Гендиректор завода "Молот-Оружие" Равиль Нургалеев: "Уверен, мы и с этим справимся!" – материалы газеты

Гендиректор завода "Молот-Оружие" Равиль Нургалеев: "Уверен, мы и с этим справимся!" – материалы газеты

29.11.2020 17:06:00 6190 0
В последние годы вятскополянский завод «Молот-Оружие» переживал нелёгкие времена. Потеря рынков сбыта, долги перед поставщиками и налоговой, невыплата зарплаты. Ситуацию усугубляла постоянная смена топ-менеджеров: за десять лет руководящий состав предприятия поменялся пять раз, причём формировался он исключительно из иногородних кадров.

Чуть менее года назад предприятие возглавил местный руководитель, уроженец Вятскополянского района, депутат Заксобрания Кировской области Равиль Нургалеев. Он связан с заводом двадцать лет, поэтому проблемы в многолетней ретроспективе знает, что называется, изнутри. Их немало, признаёт руководитель градообразующего предприятия, но уверен, их можно решить. О постепенной «реанимации» ООО «Молот-­Оружие», о ситуации в экономике, о кадровой политике, возможностях для молодых специалистов, пандемии и отношении к родному городу Равиль Нургалеев рассказал «Бизнес новостям».

 «Завод начали разграблять»

Равиль Рамильевич, почему вы приняли предложение возглавить в конце прошлого года завод «Молот-Оружие»?

  – Меня с этим предприятием связывают двадцать лет. Все его взлёты и падения происходили на моих глазах. К сожалению, вторых было больше, чем первых. И предполагаю одну из ключевых причин: почему-­то в некоторых государственных корпорациях принято считать, что самые лучшие управленцы – из других городов, откуда их нужно перевести на работу на то или иное предприятие.

  Также происходило и на нашем «Молоте»: за последние десять лет пять (!) раз менялся руководящий состав завода и параллельно каждый раз полностью заново формировалась команда. И опять же все – приезжие. В последние два года появилась ещё одна очень печальная тенденция – завод в прямом смысле начали разграблять: продавалось на металлолом оборудование, резались конструкции, выгребались склады... Не было никакого развития, только обострялась тенденция к уничтожению производства.

  Больно и обидно было смотреть на всё это, поэтому и принял решение возглавить завод. Первое и главное, что для себя определил, – делать упор на местных специалистов.

  Какие задачи перед вами как топ-менеджером были изначально поставлены собственником завода?

  – Ключевых – три. Во­-первых, остановить падение завода в очередную яму, максимально обеспечить работой производственные мощности. Во-­вторых, предотвратить социальный взрыв, связанный с невыплатой заработной платы (для понимания: в 2019 задержка с выдачей зарплат доходила до четырёх месяцев). Ну и, в-­третьих, конечно, – разобраться с текущими проблемами и провести аудит деятельности прежних менеджеров завода. 

  Новые реалии: рынки сбыта и география продаж

  Насколько специфика «Молот-Оружия» отличается от деятельности предприятия, которое вы возглавляли ранее на протяжение многих лет – ООО «Молот-Армз»?

  – Эти предприятия различаются в первую очередь линейкой выпускаемой продукции. «Молот­-Армз» – это производство, ориентированное исключительно на рынок гражданского оружия. «Молот­-Оружие» производит как гражданское оружие, так и спецпродукцию, то есть военное.

  Соответственно, рынки продаж также различаются?

  – Да. В первом случае покупатели – это гражданские лица, охотники, спортсмены. Реализация происходит через дилерскую сеть, через охотничьи магазины как в нашей стране, так и за рубежом (на территории бывших стран СНГ). Что касается военной продукции, здесь заказчиками выступают силовые ведомства страны, хотя есть и иностранные заказчики.

  К сожалению, сегодня объём производства не так велик, чтобы закрывать нужды предприятия, но, считаю, это дело времени. В настоящее время мы активно работаем над увеличением портфеля заказов.

  В связи с этим есть ли планы в ближайшее время расширять линейку выпускаемой продукции?

  – Расширение продуктовой линейки происходит на заводе постоянно. Покупатели – в основном, из­-за рубежа – часто просят внести в конструкцию изделия те или иные изменения. Согласно их запросам и требованиям мы и работаем. Кроме того, активно ведём работу по изменению номенклатуры военной продукции.

  Намерены ли вы расширять географию продаж?

