Председатель совета директоров ООО "Красносельский хлеб" Александр Краснов: "Мы все равные" – материалы газеты

Председатель совета директоров ООО "Красносельский хлеб" Александр Краснов: "Мы все равные" – материалы газеты

29.11.2020 16:47:17 2587 0
Сегодня бизнес не хочет брать на себя инициативу, потому что разочарован отсутствием регулирования конкуренции и конструктивного диа-лога с чиновниками. Хотя власть обязана слушать мнения с низов, а не строить общение по принципу «я умный, ты – дурак». Такое мнение в интервью «Бизнес новостям» озвучил председатель совета директоров ООО «Красносельский хлеб» Александр Краснов. Рассказал и о том, что стало с отраслевой гильдией, которую возглавлял более 12 лет.

БН Александр Михайлович, вы долгое время возглавляли Вятскую гильдию пекарей и кондитеров. Что сейчас с этим объединением?

– Гильдия приостановила свою деятельность, хотя до этого активно работала много лет. Была создана в 2007 году по инициативе группы предпринимателей. Среди учредителей были и работники медакадемии, которая занималась темой здорового питания. В состав входили ученые и производители хлебной продукции из Кирова, Оричевского, Слободского, Кирово-Чепецкого, Котельничского и других районов. Гильдия проработала более 12 лет. Около двух лет назад по моей инициативе как руководителя приостановила деятельность. Предложил взять руководство кому-то из членов гильдии – желающих пока не нашлось. Видимо, все разочарованы в первую очередь взаимоотношениями между чиновниками и бизнесом. Точнее, их отсутствием. 

БН Хотя в свое время именно гильдия была зачинателем многих инициатив и решения острых проблем?

– Это действительно так. По нашей инициативе совместно с правительством была создана коллегия хозяйственных руководителей отрасли хлебопечения и перерабатывающей промышленности. Это была мощная организация, которой руководил заместитель губернатора. Благодаря гильдии в Кирове начали открываться НТО: на одном из заседаний в 2009 году губернатор Никита Белых дал поручение – выделить под них участки. Именно для предприятий, желающих торговать фирменной местной продукцией, потому что и в то время непросто было входить на полки ритейлера – не только федерального, но и местного. Гильдия стала зачинателем проведения ярмарок выходного дня. От них большая польза и покупателям, и местным производителям. Если предприятие выпускает 30-60 наименований продукции, разве можно такой ассортимент увидеть на полках магазинов? А на ярмарке – можно: показать, удовлетворить потребности покупателей и получить хорошую выручку.

На заседании гильдии приглашались не только ее члены, но и практически все хлебопеки. Мы вели диалог, учились друг у друга. Даже если предприятие не вступало в ряды членов гильдии, на наших мероприятиях его сотрудники набирались опыта и знаний. К примеру, гильдия стала инициатором производства профилактических направлений хлебов, в чем нас поддерживала медакадемия. Некоторые участники таких тематических встреч и обучающих семинаров, даже не вступая в ряды гильдии, начинали выпускать цельнозерновой хлеб, продукцию с различными добавками.

Очень много поднимали отраслевых проблем. Может, удавалось решить не все, но мы их решали и обсуждали с представителями власти. С чиновниками в то время был открытый диалог. Мы как минимум слышали друг дуга. Сейчас такого нет. 

БН На ваш взгляд, почему?

– Считаю, что в области, в городе работают чужие люди, это во-первых. Во-вторых, не соблюдается в должной мере законодательство: конкуренция стала неуправляемой. Есть 381 Федеральный закон («Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ». – Ред.), регулирующий взаимоотношения между субъектами предпринимательства, в частности, между поставщиком и покупателем (ритейлером). Раньше этим законом руководствовались, управление конкуренцией было. До сих пор, мне кажется, многие чиновники этот закон не знают. В свое время я много об этом говорил городским властям. Почему, к примеру, в каком-то районе много торговых точек, а в каком-то их нет. Тему неравномерного распределения торговых объектов в Кирове как-то поднял на заседании профильной рабочей группы (я был ее членом, потом по какой-то причине меня и других представителей бизнеса из этой группы исключили, даже не уведомив). Речь шла не только об НТО, а о торговых объектах в целом. На заседании сказали, что в Нововятске не хватает торговых центров. Спросил: «Почему тогда ТЦ «Крым» построили в Кирове, а не в Нововятске?». Мне в ответ сказали: «Решает бизнес, а не мы». Позиция всегда выгоднее у тех, кто ближе к власти. 

