«Продавать искусство?!», или почему всему в мире есть цена – интервью газеты

«Продавать искусство?!», или почему всему в мире есть цена – интервью газеты

Софья Русских 19.12.2021 20:05:05 2055 0
Для многих искусство – это что-то высокое, порой, даже недосягаемое. При мысли о продаже произведений мастеров в голове диссонанс, ведь нам кажется, что они бесценны. Но в нашем мире есть цена всему. На прошлой неделе в выставочном зале Вятского художественного музея открылась персональная выставка московского художника-реалиста Бориса Ведерникова.

Сейчас художник живет в столице, но с Кировской областью его связывают родственные корни. Художник рассказал «Бизнес новостям» о ситуации на мало изученном в Кирове арт-рынке. Чем сейчас зарабатывают художники и как продаются произведения изобразительного искусства – наш герой знает не понаслышке, потому что сам является частью этого рынка. Борис Александрович – свободный художник, однако убежден, что мастер должен зарабатывать на своем таланте.

В Кировской области родился и вырос отец Бориса Ведерникова – Александр Филлипович, солист Большого театра. У него же еще мальчиком Борис Александрович перенял свои первые художественные навыки.

«Малую родину отца мы до сих пор посещаем каждое лето или осень, имеем небольшой домик на берегу Вятки. Мое взросление с детских лет проходило в Кировской области. Для меня важно было выставиться в Кирове еще при жизни отца. Когда появилась возможность, я с радостью эту выставку решил сделать», – рассказывает собеседник.

Борис Александрович закончил Московский художественный институт имени В.И. Сурикова. Еще со студенчества он хотел не просто развиваться в творчестве, но и зарабатывать на нем. В 80-е годы это было возможно через систему художественных салонов. «Вообще у меня есть глубокое убеждение, что человек может считаться профессионалом в той или иной сфере только тогда, когда он непосредственно получает доход со своего труда, монетизируя свой талант. Поэтому разговор о том, что меня не понимают, я не признан или пишу только потому, что люблю писать картины – это немного такое... кокетство», – объяснил свою позицию художник.

Начало арт-рынка в России

К окончанию института, в перестройку, в конце 80-х годов открылись границы, и советские художники активно стали выходить на международные выставки и продавать там свои работы. Это были и Европа, и США, и Канада. Борис Александрович тогда заканчивал институт и успел поймать возможность попробовать такой опыт в самом начале своего пути. «В конце 80-х пошел большой бум на советское искусство в мире. Открылись возможности, советские художники стали активно выезжать за границу и выставляться, они оказались кому-то нужны там. Многие неожиданно смогли заработать на этом довольно приличные деньги», – рассказал художник.

При этом уже тогда наши мастера сталкивались с мошенническими схемами. В девяностые и нулевые годы работала система западных агентов, которые скупали картины разных художников в больших количествах для выставок в Северной Америке и Европе. Но рано или поздно эти агенты пропадали – вместе с деньгами и картинами.

«Истории с западными агентами часто заканчивались плохо, как правило, они всех кидали. У меня был агент в Канаде. Он заказывал у меня картины, раз в полгода приезжал и выкупал их, где-то реализовывал. Потом я узнал, что цена за работы накручивалась на 1000% и значительно отличалась от сумм, которые я в итоге получал. Закончилось всё тем, что стал отдавать ему работы вперед, с которыми он благополучно исчез. Через эти истории прошли многие, кто занимался продажей. Пострадала масса людей», – поделился Борис Ведерников.

Дальше арт-рынок стал постепенно складываться в России: сначала в Москве, а затем и в регионах открывались частные галереи. Продать тогда можно было всё, что угодно, практически каждая картина находила своего покупателя. Ими в большинстве были предприниматели в первом поколении. «Это приносило доход, на этом люди делали состояние, потому что внутри России образовывались большие деньги. Бизнесмены вкладывали деньги в искусство, потому что у них уже были построены дома, и они имели всё, что нужно для жизни», – рассказал художник.

В 2008 году пришел кризис, который подкосил и рынок изящных и изобразительных искусств. С тех пор он так и не восстановился.

