Репутационный вопрос
Михаил Шевелев, директор Центра правовой поддержки бизнеса «Визави», считает, что новость о возможном отзыве лицензий у «большой четверки» для российских аудиторов — позитивная, так как это позволит начать восстанавливать свои позиции на рынке.
Михаил Шевелев отмечает, что вопрос имеет давнюю историю:
- Дело в том,что компании «большой четверки» по сути монополизируют рынок, их доход по разным оценкам достигает 90% от всего рынка. Всегда российское сообщество поднимало вопрос о том, что вся информация, которая есть у наших стратегических компаний таких, как РЖД, «Газпром», «Сбербанк», Центробанк, рискует оказаться в недружественных странах. Всегда ставился вопрос о том, что контроль за компаниями «большой четверки» должен быть достаточно жестким. На сегодняшний день в силу политической и экономической обстановки это наконец-то услышано руководством страны, будут приняты определенные меры.
По мнению Шевелева, на кировских аудиторских компаниях это не скажется:
- Ситуация на кировском рынке вряд ли серьезно изменится. Конечно, компании «большой четверки» у нас присутствуют, в основном они проверяют заводы с участием иностранных инвестиций (Pirelli, например), но реально в случае, если компании «большой четверки» не будут аудировать эти предприятия, то скорее всего серьезные кировские компании будут обращаться к ведущим московским организациям. В данном случае основной вопрос аудитора — это вопрос репутационного ответа: Компания, обладающая мировой репутацией, говорит: «У вас все соответствует стандартам» или «У вас неправильно вот это или вот это». Ради этого мнения (для иностранных инвесторов и партнеров, для принятия решений топ-менеджментом) эти компании и нужны. Региональные аудиторы, которые работают с местными компаниями, как правило нужны для того, чтобы быть советчиками, консультантами. Местный рынок эти изменения практически не затронут.
Также он заметил, унификация стандартов, которая произошла в России, она позволяет достаточно эффективно работать всем профессионалам-аудиторам.