Умение работать у станка выпускникам приходится получать методом проб и ошибок.

Подайте специалистов

28.03.2011 3307 0
Система образования не предлагает выгодных условий для участия работодателей в подготовке кадров.

Участники «Круглого стола»:

Андрей Усенко, вице-президент Вятской торгово-промышленной палаты
Алексей Лопаткин, генеральный директор компании УКС ВМП «Авитек»
Дмитрий Карабанов, директор Кировского авиационного техникума
Василий Сураев, генеральный директор «Кировского молочного комбината»
Виктор Вахрушев, директор Нолинского техникума механизации сельского хозяйства

Президент Дмитрий Медведев призвал вузы прекратить готовить в огромных количествах юристов и экономистов. Стране катастрофически не хватает инженеров. По его словам, престиж этих профессий за определенные годы сильно поблек и от того, как будет устроена профориентация, во многом зависит будущее. «Государство должно задавать приоритеты, кто нужен государству», - сказал Медведев. Пока задавать тон получается больше на словах, чем на деле.

Конфликт интересов

Андрей Усенко:
- На мой взгляд, проблема нехватки кадров, о которых говорит президент, связана с тем, что система сотрудничества между предприятиями и учебными заведениями налажена, мягко говоря, не достаточно.

Виктор Вахрушев:
- У вас есть предложения, как решить эту проблему?

Андрей Усенко:
- Если бы существовало простое решение, лежащее на поверхности, его бы уже применили. В вопросе сотрудничества возникает некий конфликт интересов: образование является областью, регулируемой государством, бизнес же как частная структура нуждается в квалифицированных специалистах, число которых государством не регламентируются. Идеальная ситуация была, когда мы имели плановую экономику и могли сказать, что ежегодно государству требуется определенное количество рабочих и по определенным специальностям. Сейчас такой статистики нет и, к сожалению, получить ее от предприятий, достаточно сложно.

Виктор Вахрушев:
- Работодатель желает принять на работу высококвалифицированного рабочего или специалиста. А как готовится этот специалист? Далеко не каждый руководитель предприятия заинтересован в участии в учебном процессе. Учебные же заведения, в свою очередь, считают, что готовят качественные кадры, но работодатель зачастую не очень хорошо их оценивает. Я считаю, что проблема еще и в том, что в подготовке кадров должны участвовать предприятия.

Андрей Усенко:
- Всем, не углубляясь пока в вопрос профессиональности кадров, выпускаемых из учебных заведений, необходимо наладить вопрос планирования. Теоретически большинство работодателей говорит о недостатке рабочих, но когда возникает конкретный вопрос, какие специалисты будут востребованы через 3-4 года, то даже в среднесрочном периоде далеко не все готовы дать такой прогноз. Государство этим тоже не занимается - вот в чем проблема, заказа на профессиональное образование как такового нет. Вузы сами гадают, какие специалисты могут быть востребованы, и какие специальности могут быть востребованы.

Дмитрий Карабанов:
- Дело не только в прогнозах предприятий. Каждый год, например, по специальности технология машиностроения мы выпускаем по 50 человек, и кировские заводы говорят, что готовы взять весь выпуск. Другое дело, что выпускники не идут работать на производство, предпочитая небольшие бизнес-структуры, где заработок может быть выше. Мы понимаем, что преимущество крупных предприятий - это возможность карьерного роста, но молодежь редко рассматривает его из-за долгосрочности результата. Другой момент – выпускников сразу же после окончания техникума забирают в армию. Они же ни дня на заводе не успевают поработать. А после армии у них уже другие интересы, выпускник не втягивается в производственный процесс. И несмотря на то, что у нас и практика организована на заводах, на производство мало кто попадает.

Виктор Вахрушев:
- Чтобы выпускники были трудоустроены, мы сегодня так организовали учебный процесс, что в соответствии с запросом работодателей мы формируем свой план занятий. Например, если работодатель просит, чтобы подготовка трактористов была на 3 курсе и чтобы категорию обучающиеся получали на 2 курсе, мы это учитываем. Мы корректируем все виды практики и учебный план в зависимости от всего производственного цикла, в зависимости от рабочих планов.

Василий Сураев:
- И это правильно. Учебные заведения напрямую зависят от предприятий. Например, на сегодняшний день, если бы мы не предоставляли практическую площадку для учащихся на молочном комбинате, механико-технологического техникума молочной промышленности здесь по всей вероятности уже не было бы. Или подготовка там велась чисто теоретически.

Дмитрий Карабанов:
- Но многих ли учащихся вы потом принимаете на работу?

Василий Сураев:
-Для нас предоставление практики - это возможность увидеть, испытать и подобрать специалиста с самого первого курса. Тут становится видно, выйдет будет из ученика толк или нет. Действительно, бывает и такое, когда студенты на практике не проявляют интереса, после чего просятся на работу. Таких, конечно, мы не возьмем. А из тех, кто с желанием учится, старается вникать в производственные процессы, мы и подбираем будущие кадры. Конечно, текучка у нас небольшая, поэтому всех выпускников трудоустроить мы не сможем в любом случае.