  – Пандемия внесла свои коррективы, поэтому географию продаж в настоящее время расширять довольно сложно. Практически все мировые военные и гражданские выставки вооружений закрыты. Того прямого контакта с потребителем, который всегда был на таких мероприятиях, очень не хватает. Тем не менее мы продолжаем активно работать в плане продвижения продукции по другим каналам. Результаты есть, и они положительные.

  Насколько сегодня загружены производственные мощности завода?

– Сегодня они задействованы, так скажем, выборочно. Всё зависит от объёмов того или иного заказа.

  То есть при необходимости есть возможность в любой момент нарастить объёмы?

– Да, на действующем оборудовании увеличение производства возможно. Однако у нас проблема не в оборудовании, проблема в кадрах. Их пока не хватает.

Завожд.JPG

  Отголоски прошлого и пандемия

  Отразилось ли на работе «Молот-Оружие» банкротство по факту головного предприятия – ОАО «Молот»?

  – Банкротство завода «Молот» уже подходит к завершению. На работе нашего предприятия оно никак не отразилось.

  Остались ли на сегодняшний день отголоски ситуации 2017 года, когда «Молот-Оружие» был включён в санкционный список?

  – К сожалению, да. Включение предприятия в санкционный список больно ударило по заводу. На тот момент «Молот-­Оружие» был единственным, кто мог поставлять гражданское оружие в США и страны Европы. Под это закупили дополнительное  оборудование: были планы по наращиванию объёмов производства. Но сегодня мы не можем поставлять продукцию по тем направлениям, несмотря на интерес к нашему оружию со стороны зарубежных потребителей. Включение предприятий ОПК в санкционные списки по умолчанию повлекло за собой запрет на поставки гражданского оружия всех предприятий оружейной отрасли страны.

  А как пандемия отразились на работе завода? Многие предприниматели говорят о нарушенных связях из-за закрытых границ или росте цен на комплектующие из-за ситуации с рублем. Вы как пережили?

  – Для нас самое главное, что с момента введения ограничений весной этого года наше предприятие ни разу не останавливало свою работу. Не было и сокращения численности работников. Да, возникали проблемы по отгрузке гражданского оружия – ввиду того, что в России были закрыты все оружейные магазины – впрочем, как и за рубежом. Спасибо нашим дилерам, что не бросили завод в этой сложной ситуации и исправно выполняли свои финансовые обязательства.

Падение курса рубля – в части реализации продукции за валюту – нам только помогло. Правда, с другой стороны, закупка материалов (в частности, металла) наоборот стала для нас менее выгодной. Металл на бирже продаётся за валюту, соответственно, и цены на заводах меняются в зависимости от курса валют.

  Долги, налоги и кадры: как решаются проблемы

  С какими проблемами вы столкнулись на первом этапе руководства заводом и с какими сталкиваетесь сегодня? Как их решали и решаете?

  – Основная и самая большая проблема, с которой мы столкнулись – это громадная задолженность по налогам и долги перед поставщиками. Одним из первых шагов для снятия налоговых проблем стало решение о необходимости вхождения завода в список стратегических промышленных предприятий. 12 октября на межведомственной комиссии в Минэко решение о включении ООО «Молот-­Оружие» в этот список было принято. Одновременно с этим руководство Минпромторга одобрило программу финансового оздоровления предприятия, что даёт повод надеяться на помощь со стороны государства.

  Есть и каждодневные, текущие проблемы, такие как отопление, водоотведение, снабжение материалами. Усилиями всех отделов по профильным направлениям мы решаем их по мере возникновения, в ежедневном режиме.

  Вы упомянули, что на заводе есть проблема с кадрами. Сколько сотрудников сегодня заняты на производстве?

  – Сегодня на предприятии трудится примерно две тысячи человек.

  Это достаточно большой штат...

  – Но даже при таком числе сотрудников нам очень не хватает грамотных специалистов. К сожалению, за предыдущие годы многие грамотные специалисты уехали из Вятских Полян работать в другие города.

  Практически начиная с нового года мы размещаем рекламные ролики на радио, на различных интернет-­ресурсах, в СМИ о приёме на работу. Заключили соглашение с Ижевским государственным техническим университетом о заочном обучении молодых специалистов, работающих на нашем предприятии. Около тридцати человек уже поступили в вуз. Кроме этого, мы постоянно взаимодействуем с местным механическим техникумом: студенты учебного заведения проходят на нашем заводе практику. Стараемся создать комфортные условия для работы молодых специалистов. К примеру, специально для них под жильё освободили гостиничные номера в нашем доме ветеранов.

