Политика финансов: взгляд главы КСП Кировской области Юрия Лаптева на бюджет, госдолг и промпарки – интервью газеты
БН: Юрий Николаевич, как лично вы как глава КСП оцениваете стабильность финансовой системы Кировской области?
– Положительно. Несмотря на сложности, которые появились из-за пандемии коронавируса, и сегодняшние, связанные с усилением санкционного давления, Кировская область сохраняет финансовую устойчивость. В 2021 году собственные доходы бюджета выросли на 35,5%, за 6 месяцев 2022 года – на 13,7%. Роста государственного долга не планируется, все социальные обязательства перед гражданами исполняются.
Очень важно, что выделяются средства на инфраструктурные проекты, которые как раз связаны с проблемными сферами. В числе важнейших назвал бы «Безопасные качественные дороги», «Формирование комфортной городской среды», по которым в последние годы финансирование увеличивается. Реализуются проекты в малых городах, проекты по поддержке местных инициатив, на которые последними поправками в бюджет также увеличено финансирование. Почему я на этом акцентирую внимание? Потому что реализация таких проектов и возможность выделения денег из областного и местных бюджетов на их софинансирование наглядно свидетельствует о том, что область развивается. Если в начале 2000-х годов мы говорили о формировании бюджета выживания, сегодня говорим о бюджете развития.
БН: Общественники часто критикуют чиновников за то, что те не в полной мере пользуются возможностями федеральных программ и заявляются только в ключевые проекты. Вы как видите ситуацию?
– Мне кажется такой взгляд очень поверхностным, потому что участие в федеральных проектах требует софинансирования. И в этой ситуации необходимо выдерживать баланс. Мы же не можем сегодня с головой броситься во все проекты – у нас собственных ресурсов не хватит, чтобы добавить. А в ключевых участвуем в обязательном порядке. В самых важных, позволяющих области развиваться. И число таких проектов, которые финансируются за счет федерального бюджета, в последние годы увеличилось. Поэтому мы с такими мнениями не согласны.
БН: Сегодня областные чиновники должны уехать защищать проект по промпарку «Слободино» – на выделение 250 млн рублей от федерации к нашим областным 150-ти. Пока комментировать не стали, чтобы дождаться результатов. Ваше мнение относительно промпарков в Кировской области изменилось?
– Мы ситуацию знаем и на протяжение всей этой истории с реализацией проектов контролируем эффективность использования денег. Строительство «Слободино» официально завершено в 2018 году. Область отчиталась: всё сделано. Затем начинается интересная история: появляются списки возможных инвесторов, только на деле ничего не двигается. Опыт других регионов и практика последних лет показали несостоятельность идеи, когда в чистом поле создается площадка в расчете на то, что придет инвестор и вложится в здания и инфраструктуру. Особенно сейчас. Поэтому предпринятый правительством шаг – выйти в федерацию и на условиях софинансирования попросить деньги на строительство корпусов, чтобы пригласить в промпарк потенциальных инвесторов, правильный. Это позволит запустить площадку в эксплуатацию. Я, например, считаю, что нынешнему министерству (промышленности, предпринимательства и торговли, – ред.) надо отдать должное. В отличие от предшественников они все-таки продвинулись вперед. Сама по себе идея создания промпарков хороша и эта модель эффективна, всё зависит от игроков.
БН: Когда в следующий раз планируете проверить эффективность расходования денег Корпорацией развития Кировской области?
– Сегодня важно поддержать корпорацию, дать ей возможность поработать с новым руководством и в новых условиях. При этом эффективность использования выделенных средств будет на постоянном контроле КСП, в том числе в рамках мониторинга исполнения областного бюджета и государственных программ. В случае необходимости включим КРКО и в план проверок.
БН: Возвращаясь к теме бюджета, где есть слабые места и насколько они «застрахованы»?
– Основные факторы риска или, как вы говорите, слабые места, главным образом связаны с неисполнением отдельных программных мероприятий и недостижением запланированных результатов. И задача Контрольно-счетной палаты – прежде всего оказать содействие органам исполнительной власти в повышении эффективности управления государственными финансами и имуществом, что, в конечном итоге, оказывает влияние и на качество жизни граждан.
