Защите прав потребителей посвящен целый ряд законов. Благодаря им покупатель всегда прав, в отличие от бизнесмена.

Нуждаются в защите

14.03.2011 3285 0
Кто и как защищает бизнес?

15 марта – день защиты прав потребителей. Многочисленные организации отчитаются о проведенной за год работе, о результатах проверок и примененных наказаниях. Естественно, проверкам и наказаниям подвергали ни кого иного, как предпринимателей. Поэтому в эту не очень приятную для бизнесменов дату «Бизнес Новости» решили задаться вопросом: а защищает ли кто интересы и права предпринимателей?

На войне, как на войне

Если взглянуть на эти обе стороны (где с одной - потребители, а с другой - производители и поставщики товаров и услуг), то невооруженным глазом видно, что против бизнеса настроена достаточно внушительная артиллерия. В нее входят и государственные структуры, и многочисленные общественные объединения, нельзя не упомянуть и просто защитников-одиночек, которые при недолгом изучении тоненькой книжечки закона «О защите прав потребителей», смело размахивая ей, бегут в суды, отстаивая права потребителей.

Кстати, такие бесстрашные защитники, как правило, проводят бесплатные консультации, и в череде многочисленных обращений ловят на свою удочку выгодное «дельце». Прекрасный пример такой работы – немало известный в нашем городе защитник всех обиженных покупателей и потребителей Борис Дюпин. Он умело использует свой основной дар и частенько подпитывает судебные процессы небольшими пасквилями в малотиражном печатном издании, издаваемом, как правило, на личные средства, а также пожертвованные от добрых защищенных граждан.

Почему стоило упомянуть о такого рода защитниках в самом начале? Так это потому, что они попортили кровь немалому количеству предпринимателей. Для достижения целей они часто используют те же неприятные методы, что и конкуренты: насылают налоговую, пожарную инспекцию, роспотребнадзор. Как говорится, на войне, как на войне, все способы хороши.

Об опыте защиты от таких методов борьбы рассказывает одна немало пострадавшая в свое время предпринимательница, директор салонов по продаже очков «Люкс Оптика» Анна Кочкина: «Суд, рассматривая иск РНОО «Общество защиты прав потребителей Кировской области», председателем которого и является Борис Дюпин, пришел к заключению о том, что требования закона нарушены не были. Покупателю по рецепту были изготовлены очки надлежащего качества.

Однако Борис Михайлович, несмотря на решение суда, утверждал на страницах печатных изданий, что «наивную» покупательницу обманули и «впарили» ей «готовую китайскую дешевку», тем самым пороча имя нашего салона. Да, были и проверки, мы все выдержали с честью. Считаю, что любой добросовестный покупатель должен отстаивать свои права, в том числе и в суде. Но очень хочется, чтобы права добросовестных предпринимателей так же соблюдались в рамках закона. Ведь предприниматели - такие же граждане своей страны».

Дамоклов меч проверок

Проблем у предпринимателей «своей страны», кроме таких состязаний с правозащитниками, хоть отбавляй. У кого-то нервный тик возникает при одном слове «налоговая». Что касается некрупных предпринимателей, так мало кто из них вообще представляет, какие документы может запросить сотрудник налоговой инспекции, осуществляя проверку. Потому как бухгалтер и юрист в штате - дело не дешевое, и большая часть магазинов города, торгующих одеждой, обувью, парфюмерией ведут все подсчеты в собственноручных амбарных книгах.

Мало кто понимает, особенно в первое время, как правильно отчитываться, мало кто отслеживает постоянные изменения в законодательстве, мало кто вообще имеет представление о своих правах. Налоговая  для предпринимателя - это одни обязанности. И, как говорят в один голос представители малого бизнеса, если у налоговой и есть юристы, то они работают только на свою сторону. Ложку дегтя в бочку с отчетами и выплатами в этом году добавило увеличение нагрузки на фонд заработной платы.

- На сегодняшний день для меня, как работодателя, стоит главный вопрос: при повышении налогов на зарплату в 2,5 раза, через какое время предприятие «съест» себя? - говорит Людмила Михайлова, генеральный директор сети аптек «Михайлов». - При планировании финансовых результатов на 2011 год убыток будет равен прошлогодней прибыли, указанные налоги в два раза превысят размер годовой прибыли предприятия. Где здесь бизнес? Выхода два – уменьшить зарплату в два раза или закрыть предприятие, не доводя до банкротства. В обоих случаях результат – один.  И я в своих тревогах не одинока. Все, кто платит «белую» зарплату, в таком положении».

Мало того, предприниматель, который из-за убытков накопил задолженность по заработной плате, также может подвергнуться наказанию. Оформленный у предпринимателя работник может спать спокойно, о нем есть кому позаботиться, например, трудовой инспекции.

- Нет ни одной службы, которая могла бы защитить не работника, а работодателя, - говорит директор салона «Меха» Лариса Зубарева. - Вся система работает на работника, в том числе и налоговая. Среди всех существующих служб нельзя назвать ни одной, которая бы шла навстречу предпринимателю.