«Все разобщены»

Сегодня, по словам Бориса Ведерникова, цивилизованного арт-рынка в России просто нет, а за границей он находится в упадке. Дело не только в коронавирусе, терять позиции рынок начал еще раньше. От пикового количества галерей в 2006-2007 годах осталось около 30%. Сейчас каждый художник пытается зарабатывать самостоятельно, нет никакого объединяющего начала.

«Рынок в России никак сейчас не устроен. Мастера – кто во что горазд – подключают старые связи, какие-то галереи. Есть ли стабильные институты, которые этим занимаются, я не очень представляю. Каждый сам за себя, все очень разобщены», – описывает ситуацию художник.

Раньше мастеров объединяли творческие союзы, сейчас они сами находятся в тяжелой ситуации и вынуждены бороться за существование. «Союзы» денег давно никому не приносят, в лучшем случае занимаются распределением художественных мастерских, и средств на организацию не хватает. Существуют очаги, вокруг которых жизнь теплится, но лишь благодаря их энергичным лидерам», – с грустью рассказывает Борис Александрович.

Более молодым художникам, не заставшим конец перестройки и нулевые годы, студентам, которые только начинают свой профессиональный путь, сейчас невероятно тяжело реализовываться и зарабатывать. Раньше была хорошая база для старта в виде выставок и частных галерей. Сейчас из-за разобщенности ничего этого нет.

«Сейчас время сложное. Мы всё-таки успели и мастерские какие-то получить, и достаточно выставлялись в хороших залах, у них ничего этого нет. Трудно сказать, как сейчас жить начинающему художнику, тут надо быть готовым к тому, что быстрого успеха не будет», – поделился собеседник.

художник 2.jpg

«Людей как-то отучают от всего недвижимого»

Среди других причин упадка арт-рынка эксперт назвал изменения в мышлении людей. Меняется общество, оно начинает мыслить другими категориями. Все больше в моду входит минимализм. Потребители отказываются от изысканных предметов роскоши, с чем как раз и ассоциируются у многих картины.

«Упадок рынка не так сильно связан с пандемией, и до этого было тревожное ощущение. Сейчас людей как-то отучают от всего недвижимого. Идет тенденция, что лучше не покупать машину, а использовать каршеринг. Не иметь в собственности дом, квартиру, а снимать. И вообще лучше вещей не иметь. А картины – это своего рода недвижимость, которую может себе позволить человек с корнями», – объяснил собеседник.

Поражает больше не это. А то, что, как заметил художник, в последние годы основной целевой аудиторией и покупателями предметов изобразительного искусства является средний класс и те, кто выше. Средний класс более всего и пострадал из-за ситуации с коронавирусом. Доходы становятся меньше, спрос падает: «Покупка картин – атрибут среднего класса. Это основной потребитель, который способен платить».

Есть работы, за которыми, несмотря на кризис, до сих пор выстраиваются очереди. Это художники старой советской школы. Но проблема в том, что купить их практически невозможно. «Представители высокого советского стиля, даже ныне живущие, например, такие как братья Алексей Петрович и Сергей Петрович Ткачевы, стоят громадных денег. Коллекционеры готовы вкладывать деньги в такие работы, но их очень мало на рынке. За такими художниками и цены высокие, и спрос», – заметил мастер.

Онлайн, мошенники и фейки

С приходом кризиса в жизнь людей параллельно приходил интернет. У художников и людей, связанных с рынком изящных искусств, появилась новая надежда. Но внедрение новых технологий тоже успехом не увенчалось и до сегодняшнего дня в среде профессиональных художников не прижилось. Борис Александрович рассказал: удачные случаи продажи и покупки картин через онлайн-ресурсы можно пересчитать по пальцам, так как сеть тоже стала площадкой для спекуляций и обмана.

Например, при подготовке к интервью с героем публикации я искала информацию о нем и наткнулась на сайт, где продаются его картины. Цены на картины художника на нем начинаются от 365 тысяч рублей. Герой статьи признается, что на его личном сайте у него выставлены картины, не предназначенные на продажу, и цен там нет и никогда не было. Также в онлайне стали появляться и распространяться фейки о продаже картин.