О слабых местах расскажу на примере реализации проектов в малых городах. Омутнинск, Кирово-Чепецк, Советск... – по факту не один завершить не можем. Причины одни и те же – сложности в сфере строительства и капремонта. Это и затягивание конкурсных процедур, и некачественная проектно-сметная документация, и недобросовестные подрядчики. Системные проблемы при реализации этих проектов отразились как в зеркале. Мы, кстати, впервые о них заявили в 2015 году после проведения большого аналитического мероприятия по эффективности использования средств, направляемых в сферу строительства.
БН: Одна из поставленных руководством региона задач – объявлять бюджетные торги через 5 дней после принятия соответствующих поправок в бюджет. Насколько это реально и выполнимо?
– Конечно, одним указанием проблему решить сложно, но такие задачи необходимо ставить. Внесению поправок в бюджет предшествует большая работа по их формированию. Мы заранее знаем, что эта поправка, эта сумма средств будет включена в бюджет, то есть заранее подготовиться можно.
БН: Насколько в целом финансовая система региона изменилась за последнее время?
– Надо понимать, что в последние годы правительством области проводилась системная работа по наведению порядка и обеспечению стабильности этой финансовой системы. Если сравнивать, например, с 2015 годом, то в 2021 году почти в два раза увеличилась доходная часть бюджета. Прирост налоговых и неналоговых доходов составил 17,3 млрд рублей (167,6%). Увеличилась и финансовая поддержка из федерального бюджета – ее объем вырос более чем в два раза: с 15,9 млрд в 2015 году до 38,3 млрд рублей в 2021-ом. Региональный бюджет в прошлом году был исполнен с профицитом в 6,1 млрд рублей, в то время как в 2015-ом дефицит бюджета составлял 3,3 млрд рублей. По состоянию на 1 июля 2022 года областной бюджет исполнен с профицитом в сумме 3,6 млрд рублей.
Конечно, проблемы есть. Если говорить в целом, то объемы нашего бюджета в полной мере не обеспечивают всех потребностей, чтобы единовременно привести в нормативное состояние дороги, обеспечить жильем нуждающихся, решить проблемы в социальной сфере и так далее. На все эти «хотелки» нужно минимум три наших бюджета. Поэтому в последнее время при формировании бюджета используется принцип приоритетности. Эти приоритеты, как правило, звучат в посланиях высшего должностного лица государства и финансируются из областного бюджета в первоочередном порядке. Проблему с недостаточностью облбюджета для решения всех накопившихся вопросов мы в ближайшее время вряд ли решим.
Во-вторых, сама финансовая система каждый год меняется, совершенствуется, как и бюджетное законодательство. К сожалению, и в этой сфере много бюрократии, что часто создает путаницу для финансовых работников. И чаще всего сложности возникают у муниципальных образований. Там сосредоточен основной объем полномочий и обязанностей, а финансовые ресурсы распределяет федеральный центр через реализацию федеральных проектов. И не всегда это полномочия и обязанности муниципалитетов обеспечены деньгами.
БН: Судя по результатам ваших проверок, умеют ли наши чиновники считать деньги?
– Итоги проверок показывают, что проблемы наших чиновников не в том, что они не умеют считать деньги, а скорее в недостаточном уровне ответственности и отсутствии комплексного подхода при решении возникающих проблем. Это, в свою очередь, сказывается на эффективности использования бюджетных средств и достижении поставленных целей.
Большая часть средств ежегодно остается неиспользованная в бюджетном периоде. Да, трехлетний бюджет позволяет эти деньги переносить на следующий год, но чем это чревато? Классически показал 2021 год, когда произошло резкое удорожание всего, прежде всего строительных материалов. Мы получили резкий рост цен, особенно в строительстве и капитальном ремонте. Возьмем для примера стоимость квадратного метра жилья по программе переселения или предоставления жилья детям-сиротам. На 2021 года в зависимости от муниципалитета цена за квадратный метр составляла 25-35 тысяч рублей, а на начало 2022 года мы имели цену в 80-90 тысяч с квадратного метра! Вот и вся история с успешной реализацией программы переселения, которая сегодня тормозится, и как снежный ком, этот объем невыполненных обязательств увеличивается.
