Реновация для резидентов – интервью гендиректора «Корпорации развития Кировской области» Георгия Зыкова
Фото: Александр Папырин.

Реновация для резидентов – интервью гендиректора «Корпорации развития Кировской области» Георгия Зыкова

07.02.2021 18:02:40 3505 1
Инвестор заинтересован в зарабатывании денег, а не в крупных расходах. Речь в том числе и о резидентах промпарков. На что направлены федеральные программы, какой потенциал есть у Кировской области, как принять участие в этих госпрограммах и какие ставки делаются на создание частных промпарков и технопарков. 

Об этом, особой экономической зоне, кластерах, судебном споре с КСП и новом министерстве в региональном правительстве «Бизнес новостям» рассказал генеральный директор «Корпорации развития Кировской области» Георгий Зыков.

БН Георгий Геннадьевич, какие отрасли Кировской области сегодня интересны инвестору или будут интересны в ближайшей перспективе?

– Инвестору традиционно интересны лесопромышленный, агропромышленный комплексы, машиностроение, химическое производство, отрасль полезных ископаемых. В настоящее время решается вопрос о создании в Кировской области особой экономической зоны, ориентированной на медицинскую тематику (некий аналог Международного медицинского кластера, созданного в Московской области). В качестве базового резидента ОЭЗ рассматривается компания «Нанолек». Поэтому направления фармацевтики, связанные с производством лекарственных препаратов, считаю также перспективными и привлекательными для привлечения инвестиций.

Во-первых, сейчас пандемия, которая стимулирует развитие этих направлений. Во-вторых, так как предприятия будут работать в ОЭЗ, они получат преференции. Это помимо тех, которые предусматривает деятельность на территории промпарков. Речь, к примеру, о дополнительных налоговых и таможенных льготах, что привлекательно для инвестора.

Есть и ниши, в которых бизнес может развиваться, но пока они не заняты. К примеру, тот же туризм, развитие которого анонсировалось еще много лет назад. Пока, считаю, ситуация не сильно изменилась, потому что инфраструктурно в сферу туризма вложено недостаточно средств. Чтобы заинтересовать инвестора, необходима развитая инфраструктура, но на это направляется недостаточно средств. Сама сфера туризма интересна инвестору, но он все-таки заинтересован в зарабатывании денег, а не в крупных их вложениях – в ту же инфраструктуру. 

БН Для развития туризма в регионе в прошлом году создан туристический кластер и появилась стратегия его развития. Есть ряд других кластеров - биотехнологический, ИТ-кластер, в стратегии развития региона до 2035 года идет речь о лесопромышленном кластере...

– Необходимо, чтобы кластеры в полной мере осуществляли свою функцию, пользовались популярностью у членов объединения и соответствовали критериям Минпромторга РФ и федеральным стандартам. Аккредитация в том числе необходима для получения льгот и преференций участникам кластера. Пока ни одного кластера, получившего аккредитацию в Минпромторге, в регионе нет. Думаю, в ближайшее время ситуация изменится, так как кластерному развитию уделяется особое внимание. К тому же появились стратегии развития кластеров на ближайшие годы.

БН Отразилась ли пандемия на ситуации с резидентами промпарков?

– Потерь среди резидентов не было. Да, в условиях пандемии инвесторы испытывали сложности. Тяжело было первые полгода. Сейчас все работают, некоторые переформатировали порядок ведения бизнеса и даже развиваются.  

БН Давайте конкретно по Вятским Полянам. Состав резидентов за год изменился?

– Изменился. Численно. Добавилась компания «Макси Флора Агро», которая планирует построить на территории промпарка оранжерейный комплекс. В Вятских Полянах на сегодняшний день заняты все производственные корпуса, даже с учетом того, что один из резидентов – компания «НУР» –развилась до того уровня, когда смогла приобрести собственный имущественный комплекс и освобождает занимаемые корпуса промпарка, постепенно перенося производство на собственную промплощадку. При этом, повторюсь, свободных готовых производственных площадей в промпарке нет.