«Работы стали появляться в других местах, которые взяли у меня с сайта и якобы продаются. Есть, допустим, сайт, на котором можно найти как будто бы мои картины, на самом деле некоторых из этих картин даже в России нет или, наоборот, они стоят у меня в мастерской, и я не собирался их продавать. А цены взяты совершенно с потолка», – поделился художник.

В единичных случаях удачные примеры онлайн-продаж профессиональными художниками все же есть. В этих случаях сайт изначально грамотно сделан с акцентом на коммерцию: там созданы все удобства для покупателей, действует онлайн-оплата. Такие сайты при нужном запросе пробиваются в поисковиках за рубежом и в числе первых показываются на отечественных ресурсах. «Наверное, это что-то приносит, но я очень сомневаюсь, что это хороший бизнес сейчас», – предположил собеседник.

Первый механизм продажи произведений искусств, который пришел в мою голову при подготовке к беседе – это, конечно, аукционы. Однако с ними, к сожалению, не все так гладко и просто, как кажется на первый взгляд. Оценив работу аукционов, Борис Александрович понял, что, начиная со времен кризиса, это тоже часто нечистые схемы, которые вводят в заблуждение как покупателя, так и продавца, а зарабатывают деньги только для себя.

Мошенников в этой сфере тоже масса. И это не простые интернет-мошенники и телефонные разводилы. На первый взгляд, очень солидные мероприятия и организации, которые могут позволить себе снять роскошные площадки. Но реальных продаж там нет, «сплошная липа».

Ушли в преподавание

Единственный эффективный способ быть востребованным художником в наши дни герой видит в выставочной деятельности. Только так зритель может увидеть работы мастера и заинтересоваться ими. Для этого Борис Ведерников по нескольку раз в год проводит персональные выставки. «Я считаю, что художник живет, когда его видит зритель, это единственная форма его общения с окружающим миром. А если выставок нет, кому это все надо? Пылиться в мастерской? Так и стимула работать тогда нет», – пояснил свою позицию герой статьи.

Другой вопрос: для того, чтобы выставляться, у художника должны быть картины. Из-за отсутствия арт-рынка мастера вынуждены искать другие способы заработка. Многие профессиональные художники ушли в преподавание. Борис Александрович и сам преподает в Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки. Но в преподавании тоже важно найти баланс, чтобы оставались силы для творческой работы на себя. Не все его находят.

«Возможность работать (над собственными картинами – ред.) тоже становится роскошью, людям надо зарабатывать. У меня друзья-художники преподают, но они должны столько преподавать, что потом работать для себя сил просто нет. Я пока могу себе позволить совмещать преподавание с творческой работой. А многим трудно выжить», – рассказывает Борис Ведерников.

Был момент, когда некоторые думали, что художники очень хорошо живут. «Вроде смотри, он намалевал что-то, а ему еще и денег за это дали. Прожить только на заработок с картин можно, просто вы становитесь довольно бедны, и во многом придется себе отказывать. В России много прекрасных художников, но они достаточно скромно живут», – продолжил собеседник.

Коммерция или творчество?

Из-за сложностей заработка часть художников стала полностью работать на коммерцию, на заказ, а не по воле творчества. В сети можно найти разных художников, готовых сделать на усмотрение заказчика все, что угодно: от парадных портретов на конях до модных сейчас изображений в стиле абстракций.

«Работа на заказ, конечно, более тягостная, чем абсолютная свобода творчества. Лучше, когда покупают уже написанные картины, а не когда человек что-то просит сделать, что у него там в голове», – вспоминает мастер свой опыт работы на заказ.

Герой статьи по молодости пробовал писать что-то целенаправленно на продажу, но быстро понял, что это не его формат работы, несмотря на возможный хороший заработок. «Когда специально что-то делаешь, чтобы понравиться, получается ерунда. Поэтому надо рассчитывать на свою интуицию. Художник сам себя знает, и обмануть себя трудно», – рассказывает о своем опыте Ведерников.