В числе субъективных факторов я бы назвал избыточную бюрократию, которая до сих пор присутствует в деятельности органов исполнительной власти.
От принятия решения до его реализации проходит порой не один год. Начинается процесс принятия постановления, согласований, подписаний, а этот в командировке, этот вышел, тот в отъезде… Мы неоднократно с этим сталкивались, в том числе при реализации проектов в муниципальных образованиях, когда наши министерства устанавливают такие условия для получения субсидий, которые в полном объеме практически не выполнить. Как-то, помню, по «комфортной среде» в качестве условия прописали необходимость привлечения к реализации проекта студенческих строительных отрядов. А где этот строительный студенческий отряд взять, условно, в Оричах или Малмыже? Спрашиваем: «Почему написали?» – «А потому что федерация так рекомендовала».
БН: Рекомендовала, но не обязала же?
– Да! Конечно! Но такое есть в числе субъективных факторов. К счастью, сейчас встречается намного меньше.
Еще одним таким фактором назвал бы сформировавшуюся в последнее время психологию объяснять всё. Особенно в прошлом году – по всему выдавать шаблонное объяснение: «в связи с ковидными мероприятиями...», «в связи с ростом цен...», «в связи с тем-то и тем-то мы не успели провести, это не сделали, это и это тоже». Поэтому мы сегодня поддерживаем позицию о том, что нужна встряска. Серьезная встряска. Задача поставлена – надо реализовать. Деньги выделены – они должны принести эффект.
БН: Возможно ли такое, что в результате ваших проверочных мероприятий не выявлено ни одного нарушения? Многие говорят: если пришли аудиторы – все равно что-нибудь найдут.
– Это действительно так, обязательно найдут. Дело в том, что еще при составлении плана работы на очередной финансовый год мы проводим большую аналитическую работу и выбираем наиболее проблемные, на наш взгляд, сферы с наибольшими рисками нарушений.
Но хочу обратить внимание, что наша главная цель заключается не в том, чтобы найти нарушение и кого-то наказать. Важно выявить проблему, разобраться в ее причинах и дать соответствующие рекомендации органами исполнительной власти по устранению выявленных нарушений и повышению эффективности использования бюджетных средств.
Мы действительно вскрываем нарушения и даем при этом возможность проверяемой стороне их устранить. Как правило, в этом случае люди не наказываются – недаром говорят, что повинную голову меч не сечет. Однако когда встречаем попытки любыми путями уходить от этой «работы над ошибками», ответственности, что-то придумывать, тогда и мы действуем по-другому. Еще раз подчеркну, что наша главная задача – не наказать, а как раз в первую очередь подсказать, где имеются проблемы и риски нарушений, потому что в последующем оно может очень дорого стоить как для бюджета, так и для вас лично.
БН: А если видите коррупционные факты?
– В этом случае передаем информацию в правоохранительные органы, у которых есть механизмы и полномочия проводить расследования, проверки и карать, если совершено преступление.
По другим фактам по результатам наших проверок выносятся и административные, и дисциплинарные наказания. Мы такую статистику публикуем ежегодно, и это хороший урок на будущее. Такой подход эффективнее всяких увещеваний и уговоров, потому что умные люди всегда делают из этого выводы. А в целом всегда действуем в рамках закона: если положено с нашей стороны предъявлять требования, мы их и предъявляем. По-другому быть не может.
БН: Ситуацию с сокращением госдолга преподносят как очень оптимистичную. Так ли это на самом деле?
– Проводимая в последние годы совместно с федеральным центром ответственная долговая политика позволила существенно сократить объем государственного долга по отношению к собственным доходам областного бюджета. Но важно, чтобы объем долга не превышал допустимых пределов. Согласно Бюджетного кодекса – это объем собственных доходов.
К примеру, в 2015 году уровень госдолга к собственным доходам бюджета составлял 88%, а в 2021 году – 48%. По данным мониторинга исполнения облбюджета за 1 полугодие 2022 года с начала года показатель несколько увеличился, потому что бюджет области взял на себя обязательства по долгам муниципалитетов – предоставил им бюджетные кредиты для погашения коммерческих (за счет средств федерального бюджетного кредита).
