Не удержать повысить: как рост цен запускает цепную реакцию – материалы газеты «Бизнес новости»

Не удержать повысить: как рост цен запускает цепную реакцию – материалы газеты «Бизнес новости»

25.04.2021 15:44:01 1283 0
Цены на продукты стремительно растут, рассказали в Кировстате. Больше всего подорожали овощи и фрукты. По словам статистиков, скачок обусловлен прежде всего сезонным фактором. 

Тем не менее, сложившаяся тенденция не выбивается из ситуации, которая существует в ПФО в целом. Однако увеличение стоимости продуктов, материалов и оборудования приводит к тому, что предприятия в Кировской области закрываются, особенно это касается малого и среднего бизнеса.

Статистики подсчитали 

«Если говорить по продовольственной группе, то в первом квартале традиционно выросли цены на плодоовощную продукцию. Лидером является морковь – ее стоимость за три месяца повысилась почти на 60%. В группе лидеров по повышению цен по плодоовощной продукции также свекла, картофель, лук, капуста, яблоки. Здесь можно говорить о сезонном повышении цен на данные виды товаров, которое мы наблюдаем каждый год. Ситуация наблюдается во всех регионах Приволжского федерального округа. И нельзя сказать, что Кировская область как-то сильно отличается от наших соседей, – отметила заместитель руководителя Кировстата Галина Журавлева в эфире программы «Дневной разворот» на «Радио «Киров Град» (региональный партнер «Эха Москвы»16+).

Удержать цены 

Заместитель генерального директора «Кировского молочного комбината» Федор Сураев подтверждает: цены на молочную продукцию также выросли. Это обусловлено подорожанием расходных материалов для производства и повышением стоимости коммунальных ресурсов.
«Насколько мне известно, некоторые производители подняли цены с начала года. Мы же пока их удерживаем на прежнем уровне – последнее повышение у нас было в феврале прошлого года. Планируем повышение летом нынешним. Потому что затраты растут: это традиционно электричество, газ, вложения в коммунальные сети», –
сказал предприниматель.

Генеральный директор Ассоциации сельскохозяйственных кооперативов «Вяткаплем» Фаат Хайруллин также указал на то, стоимость продукции растет из-за повышения стоимости материалов, которые применяются при развитии производства. Кроме того, он обратил внимание на несправедливость тарифной политики. «Плодоовощной продукции в Кировской области производится достаточно мало. Изначально нужно говорить о том, почему происходит подорожание. Давайте мы разберемся в себестоимости любого продукта, в его основе лежат сырьевые данные. Если сравним цены с прошлым годом, то окажется, что у нас в январе-феврале металл подорожал на 70%. На сегодняшний день увеличение произошло в два раза. По сложным удобрениям рост произошел на 40%. Аммиачная селитра подорожала примерно на 20%. ГСМ – примерно на 10-15%. Электроэнергия в сельском хозяйстве 9,40 рублей за 1 кВт/час. Промышленность платит 4,10, население – 2,87», – говорит Фаат Хайруллин.

Он добавил, что стремительно растет и стоимость составляющих для производства кормов. «2,5 года назад сельское хозяйство отнесли к «прочим потребителям», вследствие чего произошел такой рост. А это все себестоимость. Корма в рационе любого животного составляет от 35% до 60% себестоимости. За год произошло существенное подорожание. Жмых – с 14 до 34 рублей, это более чем в два раза. Патока – в 2,8 раза. Кукуруза – в 1,5 раза. Зерно – в 2 раза».

Неадекватный рост цен подтверждает и предприниматель Семен Кытманов. «На растительное масло рост цен – 80%. Маргарин, масло – 50%. На сахар – на 50%. Все это очень сильно влияет на себестоимость», – отметил гость студии. 

Бизнес схлопывается 

Кытманов говорит, что нестабильность на рынке пищевой продукции сказывается и на бизнесе ввиду того, что мелкие компании не могут себе позволить необходимые компоненты для производства товаров.
Предприниматель заметил, что пандемия значительно повлияла на настроения бизнесменов и их подход к ведению собственного дела. По его словам, если раньше предприниматели готовы были мириться с текущими условиями, то сейчас пересмотрели свою стратегию на более консервативную.
«Если в целом смотреть на пандемию, на рынке не было такого массового схлопывания бизнеса. Да, менялись собственники, концепт, продукт, но в целом бизнес оставался. Сейчас же с Нового года наступило испытание для бизнеса, которого не было в 2019 году. Пекарни начинают массово закрываться не только в Кирове, но и по России в целом. Если в прошлом году у нас не было заявок на выкуп объектов, то в этом году мы еженедельно фиксируем, что объекты закрываются. Закрываются компании, у которых мало точек, у которых не распределены расходы, которые и до кризиса работали с минимальной рентабельностью. А сейчас они уходят с рынка», – отмечает Семен Кытманов. 

EzgIA6i8518.jpg

Платит потребитель 

Как говорят сами бизнесмены, одним из наиболее болезненных факторов для них является изменения в законодательстве.

«Грядет введение маркировки молочной продукции. Это повлечет за собой удорожание продукции – всегда платит конечный потребитель. С 1 марта планировалось повышение утилизационного сбора при покупке техники в 3-5 раз, в зависимости от техники. Пока это отложили, идет обсуждение.

Но на сегодняшний день существуют планы повысить экологический сбор с переработчиков молока в 5-6 раз. Это тоже будет заложено в стоимость продукции», – продолжил Фаат Хайруллин.

При этом добавил, что государство все равно будет регулировать социальный продукт: «От этого нам никуда не деться. Это цена на молоко, на хлеб, на макароны, какие-то мясные продукты. Что делает профильное министерство? Всячески пытается сдержать цену, я бы сказал, административным путем. В ноябре выделили 5 млрд хлебопекам и мукомолам. Сейчас выделяется 9 млрд на погашение затрат при производстве сахара и подсолнечного масла».

С ним согласен и Федор Сураев. По его словам, маркировка в любом случае скажется на стоимости конечной продукции. «В этом году в молочной промышленности будет введена система «Честный знак». Летом мы начинаем маркировать сливочное масло, сыр и потом с осени будем маркировать всю молочную продукцию. Это тоже внесет определенные коррективы», – подчеркнул он. 

Что делать? 

Хайрулин полагает, что действующая экономическая модель является несправедливой. Де-факто в ней присутствуют элементы плановой экономики, но далеко не все сельхозпроизводители могут воспользоваться теми преференциями, которые предоставляет государство. Он уверен, что власти должны оказывать помощь бизнесу, исходя из его реальных потребностей.

«Я бы посоветовал экономистам и статистам подсчитать, сколько должно стоить сырье у сельхозтоваропроизводителей, исходя из существующих цен на составляющее сырье и среднюю зарплату по региону. И вывести необходимую цену на производимую продукцию. Мы [государство] не контролируем рост составляющих. Но при этом хотим контролировать готовую продукцию. Надо было изначально делать квотирование и таможенные пошлины. Министры нам говорят: «Мы в рыночной экономике. Мы не будем регулировать». А как же мы не регулируем, если мы выделяем субсидии и дотации? Но далеко не все сельхозпроизводители дотягиваются до этих субсидий и дотаций», – заключил Фаат Хайруллин.

Михаил Блинов.


VK FB TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован в ближайшее время
Текст сообщения
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
 

Также читайте