Некоторые художники для заработка пытаются следовать моде. Сейчас отовсюду пестрят предложения с изображениями разноцветных фигур, пятен, линий. Некое абстрактное искусство, которое все больше перетягивает потребителя на свою строну. Кому-то приходится подчиниться и начать работать на спрос потребителя.

Последний при этом пытается найти какой-то смысл, но часто сам мастер даже не закладывает этого смысла в свои разноцветные фигуры.

«Я знаю, что некоторые художники с хорошим мастерством и умением занялись этим абстрактным искусством. Сделать это можно быстро, пусть оно и стоить будет дешевле, но зато модно и пользуется спросом. Понятно, что к искусству это имеет мало отношения. Туда даже смысл никакой не вкладывается, это как часть мебели, как ковер на стене. Такие работы могут быть даже красивыми, если человек еще талантлив колористически», – рассказал по секрету собеседник.

Людям не хватает в жизни позитива, коммерческие художники дают его. Так, например, когда начался карантин, художники увидели кратковременный рост спроса на зарубежные и экзотические пейзажи. Но искусство, по мнению мастера, не только про позитив, оно должно отражать проблемы общества, боли людей, а не просто развлекать: «Искусство не ограничивается позитивом и развлечением людей, оно все-таки должно заставить человека о чем-то подумать, человек должен затратиться, чтобы воспринять произведение. Идти в тренде бесконечного спроса – абсолютно тупиковый путь».

Новые тренды

Борис Александрович – человек довольно консервативный, принимать всё новое ему тяжело, не всё новое для его восприятия понятно и важно. Он предпочитает работать по старинке. Часто в социальных сетях нам говорят, что людям, которые занимаются своим делом, имеют хобби, которое хотят монетизировать, нужно развивать личный бренд, рассказывать о себе в социальных сетях. По мнению нашего героя, художник должен быть увлечен творчеством, он в принципе не должен заниматься продажей себя и своих работ, но сейчас эти границы совершенно размылись.

«Пошло требование к образу жизни художника, к освещению в интернете каждого своего шага. Смещение фокуса таким образом – довольно пагубная вещь, потому что картина должна жить сама по себе. А если она бесконечно окружена действом и пляской вокруг нее, это уже из области шоу и к серьезному искусству не имеет отношения», – объясняет свою позицию Борис Ведерников.

Для него важно делать то, что нравится, то, что по душе. Да, нужно зарабатывать, и сейчас с этим особенно тяжело. Но нельзя не забывать и про творчество и находить ему отклик именно в себе, а уже потом ждать отклика от других. «Если ты сам любишь то, что создаешь, оно и отклик находит, потому что зритель интуитивно чувствует увлеченность. А универсальных рецептов для творчества и вдохновения нет», – проносит через всю беседу Борис Александрович.

Художник призывает интересоваться не только результатом, но и процессом работы, технологией, погружаться в таинство и любить материал, с которым работаешь: «Человеку для вдохновения важно работать. Сейчас много всякой жизненной суеты, бывает опустошение. Вдохновение, в принципе, приходит редко. Но для этого в любом случае нужен процесс. Несмотря на не слишком радостную картину, которую я обрисовал, уверен, что качественное изобразительное искусство, основанное на традиции, всегда останется в цене».

Бориса Александровича поразила красота Кирова. Ему особенно повезло: город встретил его красотой заснеженной природы, а в душу, по сравнению с Москвой, запала малоэтажная застройка в центре.

«В Кирове я не так много раз бывал, все как-то мимо него проезжаем в Советский район. Очень красивый город. Погода прекрасная, а в центре даже новые дома не делают этими коробками. Надо поклониться руководителю города, который как-то удержал этот процесс. Это очень дальновидно, еще следующие поколения скажут спасибо», – резюмировал беседу художник.


Фото предоставлены «Вятским художественным музеем имени братьев Васнецовых». Благодарим музей за организацию интервью.

VK FB TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
 

Также читайте