеркнул Солдунов.

Алексей Филиппов говорит, что 500 тысяч – это недостаточная сумма для того, чтобы заплатить за лечение в случае серьезных аварий. «В случае возникновения аварийной ситуации редко удается возместить все расходы, которые пострадавший понес в результате ДТП. В первую очередь, это касается здоровья. Нередко бывает и такое, что страховая компания не желает добровольно исполнять свои обязанности, в таком случае пострадавшим приходится обращаться в суд», – сказал он.

Увеличить выплаты и попросить денег

Холодов предположил: если реформу все же проведут, цены на полисы ОСАГО вырастут. Насколько конкретно, прог­нозировать не стал. «На стоимости полисов, увы, реформа скажется, они подорожают. Если власти хотят увеличить выплаты, то потом попросят больше денег», – считает собеседник.

Валерий Солдунов говорит, что объективных причин для повышения цен нет. Он также обратил внимание на то, что власти не раз публично заявляли о том, что планируют сделать жизнь водителей комфортнее, но на деле это были не более чем бесплодные декларации. «Мы всегда выступали против повышения страховых взносов. Как бы нам ни пытались объяснить, что для владельцев автомобилей необходимо то или иное благо, стоимость ОСАГО не уменьшилась. Поэтому надеемся, что если эти, так скажем «бонусы», будут законодательно закреплены, стоимость полисов не увеличится», – подытожил глава Всероссийского общества автомобилистов.


Мнения

Петр Шкуматов, координатор движения «Общество Синих Ведерок»:

Шкуматов.jpgВ августе 2020 года были приняты поправки в закон об ОСАГО, которые и народ, и журналисты назвали «индивидуализацией». Стоимость полиса стала рассчитываться не по формуле, которая указана в законе об ОСАГО, а индивидуально для каждого страхователя. Это логично, потому что любой страховой продукт рассчитывается индивидуально. ОСАГО – это некий такой Франкенштейн на рынке: вроде и страхование, но размер страхования рассчитывается по какой-то формуле.

Страховым компаниям разрешили индивидуально определять стоимость полиса в рамках тарифного коридора, но границы этого коридора очень большие – от 2,5 тысячи рублей до 70-80 тысяч.

И что мы видим? Стоимость полисов осталась на прежнем уровне, а для многих людей даже стала ниже. Реально средняя стоимость полисов не увеличилась (хотя в августе тоже пророчили, что наступит катастрофа и все подорожает). Почему? На рынке началась конкуренция за страхователей-автомобилистов. И если страховая компания повысит стоимость полиса, автомобилисты уйдут к конкурентам. Цены встали. И это не значит, что убытки и издержки страховых компаний не выросли: они выросли пропорционально стоимости запасных частей. Однако у страховых компаний есть внутренние, дополнительные резервы для сдерживания стоимости полиса в приемлемом для страхователей диапазоне.

ОСАГО должно быть приведено в норму. Ну согласитесь: это же бред – похороны у нас в стране стоят 100 тысяч рублей, а страховая сумма за жизнь – 500 тысяч. Представляете, случилась страшная трагедия, ДТП, человек погиб, а семье выплачивают 500 тысяч. Это абсурд, это унизительно, и такого быть не должно. Считаю, если страховую сумму доведут до 2 миллионов, – это хорошо.

Наташа Форт, основатель женской автошколы в Кирове GIRL&CAR:

Форт.jpgВ случае реформы, естественно, мы будем наблюдать рост стоимости полисов. Думаю, оценка в районе 30% вполне реалистична.

Если говорить о конкуренции, зачастую бывает именно так: одни компании начинают повышать цены вслед за конкурентами. На мой взгляд, необходимо повышать ответственность водителей, а не стоимость полисов ОСАГО. Сделать это можно с помощью качественного обучения на начальных этапах. Проблема аварийности закладывается еще на старте. А повышение стоимости ОСАГО попросту снимает с водителя личную ответственность. Чем дороже будет полис, тем активнее люди будут стараться «отработать» эти деньги. 


Михаил Блинов.


https://vk.com/wall12605618_249
VK FB TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
 

Также читайте