Ремонт за счет автомобилистов
Экспертная группа по подготовке «Стратегии-2020» предложила увеличить в 2012-2015 годах акцизы на бензин в расчете на литр на 7-8 рублей, и при этом почти треть розничной цены топлива должна пойти на строительство и ремонт дорог.
Пока в Налоговом кодексе заложено повышение акциза на 1 рубль в 2012 году и на столько же - в 2013. При нынешних же налогах автомобилисты покрывают около 40% бюджетных расходов на дорожную систему: 30% получается за счет акцизов на топливо, 10% - транспортный налог.
- Мне кажется, это предложение абсурдно, - считает Евгений Пименов, президент «Союза автомобилистов Кировской области». - Переложить бремя по ремонту дорог на автомобилистов - это все равно, что брать с военных налог на оборону страны. Или с врачей за то, что они нас лечат. Кроме того, это лишь кажется, что повышение акцизов отразится только на автомобилистах. В итоге заплатят все. И потом государство будет задаваться вопросом: «А почему у нас такой хлеб дорогой?» А потому что развозят его машины на топливе, которое подорожало.
Только Минтранс, судя по всему, так далеко вперед не заглядывает. Помимо всего прочего он также планирует ввести в транспортный налог плату за парковку автомобиля на территориях муниципалитетов, а в будущем еще и ввести налог на километр пробега, для чего нужно будет переоборудовать все автомобили устройствами спутникового позиционирования. В качестве ориентира в своих предложениях эксперты Минтранса приводят Китай: там в дорожное строительство вкладывается 3,3% ВВП, у нас в России — только 1-1,2%. Надо догонять.
Однако против таких мер выступает Минэкономразвития. По мнению его руководства, сейчас неправильно ставить вопрос о полной компенсации затрат на дороги за счет автомобилистов. Нужно обсудить возможность снижения стоимости дорог: например, вписывать в контракт обязательство подрядчика ремонтировать дорогу за свой счет 5-7 лет после ее постройки. Кто кого переубедит?