"Белые начинают и выигрывают"
Налоговые долги предприятий Кировской области за год сократились на 700 млн рублей. Поступления в бюджет растут – в диапазонах роста экономики региона, что противоречит мнениям об избыточности давления на бизнес. Об этом, проверках, чистке реестра юрлиц и инсинуациях на тему миграции "Бизнес Новостям" рассказал глава УФНС России по Кировской области Денис Смехов.
Доходы и ВРП
- Денис Александрович, как в целом оцениваете работу Управления по итогам 2019 года?
- Результаты работы разобью на четыре основных блока. Первый – поступления в бюджет. За 2019 год налогоплательщиками Кировской области уплачено в бюджет и внебюджетные фонды 83,7 миллиарда рублей налогов и сборов, из них более 50 миллиардов рублей – налогов, более 33 миллиардов рублей – страховых взносов. В суммовом выражении поступление налогов составило 2,8 миллиарда рублей (на 5,9% больше по сравнению с 2018 годом), по страховым взносам – 2,2 миллиарда рублей (на 8,3% больше так же по сравнению с 2018 годом).
Второй блок касается результатов контрольноаналитической работы, итогом которой за год стало поступление в бюджеты 800 миллионов рублей. Половина из них – при добровольном уточнении налогоплательщиками своих обязательств, вторая половина – вследствие аналитической деятельности и проверок. Хочу отметить, что около 250 млн рублей из этой суммы поступило по итогам проверки, проводимой в отношении одного налогоплательщика.
Третий блок нашей деятельности связан с задолженностью предприятий области и принятыми мерами по ее сокращению. По сравнению с 2018 годом, в прошлом году сумма задолженности сократилась на 700 миллионов рублей.
Общий итог таков: динамика по налоговым поступлениям составила 105,9%. При этом ВРП – валовый региональный продукт – по Кировской области составил 105,3%. И если сравнить эти два показателя, мы находимся на уровне ВРП. Что это значит? На мой взгляд, это подтверждает, что излишнего давления на бизнес не происходит: налоговые поступления растут в диапазонах роста экономики Кировской области.
- При этом часть предпринимателей говорят о более взвешенном подходе налоговых органов к проверкам бизнеса, а часть по-прежнему заявляют о переходе видимых проверок в формат невидимых и подмене этих понятий. Готовы прокомментировать?
- Готов. Если говорить о выездных проверках, их количество сокращается – до 41 в прошлом году. Что касается камеральных – я тоже читаю прессу, где пишут о переходе проверочных мероприятий в какуюлибо другую плоскость – скажу одно: не надо путать сами проверки и мероприятия в рамках контрольноаналитической работы. Если мы видим риски в деятельности организации, то не сразу начинаем выездную налоговую проверку, а уведомляем налогоплательщика о том, что его деятельность – в зоне риска.
Кроме этого, показываем, где именно эти риски и при взаимодействии с какими конкретными контрагентами. Направляем информационные письма либо приглашаем налогоплательщика, разъясняем ему всю ситуацию и стараемся убедить не вести рис кованную деятельность, иначе, если он нас не услышит, мы начнем выездную проверку. Если налогоплательщик представляет аргументированные пояснения – вопрос закрывается. И многие уже понимают, что работать «в белую» выгоднее. Как говорится, белые начинают и выигрывают.
- Вернемся к итогам года. Какой четвертый блок?
- Информационная работа с налогоплательщиками. Приведу одну цифру: в прошлом году Управлением совместно с территориальными органами проведено более 10 тысяч мероприятий, направленных на информирование налогоплательщиков по различным вопросам. Темы касались практически всех налогов, которые администрирует ФНС. Акцент делали на таких острых вопросах, как, к примеру, отмена ЕНВД в связи с окончанием срока действия этого спецрежима и переход на уплату имущественных налогов в зависимости от кадастровой стоимости объектов.