Госдолг как раз формируется за счет
заемных средств. И очень важно, чтобы он состоял из заемных средств федерального бюджета, а не коммерческих кредитов. С учетом того, что федерация в текущем году дала регионам возможность замещать коммерческие кредиты бюджетными, госдолг состоит из бюджетных заимствований под очень льготные проценты.
Я в целом считаю, что Кировская область сегодня может развиваться за счет собственных ресурсов и льготных бюджетных кредитов, не привлекая большие объемы дорогих коммерческих заимствований. Это, безусловно, результат взвешенной долговой политики региона. Дополнительно полученные средства мы можем направлять опять же в инфраструктурные проекты. К примеру, больше 2 млрд рублей направляется на проект по Шубино-Ганино.
БН: Раз коснулись проекта по Шубино-Ганино, вам его пока не предложили проверить?
– Проект только начал реализовываться. Затраты еще не произведены, поэтому пока проверять там особо нечего. Такие вещи мы, конечно, держим на контроле.
БН: А можно что-то сказать по проверке аэропорта «Победилово»?
– Мы ее как раз завершили, сейчас подводим итоги. Аэропорт – это акционерное общество со 100-процентной долей Кировской области. Наши полномочия при проверке ограничиваются переданным областным имуществом и выделяемыми деньгами. Их направляется порядка 100 млн рублей в год на текущие расходы, потому что аэропорт убыточен, но он нужен области, поэтому его необходимо поддержать.
В ходе текущей проверки мы обратили внимание и на экономику – на поиск возможных вариантов выхода аэропорта на безубыточность. Аудиторы анализировали статистику, которая есть в открытом доступе, запрашивали информацию от других контролирующих органов, изучали ситуацию по предприятиям в других регионах по схожим объектам. Сейчас, как я уже сказал, готовятся выводы. Не хотел бы опережать, по итогам проверки дополнительно готовы с вами пообщаться.
Скажу, что сегодня вывод один: аэропорт поддерживать надо. Конечно, там есть проблемы, сформировавшиеся не сегодня, а на протяжение нескольких лет. До этого наши проверки вскрывали там массу нарушений, в том числе и коррупционного характера, были неприятные истории с руководителями, которые постоянно менялись. Сегодня пока таких фактов точно не выявлено.
Из областного бюджета на разработку ПСД нового терминала аэропорта выделено 3 млн рублей, потому что это на сегодня необходимо. Я сам там был. Проехал всю взлетную полосу – огромная территория. Своими глазами посмотрел на разрушенные здания, которые уже нельзя эксплуатировать, а за них платят деньги. Мне решение правительства о выделении средств на разработку ПСД кажется абсолютно правильным. Отказываться от аэропорта точно нельзя, сейчас мы его поддерживаем. Раньше даже была идея открыть в «Победилово» международные рейсы.
Могут быть, конечно, другие варианты. В частности, поиск эффективного инвестора – почему нет?
БН: Его не раз пытались привлечь...
– Надо продолжать искать. Заинтересовать. Насколько знаю, эта работа продолжается.
БН: Поскольку мы с вами встречаемся 8 сентября, в День финансиста, ответьте на вопрос, как в целом оцениваете работу финансового блока?
– Считаю, что в министерстве финансов сегодня работают профессиональные кадры. Это подтверждают и те факты, что у нас сегодня бюджет развития исполняется с профицитом. Мы видим, насколько грамотно готовятся поправки в этот бюджет: если в начале-середине 2000-х вносили по восемь поправок за год, лихорадило постоянно, сегодня по две-три. Все это говорит о плановом характере работы. Это отработанная система, которая сформировалась годами и не одним поколением руководителей министерства. Очень важно, что в нашем минфине нет кадровой чехарды. Это стабильно работающий коллектив, и я вижу в этом определенный залог такой эффективной работы.
Ну и, пользуясь случаем, хотел бы поздравить всех работников финансовой сферы с профессиональным праздником, пожелать всем здоровья, благополучия, плодотворной работы, дальнейших успехов в финансовой деятельности. Ведь от эффективной работы финансовой системы во многом зависит успешное развитие области.