Возникла необходимость в строительстве новых корпусов. Есть два потенциальных инвестора, готовых зайти на территорию промпарка, но их интересуют готовые производственные площадки. Инвесторы хотят заходить на аренду построенных корпусов с дальнейшим правом их выкупа, но сейчас вкладывать большие суммы в строительство не готовы. Мы вопрос прорабатываем, ищем необходимые ресурсы и возможности. 

БН Ищете как и где?

– В Москве. Пытаемся привлечь денежные средства на строительство производственных корпусов и развитие инфраструктуры в рамках федеральных программ. 

1E6A3641.jpg

БН В Вятских Полянах вы запустили собственную систему электроснабжения. Что это дает резидентам?

– Экономию на расходах: затраты резидентов за потребленное электричество снизились на 20%. То есть тариф, который мы как управляющая компания выставляем резидентам, для них сейчас на 20% ниже тарифа гарантированного поставщика. Если учитывать, что ориентировочно резиденты потребляют электричества на 3-4 млн рублей в месяц, экономия для них составляет порядка полумиллиона.

Сейчас система позволяет вырабатывать до 1 МВт электричества в час. В дальнейшем планируем развивать это направление. Рассматриваем коммерческие предложения компаний, которые предлагают поставить оборудование в рамках энергосервисных контрактов, тем самым мы сможем еще увеличить мощность системы. И это не только дополнительно отразится на экономии резидентов. Увеличение мощности является одним из обязательных условий соответствия промышленных парков федеральному стандарту и критериям Минпромторга РФ. Если промпарк не соответствует этим критериям, он не сможет участвовать в федеральных программах. По факту это задел для того, чтобы получить деньги от федерации. 

БН Вы не так давно говорили о намерении зайти в Вятские Поляны «Федерального центра рециклинга»...

– Пока не зашел. У резидента идет долгий переговорный процесс с АО «РЖД» по возможности реализации своего проекта. Пока все в стадии переговоров. 

БН Какие еще ключевые проблемы для захода инвесторов вы явно видите?

– У многих есть большое желание, но оно ограничено финансовыми средствами. Мы как институт развития помогаем бизнесу в методическом сопровождении проекта, снятии административного барьера и взаимодействии с другими институтами развития региона. Чтобы получить дешевые денежные средства на развитие бизнеса, требуются большие гарантии, большой коэффициент запаса, который необходимо представить в кредитные организации. Пожалуй, это самый большой камень преткновения – очень высокий порог для получения дешевых денег. И это одна из причин, почему мы так усиленно пытаемся сейчас войти в федеральные программы и самостоятельно развить инфраструктуру промпарков. 

БН Расскажите коротко о ситуации в Слободино. Новички есть, в том числе потенциальные?

– Интересанты есть, но опять же в пандемийный год до подписания соглашения дошла только компания «НСТ». Резидент осуществил работы по объединению земельного участка под строительство объекта собственными силами. Ведем по Слободино переговоры с двумя потенциальными резидентами. Один планирует строительство завода по производству строительных материалов. Второй рассматривает возможность зайти в промпарк с проектом в сфере деревообрабатывающего производства – производством пиломатериалов и пеллет. Это очень крупные инвесторы. Один – региональный (рассматривает площадку промпарка для дальнейшего развития деятельности), второй – из Прибалтики. 

БН Раньше в Кировской области было официально 5 промпарков, сейчас два. На ваш взгляд, их количество достаточно?

– Недостаточно, потому что сейчас акцент – и на федеральном уровне, и мы прорабатываем этот вопрос – на создании частных промпарков, технопарков и агротехнопарков. В регионе много заброшенных территорий, старых больших заводов, которые требуют реконструкции, модернизации, внедрения инноваций. По факту – реновации. Эти предприятия целесообразно восстановить и развивать на них промышленные площадки, используя механизм частных промышленных зон или технопарков. В федеральном Минпромторге акцентируют особое внимание на развитии таких индустриальных зон со специальными налоговыми режимами. И программы Минпромторга направлены на создание и развитие таких зон.  

БН Какие преференции получает создатель таких частных промпарков?

– Инвестор, потративший деньги на реконструкцию или модернизацию территории, сможет возместить до 100% своих затрат из федерального бюджета – в объеме суммы налоговых отчислений резидентов такого частного промпарка в федеральный бюджет. Самое главное, что в затратах на создание таких зон не участвует областной бюджет. При этом в регионе создаются новые рабочие места, появляются новые производства, очередной виток в развитии промышленности и инноваций.