Альтернатива ЕНВД
- По поводу ЕНДВ как раз сейчас продолжаются многочисленные дискуссии…
- Стоит напомнить, что ЕНВД как спецрежим налогообложения ввели в 2002 году. В то время происходило становление предпринимательства, были сложности с администрированием предпринимательской деятельности. Сроки действия спецрежима оговаривались сразу: до 2021 года. Так что отмена ЕНВД не стала неожиданностью, это было запланировано и закреплено законодательно.
Сейчас мы об этих изменениях напоминаем плательщикам. Самое важное – объяснить, какую систему налогообложения он может применять: общепринятую, упрощенную или патентную. Тему неоднократно обсуждали на различных площадках, в том числе Вятской ТПП, на Общественном совете при Управлении.
Особенно остро проблема с отменой ЕНВД встала в конце 2019 года, в связи с переходом с 2020 года от ЕНВД на иные системы налогообложения предпринимателей, реализующих маркированные товары: обувь и лекарства, чуть ранее – меховые изделия. По первым двум группам товаров законодательное собрание в первом чтении приняло законопроект о снижении ставок: до 4% по УСН по «доходам» и 7,5% – по «доходы минус расходы». Это позволит налогоплательщикам плавно пройти переходный период. На сегодняшний день такая система может стать приемлемой альтернативой ЕНВД.
Хотел бы затронуть еще одну тему, о которой мало кто говорит. Система ЕНВД была создана для микро и малых предприятий. Из них есть те, кто на сегодняшний день уже выросли. Посредством аналитических мероприятий мы получаем информацию о таких налогоплательщиках, выручка которых превышает 1 миллиард рублей, при этом они продолжают применять ЕНВД, так как для этого спецрежима нет ограничений по выручке – хоть 10 миллиардов получай. На мой взгляд, не совсем справедливо рассуждать о том, что налогоплательщик, имеющий небольшой магазин в сельский местности, и крупный бизнес с оборотом свыше миллиарда рублей находятся в одинаковых условиях: тот и другой применяют ЕНВД. Да, ставки для Кирова и, к примеру, сельского поселения в Слободском районе разные, тем не менее, систему налогообложения эти плательщики применяют одну и ту же.
- Бизнес неоднократно говорил о допустимой ставке по единому налогу не в 4, а максимум в 2%. Теоретически это возможно?
- Окончательное решение по ставкам будет зависеть от депутатов. В таких ситуациях необходимо сделать все расчеты, чтобы максимально соблюсти интересы бизнеса и бюджета. Бизнес, безусловно, будет говорить о необходимости снижения ставки, скорее всего, даже меньше, чем 2%. С другой стороны, правительство отвечает за взятые на себя социальные обязательства. Для их исполнения других источников пополнения бюджета, кроме налогов, нет.
В свою очередь, мы являемся органом исполнительной власти. Действуем и живем по законам, принятым законодателями. Если будем жить по понятиям, будем относиться к другой категории власти. И отношения в государстве будут другие. Как в 90-е: жили весело, но многие – недолго.
Обеление экономики
- К вопросу отраслевого подхода к обелению экономики. В прошлом году вы усиленно занимались лесной сферой, при этом неоднократно заявляли о рискориентированном подходе. Каков эффект?
- Мы действительно выбрали для себя стратегию работы по отраслям. На протяжении 3–4 лет – с помощью имеющихся аналитических инструментов – определяем отрасль, основываясь на риск-ориентированном подходе. Усиленно работая в 2019 году по лесной сфере, выявили основные риски. Во-первых, применение схем налогообложения с участием технических фирм и фирм-однодневок. При помощи имеющихся у нас аналитических инструментов мы все их видим, отслеживаем. И, повторюсь: прежде чем выходить на проверку, уведомляем налогоплательщика об имеющихся рисках в его бизнесе или при взаимодействии с контрагентами. Во-вторых, есть вопросы, связанные с оформлением трудовых отношений и выплатой зарплат «в конвертах».
По решению всех этих вопросов мы наладили сотрудничество с правительством области, органами местного самоуправления и правоохранительными структурами. В результате этих мер только по лесной отрасли в 2019 году в бюджет дополнительно поступило около 40 миллионов рублей налогов. Порядка 500 человек заключили трудовые отношения с работодателем, а это дало дополнительные поступления в бюджет в виде НДФЛ и страховых взносов. В этом году работу по отрасли продолжим. В первую очередь в отношении налогоплательщиков, которые нас не услышали.
