Сплошное наблюдение
Малый бизнес и не подозревает о том, что государство планирует в скором времени подсчитать не только каждый ларек, но и его выручку. |
Не все заметили, что стартовала всероссийская обязательная перепись предпринимателей. С 1 января до 1 апреля текущего года весь малый и средний бизнес обязан записать данные о своих дивидендах на бумаге и вручить их государству. Кто откажется – тому штраф. Власти надеются на сознательность бизнеса и обещают вести государственную политику согласно полученной информации, бизнес же откровенно смеется над очередной статистической забавой руководства страны и возмущается, когда слышит о миллионах, которые на нее ушли.
Участники «Круглого стола»:
Галина Журавлева, заместитель руководителя «Кировстата»
Ирина Семенская, индивидуальный предприниматель, фирма «Отечественные дубленки»
Владимир Николаев, коммерческий директор «Кировской коммерческой компании»
Василий Хлимаков, генеральный директор «Центра медицинских справок», председатель кировского отделения «Опоры России»
Константин Перминов, директор полиграфической компании «Green way»
И снова важен каждый
Константин Перминов:
- Почему-то я ни о какой переписи предпринимателей не слышал. Для чего она нужна и нужна ли вообще?
Галина Журавлева:
- Это не совсем перепись. Официальное название уже начавшегося мероприятия - сплошное наблюдение за субъектами малого и среднего бизнеса. Впервые в России оно будет всеохватывающим. Готовиться к нему мы начали еще в ноябре прошлого года: были утверждены бланки анкет, сформирован список респондентов. Сегодня по данным госрегистра в Кировской области существует порядка 60 тыс. хозяйствующих субъектов, из которых около 180 - средние предприятия, 20 тысяч - малые и 40 тысяч - индивидуальные предприниматели. В ноябре все письма с анкетами были направлены на почту России и с начала первой рабочей недели в январе 2011 года началась их рассылка по предпринимателям. Заполнить эти бланки необходимо до первого апреля текущего года.
Василий Хлимаков:
- Вот как. Интересно. Перепись, получается, уже началась, а я, к примеру, о ней практически ничего не слышал. И нигде: ни в прессе, ни со стороны властей я не видел обоснования того, зачем она вдруг понадобилась. Судя по вашим словам, государство итак знает, сколько у нас предпринимателей, а в налоговой есть все остальные данные. Для чего это наблюдение?
Галина Журавлева:
- Нам необходима также информация о структуре уставного капитала предприятия, оборотах компании, объеме выручки, видах налогооблажения, показателях инновационной деятельности - все это другим путем воедино не собрать. Только получив данные от респондентов, мы сможем представить полную картину малого и среднего бизнеса области. Что касается налоговой, то у нее другие полномочия: формирование доходной части бюджета. Органы статистики должны собрать весь возможный объем информации и предоставить ее областному и федеральному правительству для формирования дальнейшей государственной политики. Кроме того, результаты сплошного наблюдения позволят нам проанализировать состояние малого и среднего бизнеса муниципалитетов. Каждый респондент, находись он в Арбаже или в Куменах, будет знать, каков удельный вес его компании во всей экономике региона.
Ирина Семенская:
– Отчасти согласна. Я ежемесячно подаю информацию в пенсионный фонд, в налоговую, в «соцстрах», но между этими службами, к сожалению, нет никакой взаимосвязи. Поэтому провести единый опрос для сбора общей информации необходимо. Однако. Я, к примеру, уже достаточно долго работаю индивидуальным предпринимателем: неужели в этой переписи я смогу рассказать о себе то, что обо мне еще не знают надзорные органы. К тому же с каждым годом эта информация меняется: налоги регулярно повышаются.
Владимир Николаев:
– И все же все сведения о предпринимателях есть в налоговой: мы регулярно сдаем отчеты о том, какие у компании обороты и какова прибыль. А в предстоящей переписи вообще пользы не вижу никакой – ни для предпринимателей, ни для власти. Лишь бы что-то новое придумать и деньги потратить.
Василий Хлимаков:
– Может быть, государство хочет как-то выявить тех, кто не состоит на учете в налоговой инспекции? Вряд ли такое получится. И кто будет проводить эту перепись? Росстат? Для меня эта структура крайне непонятна: большие средства тратятся на то, чтобы собрать информацию, а куда потом эта информация уходит, неизвестно.
Спорная затея
Галина Журавлева:
– Зря вы так думаете. Мы стараемся всячески помочь бизнесу. Закончился финансовый год: сейчас самое время подвести его итоги. Готовятся декларации для налоговой службы, подводятся бухгалтерские балансы: для наших респондентов, а именно для всех предпринимателей, не составит труда заполнить еще один бланк по уже имеющейся информации. К тому же уже есть те, кто принял участие в анкетировании. Мы очень надеемся на вашу сознательность: только получив правдивую и достоверную информацию, можно будет сформировать полную информативную базу по области и как-то строить планы на будущее.
