Реакция на негатив
Кировский рынок труда вновь будоражит. По данным статистики, в феврале этого года, по сравнению с январем, количество безработных в регионе увеличилось на 4%, составив более 20 тыс. человек. Причина, как оказалось, проста: в 2011 году в связи с повышением налогов и ростом тарифов многие предприятия провели «кадровую оптимизацию», уволив одних и увеличив зарплату за их счет другим, а также выведя часть сотрудников «за штат». И это сыграло свою роль. При этом, вот парадокс, бизнес как не мог подобрать себе квалифицированные кадры, так и не может.
Метаморфозы
Рост безработицы на 4%, рост производства на 3% и рост зарплат на 7% - три составляющие, которые никак не вяжутся между собой, но именно эти цифры демонстрирует кировский и российские рынки труда в первом квартале 2011 года. Подобные метаморфозы, впрочем, легко объяснимы: это закономерный ответ реального (и не только) сектора экономики на повышение налоговой базы и рост тарифов.
Бизнес, в первую очередь, «оптимизировал» кадровую составляющую: частично сократив одних, переведя «за штат» других, и тем самым даже немного увеличив заработную плату «оставшимся в живых». Теперь головная боль настигла власть: что делать с возросшим количеством безработного населения? В частности, только в Кировской области их 20,2 тыс. человек. Конечно, если брать данные за последний год, то уровень безработицы в общем целом снизился, почти на 31,3%, однако говорить о докризисных показателях не приходится.
- В начале года количество безработных повысилось, - говорит Иван Шамов, начальник отдела программ занятости и рынка труда Управления федеральной службы занятости населения Кировской области. - Но я все-таки больше склонен считать, что здесь роль сыграл сезонный фактор, а не посткризисные явления. Уже с этого месяца ситуация должна улучшится, ведь количество вакансий увеличивается, а оно дает нам надежду на снижение количества безработных до 2,5% (сейчас 2,6%). На сегодняшний день около 4300 человек по Кировской области оповещены о предстоящем увольнении, но это не такие большие цифры. Год-два назад таких людей было в 2-3 раза больше. Я не исключаю случаев «оптимизации», но это для нашего региона не тенденция.
Гораздо любопытнее дело обстоит с зарплатами.
По данным экспертов, в целом посткризисный 2010 год характеризовался ростом номинальных зарплат во многих сферах экономической деятельности. Так, согласно Росстату, заработки в прошлом году росли примерно на 11%, а в реальном выражении с поправкой на инфляцию примерно на 4%, или почти вдвое меньше, чем до кризиса.
Ведущие рекрутинговые агентства составили рейтинг роста зарплат в 2010 году по отраслям. Результаты получились любопытными, хотя, в некотором отношении, предсказуемыми. Эксперты отметили, что самыми стабильными по зарплате в этом году были сфера медицины, фармацевтики и госслужба. Три сферы показали рост зарплат от 3% до 10%, а падений в них практически не отмечено.
Самый значительный прирост зарплат (который, к сожалению, не коснулся Кирова - здесь мы выбились из положительных тенденций) произошел в транспортной, юридической и IT сферах - за год он превысил 20%. В строительстве и сфере масс-медиа рост зарплат за год составил 19-17%, что также является одним из самых высоких показателей, гласят данные сайта HeadHunter.
В страховании и сфере маркетинговых и рекламных коммуникаций за 2010 год произошло уменьшение предлагаемых зарплат на 7%. Кроме того, маркетинг, реклама и PR-сфера, где произошло самое значительное падение зарплат в течение года (на 26%), началось плавное восстановление. Если говорить в общем и целом, то зарплатные предложения работодателей на конец 2010 года превысили докризисные «тарифы на труд».
Болевые точки
Тем не менее, на рынке труда остается немало болевых точек. Первая из них - большая неоднородность по регионам. Стоит отметить, что подобная ситуация не вызвана кризисом - она практически традиционна для России. Причем колоссальная разница в уровнях безработицы присутствует не только между регионами, но и между городами и населенными пунктами внутри одной территории. Как правило, в крупном городе она минимальная, а в «глубинке» может быть на порядок выше. Особенно, если эта глубинка сельскохозяйственная. По данным того же Минздравсоцразвития, общая безработица выше в сельской местности, чем в городской, в 1,8 раза, официальная (зарегистрированная) - в 1,5 раза.
- Если у промышленников кадровый кризис, то в нашей отрасли эти тенденции прослеживаются тем более, - говорит Николай Баранов, директор сельхозпредприятия «Кировское». - Физически уже давно никто не хочет работать. Особенно молодежь. Ситуацию не выправил даже кризис. Человек скорее будет сидеть дома без денег, чем работать в сельском хозяйстве.
По большому счету, несмотря на огромное количество разработанных программ, до сих пор не понятно, как же власти планируют улучшить ситуацию на селе (и планируют ли вообще?). По крайней мере, согласно проекту основных направлений действий на рынке труда, к 2015 году предполагается сократить долю сельского и лесного хозяйства, а селян переориентировать на работу в других отраслях, например, в сфере услуг. Однако в эффективности такой меры эксперты сомневаются: сфера услуг, как и малый бизнес в целом, могут хорошо развиваться лишь там, где есть крупные предприятия и люди, стабильно получающие высокую зарплату. Если вся деревня стоит на учете в службе занятости и получает пособие в размере 850 рублей, то чем они будут платить за услуги, предлагаемые соседями-предпринимателями?
