Последние дни автохлама
Чиновники придумали новую программу утилизации автохлама.
Старой осталось «жить» чуть больше месяца, она завершится в апреле 2011 года. Пока же в Минпромторге подводят итоги: заключено 449,1 тыс. договоров купли-продажи автомобилей, «Автоваз», кажется, спасли, рынок поддержали.
Напомним, программа утилизации легковых автомобилей стартовала 8 марта прошлого года с целью спасения рухнувшего автомобильного рынка России. И сделала свое дело. По итогам 2010 года продажи легковых автомобилей выросли в полтора раза (до 2,24 млн штук) по сравнению с 2009 годом, а автохлам стал спасательной шлюпкой для многих участников рынка. В концу апреля придет время окончания чудодейственной программы: по данным Минпромторга на 4 марта выдано уже 468,26 тыс. свидетельств из лимита в 500 тысяч.
Однако эксперты опасаются, что завершение программы утилизации приведет к падению рынка, как это уже произошло после отмены аналогичных программ в Германии и ряде европейских стран.
- В первую очередь, прекращение программы повлияет на позиции «Автоваза», - предположил замдиректора автосалона «Союз» Виталий Трейден. - Есть вероятность, что продажи снизятся довольно существенно. Уже сейчас, насколько я знаю, товарные склады у них забиты до отказа. На продукцию же иностранных производителей падение спроса если и будет, то незначительное. Мы его и не заметим. Рынок понемногу восстанавливается сам по себе, а потому программу утилизации можно отменять безбоязненно.
В Минпромторге, между тем, разрабатывается концепция новой программы утилизации старых автомобилей, которая должна дать эффект обновления парка автомобилей в год в среднем на 8%. Какой именно будет новая программа - пока большой секрет.
Известно только, что в переходный период за утилизацию автомобиля будет платить его владелец, затем эту обязанность возьмет на себя автопроизводитель. На государственное софинансирование новой программы утилизации Минпромторг не рассчитывает. К 2012 году, когда программа должна заработать, чиновники постараются придумать механизм негосударственного финансирования утилизации.