«Цены надавили на контракты»: чем чревата ситуация со стоимостью сырья – материалы газеты
Цепная реакция
Первый звонок – выросли цены на сахар. Почти одновременно – подскочили на металл, которого к тому же на рынке оказался острый дефицит. И далее пошла цепная реакция.
«Многочисленные обращения от предприятий, связанные с ростом стоимости сырьевых материалов, начали поступать к нам еще с декабря прошлого года, – комментирует президент Вятской ТПП Андрей Усенко. – Повышение цен шло ступенчато, и в настоящее время по отдельным позициям рост составил практически в два раза. При этом, по нашей информации, европейские цены выросли несопоставимо меньше.
Далее начался волнообразный процесс: практически все группы товаров в сегменте В2В начали дорожать. Это касается упаковочных, строительных и многих других материалов, вплоть до масел и смазок. Мы в группе проводили опрос членов палаты, практически все сказали, что по составляющим товарам цены выросли от 30 до 80-100%. Затрудняюсь назвать виды сырья, стоимость которого не изменилась».
Среди отраслей, которые особенно пострадали из-за повышений цен на сырье, предприятия оптовой поставки продуктов питания и строительный комплекс.
«Рост цен очень серьезный. За 1 квартал цена на сахарный песок повысилась на 27%, на свежемороженую горбушу на 38%, на гречневую крупу на 30%, куриную грудку на 34%, кондитерские изделия, к примеру, фабрики «Акконд» выросли в цене на 50%. И это только за краткосрочный период», – рассказала «БН» генеральный директор «Вятского торгового дома» Светлана Куклина.
Она подчеркнула: ситуация для организаций, работающих на рынке оптовых поставок по государственным контрактам, критическая.
«Многие контракты отыгрываются на долгий период (в лучшем случае на квартал или на полгода, но есть и на год) и в начале декабря предыдущего года. Могли ли мы предположить, что цены вырастут настолько? Да, государство говорит: страхуйте свои предпринимательские риски, но при объявленной инфляции в 5% спрогнозировать, что та же горбуша за три месяца подорожает на 40%, нереально, – продолжила Светлана Анатольевна. – При этом, к примеру, поставки в систему УФСИН на законодательном уровне ограничены наценкой не более 20%. Фактически участник таких торгов не может заложить больший процент, и при ограничении наценки в 20% и одновременном подорожании продукции на 40% предприниматель ничего изменить не может».
«Черный список» и реабилитация
С юридической стороны ситуация абсурдная. Основной критерий для победы на гос- и муниципальных торгах – низкая цена. При этом даже макроэкономические показатели к форс-мажору не относятся. Не хочешь закупать сахар у одного поставщика – купи у другого. Вот только у того, другого, цена такая же. Вывод один – надо исполнять условия контракта или не исполнять, но попасть в этом случае в «черный список».
«По нашему сегменту рынка больше всего ситуация с ростом цен коснулась кировских подрядчиков по капремонту. Многие крупные контракты заключены в прошлом году, а цены выросли уже после проведения торгов. К сожалению, 44-ФЗ и 223-ФЗ не позволяют увеличивать стоимость контрактов в зависимости от фактического роста цен на стройматериалы. Подрядчики вынуждены либо исполнять контракты на таких убыточных условиях, либо думать об их расторжении, но в этом случае компания попадает в список недобросовестных поставщиков», – комментирует генеральный директор ООО «Институт «Кировводпроект», председатель правления Ассоциации «Союз строителей Кировской области» Владимир Смирнов.
«По закону, независимо от происходящих внешних факторов оптовые поставщики продукции не могут изменить цену контракта или расторгнуть его в одностороннем порядке. Если организация контракт не исполняет – попадает в реестр недобросовестных поставщиков. Фактически это начало конца компании: с ней никто договоры больше не заключит», – поддерживает Светлана Куклина.
Как прокомментировала руководитель Кировского УФАС Марина Никонова, неисполнение контрактов, заключенных по результатам проведенных закупок, может быть предметом рассмотрения антимонопольного органа – в рамках поступивших материалов о включении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в Реестр недобросовестных поставщиков. Это возможно в случае принятия заказчиком решения о расторжении контракта в одностороннем порядке в связи с существенным нарушением ими условий заключенного контракта.