  Приглашаем на работу операторов оборудования с ЧПУ, литейщиков, токарей­фрезеровщиков, шлифовщиков, инструментальщиков, модельщиков. Обеспечиваем полный социальный пакет, иногородним предоставляем жилье. Так что добро пожаловать. Мы ждём вас, специалисты! 

  Бизнес социальной направленности

  Ваше предприятие работает на территории опережающего социально-экономического развития. Даёт ли вам это какие-либо льготы или преференции?

  – Наш город является моногородом, а предприятие носит официальное звание градообразующего. И Вятские Поляны действительно имеют статус ТОСЭР. Однако, как ни странно, всё это никоим образом не даёт нам права участвовать в каких-­либо программах и получать льготы! То есть все фирмы и компании, находящиеся на территории города, имеют право и возможность получать льготы, а предприятие, за счёт которого всё это произошло, по факту осталось ни с чем! 

  И тем не менее именно ваше предприятие считается самым социально значимым для Вятских Полян. Удается ли вам сегодня, в условиях непростой ситуации в экономике, продолжать реализацию значимых для города проектов?

  – В нашем городе практически ни один социальный проект не обходится без участия завода – будь то детские или ветеранские мероприятия, спортивные состязания или участие в различных программах по улучшению городской среды. Да, несмотря на то, что финансово это непросто, мы всегда идём навстречу развитию и улучшению жизни нашего города и района. И не только потому, что я являюсь директором самого крупного в районе предприятия и депутатом ОЗС. В первую очередь – я сам житель этого города!

  Задача для руководителя, решение для города

  Существует ли кооперация на вашем рынке?

  – Сегодня, наверное, нет ни одного предприятия, которое производит свою продукцию, как говорится, «от и до». Так и в нашем деле: без кооперации – никуда. География поставок комплектующих – вся страна! Есть среди партнёров и предприятия Кировской области. Со своей стороны мы также в рамках кооперации поставляем детали на другие предприятия. Это даёт дополнительную возможность загрузить производство. 

  Какие ключевые проблемы сегодня больше всего волнуют производителей оружия?

  – Проблема одна – падение спроса, причем катастрофическое. Чемпионат Мира по футболу­2018, Кубок конфедераций 2017 года и, конечно же, пандемия­2020 внесли свою лепту в падение продаж. Из-­за коронавируса во многих регионах была приостановлена работа охотничьих магазинов и спортивных стрелковых объектов, сотни торговых точек в результате оказались на грани банкротства. Одновременно с этим происходят изменения в Оружейном законодательстве.

  Пытаетесь ли вы как представитель законодательной власти повлиять на решение этих проблем? Или, возможно, планируете выйти с какой-либо инициативой на федеральный уровень?

  – Скорее не как депутат ОЗС, а как руководитель оружейного завода я постоянно в курсе всех изменений и обсуждаю все нововведения либо проекты на уровне руководства Росгвардии и МВД РФ, а также с депутатами Государственной Думы. Никогда не отказывают нам в помощи и всегда поддерживают нас в рамках своих компетенций сенаторы от Кировской области – Вячеслав Степанович Тимченко и Виктор Николаевич Бондарев, за что им огромное человеческое спасибо.

  Что, по вашему мнению, будет происходить с отраслью в ближайшее время?

  – Скорее всего часть рынка прекратит существование. Такие крупные предприятия, как наше, могут спастись только благодаря большим заказам либо для нужд обороны, либо на экспорт. Если говорить о рынке гражданского оружия, то это очень малая доля того, что необходимо. Это в финансовом плане.

  Каким видите «Молот-Оружие» через год? Что нужно, чтобы ваши планы и ваше видение по развитию предприятия реализовались?

  – Надеюсь, что нам всё же удастся получить гособоронзаказ, который позволит заводу спокойно работать несколько лет. Коллектив специалистов, которые сейчас вместе с нами выстраивают схему дальнейшего развития, очень грамотный, уверенный в себе. Да, есть некоторые наработки, которые нам только ещё предстоит развивать, но, уверен, мы с этим справимся. Первостепенная же задача для меня как руководителя предприятия – обеспечить завод заказами, загрузить имеющие мощности и, конечно, выполнять социальные обязательства перед сотрудниками, в том числе – без задержек выплачивать заработную плату. От наших показателей напрямую зависит экономика Вятских Полян – города, в котором мы живём.

  Беседовала Юлия Усинская.

Это один из материалов свежего печатного номера газеты "Бизнес новости" в Кирове.

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 


Также читайте