- Какой будет следующая отрасль? Или это Москва определяет массово для всех субъектов?
- Москва не определяет, определяем мы – на основании аналитики. Точно продолжится работа в лесном секторе. По поводу остальных… Скажу так: налогоплательщики, которые ведут рисковые виды деятельности, уже об этом знают. Они проинформированы. В любом случае мы призываем всех налогоплательщиков вести добросовестный бизнес. В любой отрасли.
Миграция: 0,1%
- Как за последний год изменилась ситуация с миграцией юридических лиц и индивидуальных предпринимателей?
- Это один из актуальных и часто задаваемых вопросов. Надо понимать, что миграционные процессы проходят в целом по России, и Кировская область – не исключение. Необходимо давать оценку, анализируя глубину этих процессов.
По поводу миграции юридических лиц и организаций. За 2019 год с территории Кировской области убыло 69 юрлиц, прибыло – 34. По всем у нас информация имеется: кто и куда уехал. Если подвести сальдированный остаток – убытие 35 налогоплательщиков. Для понимания: это 0,1% от общего числа налогоплательщиков, зарегистрированных на территории Кировской области. Не буду давать оценку, много это или мало: уход любого реально работающего налогоплательщика – определенные потери для бюджета.
- Здесь необходимо затронуть вопрос не только миграции, но и исключения налогоплательщика из Единого госреестра юридических лиц?
- Да, поскольку вокруг этой темы очень много инсинуаций. Необходимо четко разделять понятия. Исключение из ЕГРЮЛ – это не миграция и не уничтожение бизнеса, как пишут, в том числе в средствах массовой информации. Достоверный реестр важен и для самих налоговых органов, и, главное, для бизнесменов при работе с контрагентами: они понимают, с кем имеют дело, где находится контрагент, чтобы избежать каких-либо злоупотреблений. Федеральная налоговая служба нацеливает на то, чтобы ЕГРЮЛ был достоверным. Сведения в реестре должны совпадать с теми, которые заявляет налогоплательщик при регистрации в качестве организации.
Хочу обратить внимание на тот факт, что налоговые органы не исключают юрлица из реестра автоматически. Проводится большая предварительная работа: выясняется, где находится плательщик, направляются письма учредителям, по месту регистрации юрлица и т.д. И только после этого, если мы не получаем обратную связь, начинается процедура исключения из реестра в судебном порядке. На всех уведомительных стадиях налогоплательщик может уточнить сведения, внести изменения в реестр – и вопросов к нему не будет.
- Что по поводу миграции индивидуальных предпринимателей?
– Тоже начну с цифр. За 2019 год на территорию Кировской области прибыло 92 таких налогоплательщика, убыло 262. Не берусь судить обо всех причинах, они разные. Одна из них объективна – миграционные процессы из небольших городов в более крупные, это общероссийский тренд. Надо понимать, что индивидуальные предприниматели – это физические лица, сменившие адрес и место жительства, в том числе переехав в города-миллионники.
Да, кто-то может говорить, что из Кировской области сбегают все предприниматели, или каким-то иным образом спекулировать этой информацией. Она, во-первых, должна быть полной, во-вторых, у всех процессов необходимо понимать причину.
- Одной из причин как раз называют налоговые проверки.
- Давайте рассуждать дальше – как проверки и мероприятия налогового контроля связаны с миграцией, у нас такая статистика ведется. Если берем юридических лиц, из 69 налогоплательщиков, убывших в другие регионы, только в отношении одного была проведена выездная налоговая проверка. Она закончилась, и после этого налогоплательщик мигрировал в другой регион.
Что касается индивидуальных предпринимателей, из числа мигрантов проверки проводились или планировались только по 10. По одному выездная проверка закончилась, а 9 были направлены информационные письма о том, что есть риски при ведении их деятельности. Связаны ли эти «отъезды» с контрольными мероприятиями, не могу сказать. Вы лучше спросите у самих налогоплательщиков.