КНМ.jpg

БН Из хлебной продукции что сегодня выбирает покупатель?

– Как бы мы ни стремились вводить новые сорта, люди выбирают три классических вида хлеба: «Ржаной», «Пшеничный» и батон «Нарезной».

БН Потому что вкуса «особенных» хлебов не все понимают или у людей нет денег?

– Мне кажется, в большей степени не понимают ценность здоровых хлебов. Сегодня некачественность хлебного продукта побеждает его качественность. На полках очень много некачественного хлеба, фальсификата. Качественный хлеб – ГОСТовский и сделанный с душой и любовью. В производстве хлебов, выпускаемых по техусловиям, допускается много нарушений. Зачастую написанное на этикетке не соответствует тому, что есть в составе продукта, поэтому и хвалиться можно именно классическими видами хлеба. 

БН А что происходит с ценами?

– На хлебную продукцию цены динамично идут в рост. Сегодня средняя цена буханки хлеба у производителя, который дорожит авторитетом свой продукции, 24-35 рублей за изделие. Как-то мне на заседании с чиновниками показали нарезной батон, привезенный из Москвы. Он стоил на тот момент 8 рублей, в то же время нормальный батон стоил 20 рублей за штуку. Вы же понимаете, что батон за 8 рублей из муки высшего сорта, произведенный по ГОСТу, – это нереально даже для крупного производителя. Помню, начал критиковать этот московский «продукт», меня отрезали: сказали, что не прав, что людям нужен дешевый хлеб. Вы понимаете? Чиновник волнуется не за здоровье потребителя, а за появление дешевого хлеба на рынке. Делайте тогда так, чтобы у людей повысились зарплаты и появилась возможность купить нормальный батон за 20 рублей, а не за 8! Нельзя питаться ничем. Надо есть питательный здоровый продукт и делать так, чтобы люди смогли такой купить. А у этого чиновника позиция такая: пусть покупают продукт, который лишь бы жевать. Не понимаю я такого отношения! 

БН Сырье тоже дорожает?

– Да, и это опять же в подтверждение моих слов о нерегулируемости рынка. Я в шоке: мука ржаная, которая всегда была в два раза дешевле муки 1-го или высшего сорта, сегодня стоит почти столько же. Разве нормально такая цена? На муку высшего сорта 23-25 рублей и на ржано-обдирную – 23 рубля? Вы спрашивали, будет ли дальше расти цена на хлеб? Конечно, будет. Понятно, что все производители не побегут наперегонки повышать цены, но стоимость продукции все время растет. Два года назад мы не думали, что хлебушек будет стоить 35 рублей за булку, а сегодня он столько и стоит. Из-за всей этой неурегулированности и не хочется дальше на этом рынке работать. 

БН А как урегулировать рынок?

– Очень не люблю использовать слово «раньше», потому что жить надо настоящим. Сейчас вспомню это «раньше». Если раньше цена по какой-то причине поднималась, создавался штаб при губернаторе. Собирался ежемесячно, и на штабе заслушивались представители отраслей – мясной, молочной, хлебной и так далее. Спрашивали, нужна ли им помощь и совместно производили анализ рынка цен на сырье. И результат был. Кто-то побаивался – те же перекупщики. 

БН Вопросами завышения цен занимается УФАС...

– УФАС нужна обратная связь. Оно проверяет, если будут жалобы, но не все же пойдут жаловаться. Лично я тоже против жалобных писем, я за общение. Проблемы нужно поднимать и решать в режиме диалога. Сегодня бизнес не видит этого диалога, поэтому многие предприятия теряют свою значимость. Закрываются, банкротятся или уезжают в другие регионы.