Константин Перминов:
– А вы всерьез рассчитываете, что данные будут достоверными? Никто свои карты не раскроет, потому что неизвестно, куда потом уйдет эта информация. Имеет, например, компания оборот в 215 млн рублей, а ее руководитель официально обнародует информацию только о 4 млн рублей. Даже в налоговой данные в основном занижены, так что результаты предстоящей переписи уже можно считать, мягко говоря, «отсебятиной». Вряд ли бизнес отнесется к ней так, как ожидают власти.
Галина Журавлева:
– Неужели бизнес откажется владеть сводной агрегированной информацией? Наверняка вам интересно знать, что производится в области, какие ниши нишы еще свободны. Может быть, есть такие секторы экономики, в которые можно и нужно вкладывать свои знания и инвестиции. Вам же в первую очередь необходима эта информация. К тому же, согласно нашему законодательству, все попадающие к нам данные строго конфиденциальны. Информация, которая как-то идентифицирует предпринимателя, при проведении статистической работы будет уничтожаться.
Василий Хлимаков:
– Извините, но есть такая грубая поговорка: «Ищите дураков в зеркале». Это я не к вам лично. Никто из предпринимателей не будет раскрывать секреты Росстату. Все, что необходимо государству знать о нас – оно знает, все остальное – коммерческая тайна.
Владимир Николаев:
– А как это обследование должно помочь в развитии малому бизнесу? Сегодня существуют специальные предпринимательские комитеты, государственные органы, оказывающие помощь, различные фонды. Если есть необходимость – мы обратимся туда. А перепись – это, на мой взгляд, еще одна не самая умная затея.
Галина Журавлева:
– Но помимо этого сегодня на территории и области, и всей России начинают активно действовать различные инвестиционные программы. Если предприниматель включается в этот процесс, он должен предоставить достаточно много подробной информации о своей компании, так как на кону часто оказываются большие деньги. Скрывать ничего не стоит. Почему-то мы все хотим чувствовать правительственную поддержку, но не желаем чувствовать никаких обязательств перед государством. А двигаться мы (власть и бизнес) должны навстречу друг к другу.
Ни доверия, ни денег
Ирина Семенская:
– Возможно, и это начинание может дать толчок для дальнейшего развития малого бизнеса, если не превратится в проформу. Так случилось, когда весь бизнес заставили готовить пожарные декларации. Об этом раструбили на всю страну, самые инициативные кинулись вперед и больше всех пострадали, потому что тем, кто спокойно отсиделся, не пришлось потом уже ничего делать и ни за что платить. В итоге результата-то никакого нет.
Владимир Николаев:
– А в нашем случае говорить пока рано не то что о возможных итогах переписи, но и о самом факте ее свершения. Где же огромная информационная работа, на которую ушел ни один миллион государственных денег? Лично я узнал о готовящейся кампании только после того, как прочитал заметку в газете «Бизнес Новости».
Василий Хлимаков:
– И я ничего не знал о ней практически до сего дня. А, оказывается, если не заполнишь бланк, тебя ждет наказание – штраф в размере от трех до пяти тысяч рублей. Как бы не случилось так, что предприниматели узнают о переписи только после того, как она уже пройдет и они получат бумажку с просьбой выплатить пени.
Галина Журавлева:
– Согласно закону о малом и среднем бизнесе каждый субъект обязан раз в пять-шесть лет отчитываться перед органами статистики в обязательном порядке. Есть федеральное распоряжение и постановление нашего правительства, которые регламентируют обязательное предоставление отчетности. Если она не получена в срок, то на нарушителя налагаются административные санкции. Обязательства перед государством нужно выполнять. Если предприниматель переехал, то мы надеемся на его сознательность и на то, что он сообщит о новом месте своего пребывания. А что касается разъяснительной работы перед начавшимся наблюдением, то надо признаться, что проходила она не на высшем уровне, поскольку этот процесс совпал с всероссийской переписью населения. Весь имеющийся для этих целей федеральный бюджет рассчитан на текущий год. И сейчас мы эти недочеты устраняем: уже началась активная работа по информированию о переписи через все СМИ, мы создали отдельную страничку на нашем сайте, открыли бесплатную горячую линию.
Владимир Николаев:
– Да, если к нам приходит какая-либо бумага и на ней написано слово «штраф», то мы ее обязательно заполним. А в целом мы прозрачная организация, регулярно сдаем отчетности в органы статистики. Так что поучаствуем и в этом мероприятии.
Константин Перминов:
– Как и весь остальной бизнес. Что сможем, мы напишем, но оперативных и достоверных данных не выдаст никто, а значит и не получит государство. Это произойдет даже просто из-за нехватки времени у предпринимателей: необходимо же все подсчитывать. А зачем, когда к власти нет доверия.
Ирина Семенская:
- Лучше бы перепись была добровольной: с различными штрафными санкциями предпринимателям только добавляется нервов. Стране от этого легче не становится. А государственные деньги уходят в никуда.
Подготовила
Елена Окатьева
оkateva@bnkirov.ru