- Может, у нас налоговая работает активнее?
- Нет, я бы не стал говорить, что налоговые органы Кировской области работают лучше или хуже. В системе ФНС достаточно аналитических инструментов, и риски, которые видят налоговые органы Кировской области, доступны для анализа и налоговикам других субъектов.
Отсчёт по кадастру
- Еще одна из тем – новый пул налогоплательщиков имущественных налогов, которые по итогам 2019 года начнут уплачивать налог, исчисленный исходя из кадастровой стоимости недвижимости. Некоторые из них до сих пор не знают, что им придут платежки по новым правилам. Насколько бизнес информирован, и какую реакцию ожидаете?
- Стоит отметить, что налог на имущество, исчисленный исходя из кадастровой стоимости, у нас начисляется с 2016 года. С этого времени и ведется информационная работа, которая в этом году продолжается. И это касается не только юридических, но и физических лиц: как физлица мы с вами уже платим имущественный налог, исчисленный от кадастра.
Реестр для предпринимателей, которые уплачивают налог исходя из кадастровой стоимости, утвержден Министерством госимущества и инвестиционного развития. Он официально опубликован и находится в открытом доступе. В перечне – административно-деловые здания, торговые центры, нежилые помещения, которые сдаются под офисы – общепит и бытовка. Как раз они и используются для ведения предпринимательской деятельности.
И с 2016 года работали преференции для таких предпринимателей. Сначала налог от кадастра платили только за помещения площадью свыше 2 тысяч квадратных мет ров, с 2019 года – свыше 1 тысячи квадратных метров.
Регулирование налога происходит ставками, и она была и остается одной из самых низких в сравнении с соседями. В прошлом году ставка составляла 1%, и в октябре был принят региональный закон о пролонгировании льготных условий еще на два года. Конечный срок, когда для определенных в перечне объектов ставка будет 2%, – 2022 год. Чтобы налогоплательщики максимально безболезненно могли пройти этот период, в 2020 году ставка составит 1,2%, в 2021-м – 1,6%.
Напомню также, что в принятом в октябре прошлого года законе прописано: в перечень не попадают объекты площадью менее 200 квадратных метров, расположенные в сельских поселениях. Прежде всего это касается деятельности объектов райпо, которые помимо нагрузки по уплате налогов несут и большую социальную функцию. Сами понимаете, что на большинство территорий, где работают магазины потребкооперации, федеральные торговые сети не зайдут.
Еще раз акцентирую внимание, что гражданин, в том числе вы и я, уже платят имущественный налог за квартиру от кадастровой стоимости. А предприниматели, которые используют свои помещения для извлечения прибыли, не готовы или не хотят выполнять ни социальные, ни моральные, ни – какие другие обязательства в этом случае, хотя речь идет о наполнении бюджетов!
Всегда, когда встает вопрос о том, чтобы кому-то добавить, нужно понимать, где эти средства урезать. Я понимаю интерес бизнеса к снижению ставок, тем не менее, повторюсь: другого источника для пополнения бюджета, кроме налогов, нет. Это вопрос социальной ответственности. Если ты живешь и работаешь на территории, ты в первую очередь заинтересован в ее развитии. Предприниматели участвуют в жизни города, а власти должны помогать им в ведении их бизнеса.
Досье:
Смехов Денис Александрович – руководитель Управления Федеральной налоговой службы по Кировской области, государственный советник РФ 3 класса.
Родился: 29 сентября 1979 года в п. Нагорск Кировской области.
Образование: два высших. Окончил ВятГСА (экономист), МГЮА (юрист).
Трудовая деятельность:
2003–2013 гг. – ИФНС России по г. Кирову, прошел путь от специалиста 1 разряда до замначальника юридического отдела;
2013–2017 гг. – замначальника, начальник правового отдела УФНС России по Кировской области;
с января 2017 г. – замещал должность замруководителя УФНС России по Республике Марий Эл, и.о. руководителя Управления;
19 марта 2018 г. – назначен руководителем УФНС России по Кировской области.
Беседовала Анастасия Белова
a.a.belova@mail.ru