Тоже самое можно сказать про надзор и проверки. Да, предприниматели несколько облегченно вздохнули после того, как законодательство по проверкам изменили в их пользу. Надзорные органы теперь приходят планово, и о дате их захода «в гости» предприниматель знает заранее. Однако для всякого бизнесмена любая, даже плановая проверка – это суета, разной степени стресс и раздражение. Вспомним трагичные события «Хромой лошади». Массовый противопожарный «чес» по всей стране заставил попотеть и надзорные органы, и бизнесменов. Было закрыто множество развлекательных клубов и заведений, «шерстили» и проверяли всех и вся, и опять-таки потому, что петух клюнул.

Но ведь когда-то все эти заведения были благополучно допущены к эксплуатации. И можно с уверенностью сказать, что как только пепел и пыль пожара осели, массовые проверки и закрытия прекратились. До нового, как говорится в русской пословице, петуха.

- У нас крайняя мера - это закрытие, - высказывался на тему противопожарных мер федеральный инспектор по Кировской области Роман Береснев. - Требования противопожарной безопасности должны быть едины и понятны для всех, а не как у нас: сегодня по предписанию одного органа меняем высоту дверного проема, а завтра по предписанию уже другого - меняем обратно.
Хороший предприниматель знает, что с контролерами надо дружить и если дружба удается, то все плановые мероприятия проходят достаточно спокойно.

Отдельной строкой стоит упомянуть и проверки роспотребнадзора. Производители, как правило, работают также в нормальном режиме, пока кто-то из народа не поднимет тревогу о некачественно предоставленной услуге или вреде экологии. Именно по этим жалобам и начинается активный внеплановый «чес».

Работу, конечно, этот «чес» стимулирует здорово. Так, в последние годы по жалобам общественности к ответственности было привлечено одно из местных предприятий «Коммунальщик», которое обслуживало стоки поселка Коминтерн и кожевенное предприятие «Артекс». Жители района не раз жаловались на зловонные запахи, идущие от реки как раз в районе стоков, в результате чего размер вреда, причиненный реке, был оценен почти в миллион рублей. Предприятию также пришлось разработать план по ремонту и модернизации очистных сооружений. Проверки дали результат, народ счастлив, предприниматели выплачивают штрафы и ищут средства на очистные.

Нездоровая конкуренция

Значительным препятствием в развитии многих предпринимателей являются и конкуренты. При этом как ближайшие, что называется «соседи», так и производители из других стран. Яркий пример - производство обуви.

По словам гендиректора компании «Вахруши-Юфть» Сергея Данеляна, импорт обуви, как легальный, так и нелегальный, губит нашу промышленность. «Необходимо предпринимать меры, - говорит он. - Промышленники ждут от правительства равных условий с теми, кто затаскивает сюда «черную» обувь, чтобы проверяли, что к нам завозят».

Но стоит ли ждать улучшения ситуации, когда власть в столице не устает говорить о необходимости входа в ВТО, что многие эксперты называют вхождением «в объятия удава». Основной целью создания этой международной организации было устранение барьеров на пути взаимной торговли, создание мощного объединенного рынка сбыта товаров и услуг.

При этом ВТО ликвидирует и защитные меры собственной экономики (таможенных пошлин, квот), устранение прямого и косвенного вмешательства государства в экономику (государственных дотаций, субсидий, льготного налогообложения), что нашим производителям никак не на руку. Это все еще раз подтверждает, что рынок - это жесткая конкуренция, борьба, и в этой борьбе побеждает сильнейший. Тут, скорее всего, побеждает тот, у кого продукция лучше, современнее и (что особенно актуально для нашего времени) дешевле. Однако порой вопросы конкуренции достаточно просто решаются не в масштабах страны, а на местном уровне.

Надо, однако, отметить, что не все так плохо: для представления интересов предпринимателей и влияния на решения власти существуют бизнес-объединения. Председатель кировского представительства «Опоры России» Андрей Вавилов утверждает, что законные права и интересы представителей бизнеса нередко нарушаются как органами местного самоуправления, так и органами государственного контроля.

- Предпринимателям, даже крупным, сложно решить какие-то вопросы в одиночку: например, достучаться до прокуратуры, налоговых органов, не говоря уже о федеральной власти, поэтому главный принцип - действовать в системе, - говорит президент Вятской ТПП Николай Липатников.

Например, в этом году, как утверждает президент ВТПП, совместными усилиями удалось устранить ряд бюрократических препонов в тех случаях, когда законы принимались без оглядки на реальную ситуацию в регионах, и реализовать их на местах было проблематично. Живой пример тому - закон «О малой приватизации» (159-ФЗ), над поправками в который бились больше года.

- Предприниматели наконец-то смогли воспользоваться своим правом, - продолжает Николай Михайлович. - Внесли изменения и в Налоговый кодекс, сняв с бизнеса обязанность проверять добропорядочность контрагентов и, тем самым, оградив его от многомиллионных штрафов.

В общем, современный предприниматель несет на своих плечах экономику страны, и в тоже время обложен контролем со всех сторон. Все эти мучения и работа направлена, конечно, на получение прибыли, но есть и другая сторона. В любом виде предпринимательской деятельности главный - это потребитель, который, как и предприниматель, бывает честным и добросовестным, а бывает и действует достаточно хитро и «нечисто».

Бизнес - это пороховая бочка, до краев набитая надзорными органами, конкурентами, потребителями. Проблемы вспыхивают неожиданно, и в с ними предпринимателю, как бы это печально ни звучало, приходится бороться один на один.

Юлия Шевцова
kor-jula@mail.ru

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 


Также читайте