Переломное совещание, или О чём договорись бизнес и чиновники – материалы газеты

Переломное совещание, или О чём договорись бизнес и чиновники – материалы газеты

12.09.2021 18:14:42 2036 0
В Кировской области создается служба единого заказчика для строительства государственных и муниципальных объектов, а в региональном Фонде капремонта пройдет федеральный аудит. Об этом сообщил региональный министр строительства, энергетики и ЖКХ Игорь Селезнев в четверг на совместном заседании правления Ассоциаций «Союз строителей Кировской области» и СРО «Объединение строителей Кировской области». 

Правда, сделал это после того, как вопрос был поставлен ребром: от лица ССКО был подготовлен проект письма на имя губернатора Игоря Васильева, в котором участники обозначили проблемы отрасли и возможные пути их решения.

Близки к точке невозврата

В письме ситуацию на рынке его участники назвали «не просто критической, а близкой к точке невозврата».

«Если кардинально её не переломить в ближайшие год-полтора, прог­раммы по строительству школ, детских садов, капитальному ремонту многоквартирных домов, образовательных учреждений и объектов здравоохранения выполнять в области будет некому», – отметили авторы письма.

И предложили конкретные шаги для решения проблем, часть причин которых связана с необходимостью регулирования законодательства на федеральном уровне. В частности, в очередной раз участники рынка указывают на полное несоответствие сегодняшним реалиям 44-ФЗ и Постановления Правительства № 615, где главным критерием отбора подрядчика для исполнения заказа на проектно-изыскательские, строительные работы и работы на капитальный ремонт зданий является цена.

«В результате подрядчики, имеющие в своем штате достаточно квалифицированных сот­рудников, содержащие необходимую строительную технику и материально-техническую базу находятся в заведомо худших условиях. Претенденты, имеющие допуск СРО и 2-х сотрудников в реестре НОПРИЗ и НОСТРОЙ, дают цену в разы меньше начальной и, выиграв подряд, собирают для исполнения, кого найдут. В результате страдают все: добросовестные строители, заказчики (потому что договор подряда не исполняется или исполняется с критическими недоработками и со значительным срывом по срокам сдачи объекта) и нанятые для исполнения договора подряда работники, потому что часто им не выплачивают зарплату или выплачивают ее в конвертах», – отмечается в проекте письма.

13.jpg

Говорится и о необходимости авансирования при выполнении подряда, а также поэтапной приемке и оплате выполненных работ. Это особенно актуально «в  условиях усиления инфляции на строительные материалы, повышения банковских ставок на кредиты и ужесточения условий их выдачи, а также изначально заниженной стартовой цены на подряд».

Еще одна из указанных причин сложившейся ситуации в отрасли – короткие сроки исполнения подряда. В качестве одного из примеров приводится выполнение работ по инженерным изысканиям и подготовке проектной документации по Куменскому водозабору. Подведение итогов открытого конкурса – 7 сентября, заключение договора с победителем –17 сентября. Провести изыскания, разработать проект и получить на него положительное заключение госэкспертизы необходимо за 65 рабочих дней. При нормативном сроке экспертизы 43 рабочих дня, на изыскания и разработку проек­та остается 22 рабочих дня. «Срыв сроков по контрактам грозит подрядчикам огромными штрафными санкциями, расторжением конт­рактов, включением организаций в список недобросовестных поставщиков, возбуждением административных дел прокуратурой», – отмечается в письме и дополняется, что это одна из причин отсутствия заявок на торги.

Среди других названы недостаточная квалификация заказчиков, из-за чего, к примеру, идут сбои при составлении техзадания, при проверке и приемке работ, что также отражается на сроках проектирования и строительства.

Авторы письма подчеркивают: понимают, что вопросы изменения 44-ФЗ и Постановления Правительства  № 615 не входят в компетенцию регионального правительства. Поэтому обращаются с просьбой помочь в очередной раз донести предложения до федерального уровня. В частности, обязать гос- и муниципальных заказчиков определять подрядчиков на выполнение заказов на проектно-изыскательские работы только посредством открытых конкурсов. Внести изменение в Постановление № 1085 от 28.11.2013 и приравнять проект­но-изыскательские работы к научно-исследовательским, опытно-конструкторским и технологическим, что позволит при проведении открытых конкурсов снизить значимость стоимостного критерия до 20%. Предлагают также обратиться и в Госдуму, чтобы откорректировать законодательство об антидемпинговых мерах при проведении конкурса и аукциона, установив предельно допустимые значения снижения цены договора подряда, предлагаемого участником.

Региональная компетенция

При этом решение ряда вопросов, по мнению авторов письма, находится в компетенции региональных властей, и «они позволят значительно улучшить ситуацию и сохранить существующих в Кировской области добросовестных участников исполнения государственных и муниципальных заказов».