Исторически была и есть пословица «Хлеб – всему голова». Это своего рода бренд хлеба, потому удивительно и больно читать рекламные щиты, на которых написано: «Мебель – всему голова». К сожалению, сегодня пословица «Хлеб – всему голова» теряет свою значимость, в том числе в связи с отменой возврата хлебной продукции производителю. Задайтесь вопросом: куда уходит непроданная хлебная продукция, если возвраты запрещены? Утилизируется, а проще – выбрасывается! В свое время мы прекратили отношения с одной из федеральных торговых сетей по одной причине: они сказали, что не будут предъявлять нам возвраты, а взамен мы им платим бонусы. Спросил, куда непроданный хлеб денут. В контейнеры! И показали несколько на территории. Туда не только хлеб выбрасывают, но и другие продукты, в том числе просто потерявшие внешний вид. Если у производителя есть возможность переработать продукт (естественно, не просроченный, не тухлый, просто потерявший товарный вид) – почему не возвращать? Нет, хлеб выбрасывают. Как я могу с этим мириться? Не могу. Как не могу торговать алкоголем без лицензии по ночам. Не умею и не хочу. А если бы регулирование рынка было, за это кощунство можно было бы спросить. 

БН Как с кадрами в отрасли?

– Непросто. Работа в производстве хлебопечения сложная и тяжелая. Кстати, в Европе в основном пекарями работают мужчины, в России преимуществено женщины. Выпускники учебных заведений про профилю работать не идут. 

БН Может, тогда правильнее все автоматизировать, чтобы минимизировать число персонала? Или не потянуть?

– Почему, при желании потянуть. Крупные предприятия давно идут по этому пути. Покупают современные производственные линии. Почему крупные предприятия модернизируют оборудование, переходят на капитализацию своего производства? Чтобы уйти от ручного труда. Но мы же в свое время гордились именно ремесленным трудом. Когда тесто месится ручками, оно насыщается кислородом, хлеб получается вкуснее, пышнее. Вы сравните хлеб ручной и машинной работы: первый пористее, второй сжатый, потому что не насыщен кислородом. 

БН Ваше отношение к пекарням и динамичному росту этого вида бизнеса?

– Пекарни живут за счет ассортимента. И такая мелкоштучная продукция к моему удивлению востребована.

БН Почему вы больше «против», чем «за» пекарни?

– Потому что это не всегда здоровый продукт. Работа многих пекарен (я не говорю про все, есть исключения) направлена на то, чтобы покупатель купил продукт и наполнил желудок неважно чем. Многие – я сейчас говорю о рынке шире, куда входят и фастфуд, – берут «горячестью»: разогревают еду и преподносят, как только что приготовленную. Часто заготовки в замороженном виде привозят из других регионов. Это не хлебопеки. Это предприниматели, которые делают деньги на продаже нездорового продукта. Уверен, скоро это закончится: люди наедятся и поймут, что такие продукты не совсем полезные. Мы же говорим о питании, а не о еде. Человек продуктами должен питаться. Возьмите картофель и гречу. Что полезнее? Тут так же: что полезнее – булка дрожжевая или хлеб ржаной? Конечно, хлеб, но булка вкуснее. Когда-нибудь люди поймут, что нужно есть не то, что вкусно, а то, что полезно. Нам даже раньше предлагали через гильдию бороться с такими мнимыми хлебопеками. Сказал, что не буду этим заниматься. 

БН А как в целом вы относитесь к конкурентам?

– Мне однажды директор одного из предприятий сказал: «Ты мой конкурент. Могу с тобой выпить рюмку коньяка, при этом буду рад, если обанкротишься». Я ответил: «У меня нет конкурентов. Я произвожу качественный натуральный продукт, который хорошо продается. Чем больше качественного продукта на рынке, тем лучше для покупателя. Поэтому я буду рад, если ты не обанкротишься. И в случае необходимости я тебе буду помогать». Для оказания этой помощи и была создана гильдия. И мы пытались помогать не только местным предприятиям разных направлений. Сегодня я горжусь тем, что в бизнесе 28 лет и занимался всем этим.