Еще одна болевая точка - несоответствие потребностей рынка труда и имеющихся на нем специалистов. Вузы пачками готовят юристов, экономистов, психологов, а предприятия нуждаются в квалифицированных рабочих и инженерах. Правда, по странному стечению обстоятельств, рейтинг востребованных профессий самого известного российского сайта Headhanter возглавляют отнюдь не они, а всевозможный обслуживающий персонал: охранники, официанты, фитнес-инструкторы и т.д.
- В этом-то вся и несуразица: юристов много, но когда вам понадобится хороший специалист, попробуйте его найти, - говорит Константин Палкин, директор кадрового агентства «Карьера». - В настоящий момент у нас много заказов от работодателей. Мы ищем, в первую очередь, квалифицированный персонал, а его как не было, так и нет. Очень мало людей, которые не только на словах, но и на деле могут справиться с поставленными задачами. Их на рынке практически нет, а заказы на них в Кирове растут. Люди за копейки работать не хотят, но и инвестировать в собственную квалификацию тоже. Это тенденция Кирова.
Дисбаланс между «технарями» и «гуманитариями» образовался по меньшей мере лет пятнадцать назад, когда закрывались заводы, а на оставшихся стали платить минимальные зарплаты. Сейчас ситуация стала меняться в пользу «технарей», но предубеждение осталось. Вообще, на рынке труда уже давно сложилась парадоксальная ситуация, которую можно охарактеризовать, как «работодатель и работник не могут найти друг друга».
При этом рецептов лечения этой болезни рынка труда пока не найдено. Есть договоренность между Рострудом и Министерством образования, что первые будут отслеживать, какие вузы поставляют безработных, а вторые уже как-то на них влиять. Но о результатах этой работы пока ничего не известно.
- У достаточно давно есть проблема недостатка специалистов, - говорит Сергей Рогов, директор завода «Димет-М». – На нашем предприятии много работников в возрасте, и пока непонятно, кто придет им на смену. В свое время молодежь ринулась учиться на менеджеров и бухгалтеров, финансистов, а в техническую отрасль никто не пошел. В ближайшие годы мы ожидаем серьезный провал в общем количестве специалистов.
Тенденции-2011
В настоящее время на рынке труда можно отметить следующие тенденции, которые, по мнению экспертов, сохранятся и продолжат свое развитие в 2011 году. Первое - это высокая потребность в профессионалах своего дела.
- В Кирова есть некая специфика: у нас не настолько принято инвестировать в персонал, поэтому нам заказывают специалистов, которые приносят непосредственно деньги в компанию, - делится опытом Константин Палкин. - Это, в первую очередь, любые специалисты, связанные с продажами: менеджеры, коммерческие директора. Менеджер по продажам – это та профессия, которая всегда будет в лидерах. На втором месте – строительная отрасль, среднее звено. Еще одна сложная позиция – секретари. С одной стороны, что здесь может быть сложного? А с другой, к современному секретарю предъявляются высокие требования, а по функционалу он, зачастую, является помощником руководителя.
Вторая тенденция предстоящего года - восстановление спроса на специалистов наиболее пострадавших в кризис отраслей. Возник интерес к специалистам, спрос на которых во время кризиса был не очень высок, к примеру, менеджеры по внутрикорпоративным коммуникациям, менеджеры по компенсациям и льготам, IT-директора, менеджеры по связям с общественностью и другие специалисты. Кадровое оживление наблюдается в банковской сфере, в инвестиционных и страховых компаниях, а также в торговле.
Не исключено, что в 2011 году активизируется и региональная экспансия кандидатов. Работодатели, чьи бизнес-интересы напрямую связаны с регионами, стали чаще приглашать в столицу (в головной офис компании) на позиции среднего административного и управленческого персонала кандидатов из регионов. У них хороший местный опыт, большая сеть местных контактов, да и «стоят» такие кандидаты дешевле. Этот факт еще больше снижает шансы местных работодателей заполучить квалифицированного сотрудника.
Вырастить бизнесменов
Власть, разумеется, не собирается сидеть сложа руки в ожидании падения собственных рейтингов, тем более в выборный год. Поэтому в 2011 году финансовые потоки пойдут через те программы, которые смогут стабилизировать ситуацию на рынке труда. В частности, на продолжение содействия самозанятости безработных и стимулирование создания дополнительных рабочих мест, то есть субсидирование лиц, желающих организовать собственное дело. На второй план в этом году отойдет поддержка организации общественных работ для безработных, а финансирование опережающего обучения работников, находящихся под риском увольнения, теперь будет увязываться с планами модернизации и развития предприятий.
Еще одна перспективная, по словам власти, мера регулирования рынка труда – поддержка маятниковой миграции трудовых ресурсов. Государство продолжит компенсировать расходы тем, кто пожелает переехать в другой регион с целью трудоустройства, и еще много других не менее масштабных планов. И вопрос даже не в том, насколько их удастся реализовать, вопрос в другом - когда законодатели поймут, что дешевле изначально продумать и грамотно реализовать налоговую политику, чем потом бороться с последствиями собственной недальновидности?
Светлана Муравьува
murraviova@yandex.ru