В настоящее время мы обсуждаем эту тему с экспертами «Сколково». Они могут помочь завести крупного межрегионального инвестора, который создает свое производство и «окружает» площадку местными резидентами. 

БН Разговаривала недавно с предпринимателем из Кирово-Чепецка на эту тему. Он заинтересован в создании на своей площадке частного промпарка, но говорит о забюрократизованности. Бюрократии много?

– Немного. Просто на сегодняшний день ждем изменения в федеральном законодательстве, в связи с этим необходимо будет корректировать и областное законодательство. На федеральном уровне в новой редакции сейчас выходит Постановление правительства №1119, где прописан механизм отбора субъектов, имеющих право на получение господдержки в форме субсидий на возмещение затрат при создании или реконструкции индустриальных парков, промышленных технопарков и технопарков. Оно даст больше возможностей и льгот именно частным промпаркам и частным управляющим компаниям промпарков. После принятия программа станет отличным стимулом для развития этого направления.

При этом Кировская область окажется в выигрышном положении, потому что крупные наши конкуренты, к примеру, Удмуртия или Татарстан, уже получали подобную гос-поддержку. Будут в приоритетном порядке рассматриваться проекты из тех регионов, которые ранее в программе не участвовали.

БН Вы около двух лет спорили в судах с Контрольно-счетной палатой Кировской области. Недавно вас поддержала кассация. В чем суть спора и что вы доказывали?

– Доказывали (и доказали в апелляции и кассации), что КСП при проведении проверок должна руководствоваться только одним: проводить проверку в рамках своих полномочий. КСП могут проверять расходование бюджетных средств, трансферты, заимствования, использование государственного имущества на областном уровне. Нам они внесли представление по другой части, фактически проведя аудиторскую проверку. Тем самым превысили свои полномочия, и это подтвердили суды двух инстанций.

Мы своей настойчивостью хотели обратить внимание хозяйствующих субъектов и надзорных органов на тот факт, что КСП должна выполнять свой функционал строго в рамках действующего законодательства, не превышая свои полномочия, на что указал суд. 

БН То есть дело не в самой проверке, а в подходе к ней?

– Мы не против проверок, их только приветствуем и всегда открыты к проверяющим органам. Но мы за то, чтобы любой проверяющий орган действовал строго в рамках своих полномочий. Выход за эти рамки негативно сказывается в том числе и на рейтинге инвестиционной привлекательности региона. Это как раз и ведет к уходу из региона бизнеса, потому что он ощущает на себе это превышение полномочий со стороны надзорных органов. И сделать ничего с этим не может, только через суд.

При таких действиях начинают проверять и резидентов. Запрашивают дополнительные документы, хотя всё есть в открытом доступе. Информация от резидентов аккумулируется через налоговые органы, местные администрации, мы сдаем отчеты –
все открыто и прозрачно. Надо понимать, что все резиденты промпарков работают только «в белую», потому что ведут свою деятельность на территории особых зон. У них просто-напросто нет возможности работать «в черную». И это огромный плюс для бюджета. 

БН Корпорацию от мингосимущества передали в ведение другого министерства, которое будет называться министерством промышленности, предпринимательства и торговли. Ваше мнение по этому поводу? 

– Поддерживаю. Сейчас все институты развития и поддержки бизнеса будут находится в ведомстве одного министерства. Считаю это правильным шагом со стороны руководства региона, так как оптимизация позволит нам более плотно взаимодействовать, проводить единую инвестиционную политику и создавать определенную иерархию всех институтов развития. Да, все понимают, что на новое министерство ложится огромная нагрузка. Очень надеемся, что оно справится с поставленными задачами. А мы поможем.


Беседовала Анастасия Белова.

VK TW
0
Гость
Дайте и мне порулить этой корпорацией. я тоже хочу реноваций и инвестиций. (небольшая цензура). Акционеры!!! Что вам жалко чтоли. Этот уже наелся а я нет. область от это хуже развиватся не станет точно говорю
Имя Цитировать
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 

Также читайте