Главное - условия

Виктор Вахрушев:
- В наш техникум партнеры-работодатели пришли сами, предложив выгодное сотрудничество. Например, директор агрофирмы «Среднеивкино», когда у предприятия возникла потребность в кадрах, предложил студентам проходить преддипломные и квалификационные практики на базе его предприятия, закупил технику и даже построил общежитие.

Василий Сураев:
- А вы уверены, что сотрудничество для предприятия именно взаимовыгодное? Мы, работодатели, несем затраты, наши люди занимаются обучением, мы предоставляем свои площади, мы знакомим со своими технологиями, хотя, в принципе, можем купить и готовых специалистов, обучив их за какое-то время собственной специфике.

Виктор Вахрушев:
- Возможно, для учебных заведений более выгодны такие отношения, нежели для предприятий. Но, может быть, именно сотрудничество побудило директора агрофирмы закупить новую технику. Четыре года назад Министерством образования и науки был объявлен конкурс на инновационно-образовательные технологии, и мы (имею ввиду техникум и предприятие) решили в нем совместно поучаствовать. По конкурсу выделялись субсидии, порядка 29 млн рублей, и такая же сумма должна была профинансирована или региональным бюджетом, или федеральным, или каким-то работодателем. Так, директор агрофирмы закупил технику в пользование нашего учебного заведения. В летний период она используется у него на производственном цикле, а в зимний период - у нас для обучения студентов профессиям разных категорий.

Алексей Лопаткин:
- Наша строительная компания тоже регулярно практикует учащихся. Студенты приходят, но каких-то долгосрочных официальных взаимоотношений у нас с учебными заведениями нет. А почему мы должны вкладывать средства и закупать для них оборудование? Если бы в регионе или государстве существовали какие-то предложения, работодатели получали бы льготы, мы стали бы более тесно сотрудничать с учреждениями образования.

Дмитрий Карабанов:
- И вас, как руководителя предприятия, можно понять, все же мы - государственные образовательные учреждения, тем более федерального подчинения. Почему заботу об оснащении учебного процесса должен брать на себя работодатель? Если бы им были предоставлены налоговые льготы, как, к примеру, в Европе, то другое дело. Руководители предприятий нам так и говорят: если мы вам передадим или подарим станок, мы еще должны за него заплатить налоги. Само собой желание после этого пропадает. Почему бизнес должен заниматься благотворительностью?

Андрей Усенко:
- Определенные механизмы мотивации должны применяться, что государство обязано учитывать. Но стоит ли считать мотивацией предоставление льгот? В любом случае, существует понятие коммерческой тайны, по которому предприятие не может раскрыть технологии. Здесь надо все-таки создать некие гарантии того, что студенты, проходящие эту практику, впоследствии эту работу и получат. Это как раз неплохо станет сочетаться с концепцией формирования заказа на подготовку специалистов.

Новые стандарты   

Алексей Лопаткин:
- Мы готовы брать свежие кадры на работу, но одна из основных проблем студентов, приходящих практику на нашем предприятии, - это плохая подготовка. Они совершенно не знают действующего законодательства: Земельного и Градостроительного кодекса, они даже не понимают, какие современные службы существуют в городе, касающиеся строительной тематики. Поэтому их снова приходится переучивать. Мало того, на стройках на сегодняшний день чертежи прочитать могут лишь те рабочие, которые обучались 20-30 лет тому назад. Мы ощущаем недостаток в квалифицированных кадрах, необходимо переориентировать систему образования на подготовку не управленцев, юристов, а реально работающих людей, техников. Их у нас не хватает.

Дмитрий Карабанов:
- Сейчас приняты новые стандарты образования, но материально-техническая база не позволяет под них подстроиться. Мы должны наработать какой-то практический опыт выполнения работ приближенных к производству, что, скажем так, является уже совсем другим уровнем оснащения лаборатории.

Виктор Вахрушев:
- Учебные заведения, сколько бы субсидий ни получали, всегда будут отставать от темпов производства, нам никогда за ним не угнаться.

Андрей Усенко:
- Надо сказать, что качество образования складывается из нескольких вещей, не только из материально-технической базы. Надо отметить и уровень образованности самих преподавателей. Давайте начнем с того, что человек может преподавать только то, что знает и умеет сам. А если в рабочих специальностях преподаватель учился своей теме 20 лет назад и преподает ее до сих пор, то здесь, конечно, сложно сказать, что он подготовит высококвалифицированных специалистов, которые будут востребованы рынком, и их не придется переучивать.

Дмитрий Карабанов
- Все же этот вопрос упирается в слабую материально-техническую базу. Оборудование для учебных целей в нашем техникуме не менялось с конца 80-х годов.

Андрей Усенко:
- Хорошо, но если вы получите финансирование и обновите материально-техническую базу, есть ли решение, какие именно специальности необходимо развивать? Заказа на профессиональное образование как такового нет. При этом на него уже планируется завязать государственное финансирование. Но где этот заказ взять, как его получить и сформировать, пока еще плохо кто себе представляет.

Подготовила
Юлия Шевцова
kor-julia@mail.ru

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 


Также читайте