Среди них – создание службы Единого заказчика на базе КОГКУ «Управление капитального строительства», что «позволит сосредоточить в одних руках планирование, размещение и прием­ку работ с помощью квалифицированных кадров». Также предлагается обязать гос- и муниципальных заказчиков размещать заказы на проектно-изыскательские работы и строительство только с помощью открытых конкурсов. При этом в качестве основных нестоимостных критериев рассматривать «опыт работы» и «наличие квалифицированных кадров». В договоры подряда предложено включать авансирование хотя бы 5%, который в процессе исполнения контракта увеличить до 50%.

Авторы письма просят пересмотреть и подход в оплате госэкспертизы, которая сегодня производится за счет подрядчика. Ее стоимость в среднем составляет 30% от цены контракта.

Ряд предложений касается работы регио­нального Фонда капитального ремонта. Предлагается, в частности, увеличить штат технических работников организации, и таким образом в разы сократить сроки проверки сданной подрядчиками документации. «При договорном сроке приемки работ 10 дней сданные проекты не проверяются по 4 месяца. За это время возникает необходимость актуализации документации в соответствии с вступившими в силу нормативами, необходимости пересчета сметной стоимости, а также пересмотра объемов работ, учтенных в проектах капитального ремонта вследствие удорожания строительных материалов и недостатка предельной стоимости капитального ремонта по отдельным видам работ», – поясняются причины. Среди других предложений по совершенствованию работы Фонда звучат осуществление документооборота с подрядчиками по принципу «одного окна» и ускорение мер по назначению гендиректора.

15.jpg

Не сразу, но договорились

Поднятые проблемы вызвали бурные обсуждения. «Для решения этих вопросов необходимо объединить усилия», – подчеркнул на заседании председатель правления Ассо­циации «Союз строителей Кировской области» Владимир Смирнов.

После чего слово взял профильный министр Игорь Селезнёв. Правда, озвученная им вначале позиция конструктивного диалога и «объединения усилий» не предполагала. В заявлении министра поначалу прозвучала критика авторов письма и тема невозможности вмешиваться во многие процессы, где «все регламентировано на государственном уровне и «шаг вправо-шаг влево – расстрел». При этом министр все же заверил, что часть предложенных мер на региональном уровне уже реализуется.

«Вы хотите Службу единого заказчика? Она уже создается. Что касается коротких сроков для исполнения контрактов – мы их не можем установить больше, всё регламентируется бюджетным процессом», – парировал министр.

«Сейчас до сих пор многие заказы размещаются в сентябре, с выполнением в ноябре-декабре», – сказал в ответ Владимир Смирнов.

Министр вновь подчеркнул, что всё регулируется на уровне сверху. «Надо выполнять требования, чтобы нам шею не свернули за то, что мы не освоили бюджетные деньги. Есть условия, в рамках которых мы работаем. Есть ГРБС, правительство РФ, которые на определенных условиях выделяют деньги», – подчеркнул Селезнёв, добавив при этом, что «понимает, что сроки работ короткие», при этом вряд ли они будут длиннее.

В очередной раз во время дискуссии вернувшись к теме «требований сверху», сказал: «У нас есть свои планы, бюджетный процесс и утвержденное финансирование, в том числе от федерации: когда, что выставлять на конкурс и как его проводить. Я же не говорю, когда вам платить зарплату. Государство готово выделить деньги на предъявляемых условиях».

Отдельно остановился на Фонде капремонта, отметив, что работа ведется. «Сегодня объявлен конкурс на нового директора. Приезжал Егоров (Максим, замминистра строительства и ЖКХ РФ. – Ред.). Мы с ним договорились, что к нам приедет аудит – проверит, что не так делаем», – сказал Селезнёв.

Во время дискуссии ответил и еще на ряд вопросов. В частности, заверил, что авансирование все-таки предусмотрено, но, по словам чиновника, сами «строители не несут вовремя документы».

«Мы сейчас выполняем работы по трем объек­там проекта «Чистая вода», по двум газопроводам. Ни по одному авансирования нет, как и поэтапной оплаты», – отметил Владимир Смирнов.

«У нас кроме, всего прочего, есть контрольно-надзорные органы, силовые структуры, которые скажут: «Почему авансом проплатили? Нецелевое расходование», – парировал Селезнёв. После чего все-таки сбавил тон и сказал, что сам поддерживает такой подход.

В результате дискуссии, длившейся более 1,5 часа, участники пришли к конструктивному решению: эти и другие предложения проработать сообща, создав рабочую группу. Министр заверил, что выделит для этого человека и пригласил в случае необходимости идти напрямую к нему.

Письмо губернатору пока решили не отправлять.



Юлия Усинская.

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 

Также читайте