И я рад видеть, что в целом отрасль развивается. Только удивительно, как выживают мелкие производители. Сегодня если производишь меньше 3 тонн продукции в день, в рынке не выжить: контрагентов немного, а затраты растут – по коммунальным платежам, по заработной плате. Плюс опять же неурегулированный рынок. Эта жесткая, даже жестокая конкуренция многих уже выбила из строя. 

БН Какими видите перспективы НТО, за которые в свое время так долго бились?

– Считаю, сегодня актуальность открытия НТО от производителя поутихла, потому что люди выбирают супермаркеты. Даже те, кто раньше убеждал всех в том, что покупатели не будут ходить в эти «помидоры» (помните, «Пятерочка» раньше была оформлена в помидоры?) Сегодня в сети ходят, потому что это удобно: в супермаркете можно приобрести все и сразу. Поэтому, считаю, и актуальность НТО угасает.

Когда мы открывали НТО, то надеялись на регулирование конкуренции. Сегодня посмотрите: в одном квартале по 2-3 супермаркета, которые развиваются. Поэтому НТО не выжить с чисто экономической точки зрения, приходится искать другие пути. 

БН А они есть?

– Есть, и немало. Но в моем понимании это опять же нужно делать при участии властных структур – районного, областного, городского уровня. Им не до этого. О чем говорить, если бывший глава города на рабочем месте, как говорят следователи, думал, как создать схему увода денег из бюджета. С моей точки зрения, надо думать не о создании схем, а об организации диалога с бизнесом, чтобы деньги в бюджет поступали.

Не могу объяснить почему, но люди руководящего состава (я имею ввиду чиновников, но не всех, там тоже есть люди с человеческим отношением) не хотят слышать предложения с низов, из уст предпринимателей. А это необходимо делась, потому что у нас источник власти – народ. Это моя позиция как руководителя. В свое время некоторые городские чиновники говорили: нужно закрыть нестационарную торговлю. На одном из совещаний с предпринимателями я сказал: мы, может быть, закроем, если об этом скажут жители микрорайона. Скажут, что павильоны мешают – демонтируем. Но если народ скажет, что нужны, я буду за них бороться. Народ сказал – быть! И попросил не только хлебом торговать, но и привезти расширенный ассортимент продукции, в том числе непродовольственной. Мы привезли. Людей надо слушать. И слышать. Это два разных слова. Власть, слушая, должна слышать и делать, как просит народ. Тем более, что именно народ – источник власти.

БН Сейчас не слышит?

– К сожалению, сегодня формат общения государственных структур с народом строится по принципу «я умный, ты дурак». Вижу в жизни много подобных ситуаций, но «дурак» промолчит (не все хотят связываться), а умный будет бороться. Мы недавно на работу приняли беременную женщину. Знал, что в положении, но принял. Ей отказали в единовременном пособии по беременности и родам в 20 тысяч рублей. Был очень удивлен, что государственное предприятие ведет себя некорректно по отношению к гражданину, который жаловаться не пойдет. Обидится, проглотит, поревет, но не пойдет. Мы же пошли. Как руководитель юрлица сказал: подаем в суд. И должны выиграть, потому что боремся за гражданина, за человека. Смотрите, какое отношение! Неуважительное.

С этой позицией «я умный, ты дурак» необходимо бороться. Мы в нашей стране все равные. В эту жизнь человек пришел голым, в таком же состоянии и уйдет. Никому не позволительно превозносить себя или кого-либо. Мой образ жизни – общаться на равных с человеком любого статуса. Меня как-то упрекнули: «Вам в кайф общаться со слесарями?» В кайф! И я на равных общаюсь со слесарями, поварами, чиновниками любого ранга, чтобы получить положительный результат. Наше поколение руководителей так воспитано. И никому не запрещено так общаться, слышать друг друга и добиваться результата на любых уровнях.

Да, сейчас другое время, другие люди, но общение не должно исчезнуть. Уважение должно быть, чтобы приходилось не доказывать, а договариваться. Мы все равные.

 Беседовала Анастасия Белова.

Это материал из свежего печатного номера газеты "Бизнес новости" в Кирове. 

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 

Также читайте