Однако это не означает, что все подрядчики автоматически включаются в «черный список». В УФАС заявляют об индивидуальном подходе к каждому отдельному случаю. И о том, что подрядчик может себя реабилитировать.
«Если подрядчиком на рассмотрение будут представлены доказательства невозможности исполнения контракта в связи с повышением цен на сырье и строительные материалы, а также отсутствие на рынке необходимых материалов в связи со снятием их с производства (что подтверждается официальным представителем), такие действия могут быть рассмотрены как добросовестные при исполнении контракта», – пояснила Марина Леонидовна.
В качестве доказательства повышения цен относится информация от производителей, поставщиков, в том числе цены на материалы на дату исполнения контракта. Кроме этого – официальные статистические данные по конкретным материалам, данные потребительского рынка. Основанием для «реабилитации» также могут быть и ответы, полученные на запросы по ценам.
По соглашению сторон
При этом каких-либо серьезных предпосылок для изменения в законодательстве, которые помогут избежать ситуаций, происходящих с ценами сейчас, в антимонопольном ведомстве не видят. И говорят о возможном варьировании условий контрактов.
«Повышение цен на материалы и сырье является только одним из оснований для невозможности исполнения контракта и не предполагает внесения изменений в законодательство, – продолжила Марина Леонидовна. – Кроме того, возможность изменения (увеличения) цены контракта в пределах 10% его стоимости все-таки предусмотрена (п.1 ч.1 ст. 95 Закона о контрактной системе). Это может скорректировать часть потерь подрядчика на стоимости материалов в процессе исполнения контракта. Но нужно иметь ввиду, что данное условие применяется, если такая возможность предусмотрена в заключенном контракте».
Также существует возможность изменения существенных условий контракта по соглашению сторон – в случае возникновения независящих от сторон контракта обстоятельств, которые влекут невозможность его исполнения (в том числе, необходимость внесения изменений в проектную документацию). Это касается контрактов, во-первых, заключенных на срок не менее одного года (на выполнение работ по строительству, реконструкции, капремонту, сносу объекта капстроительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия). Второе условие – их цена составляет не менее 100 млн рублей (установлено постановлением Правительства РФ от 19 декабря 2013 г. N 1186).
«Предусмотренное указанным пунктом изменение осуществляется при наличии обоснования этих изменений в письменной форме на основании решения соответствующих государственных или муниципальных органов и при условии, что это не приведет к увеличению срока исполнения контракта и (или) его цены более чем на 30%», – прокомментировала глава УФАС.
Таким образом, при соблюдении совокупности всех вышеуказанных условий, существенные условия контракта (одновременно цена и срок его исполнения, или только срок, или только цена) могут быть изменены по соглашению сторон, добавила Марина Леонидовна.
На практике, как говорят сами предприниматели, ситуация не такая радужная. «Да, у нас есть заказчики, которые входили в положение, меняли один вид товара на аналог. Однако большинство не идут ни на какие уступки», – сказала Светлана Куклина.
«Это бизнес всегда идет друг другу на уступки и сможет договориться. А здесь заказчик – государство, с которым договориться практически невозможно», – сказал представитель крупной кировской компании-застройщика, пожелавший не указывать свое имя.
«Факт остается фактом»
Отраслевые сообщества самостоятельно пытаются решить проблему. Обсуждают ее и власти, в частности, комментируя ситуацию с капремонтом. На недавнем заседании губернатор Игорь Васильев подтвердил: в этом году серьезное влияние на работы по капремонту оказывает и рост стоимости материалов. Для исправления ситуации проводится корректировка проектной документации и проведение повторных конкурсных процедур по отбору подрядчиков.
«Да, в настоящее время ведутся переговоры по изменению условий контрактов со стороны Фонда капремонта, но пока неэффективные. Это связано в том числе с тем, что в Фонде до сих пор нет руководителя (есть и.о., так как никто не хочет брать на себя ответственность), и региональное профильное министерство претерпевает очередную реорганизацию», – говорит Владимир Смирнов.
И подчеркивает: сложившаяся ситуация в очередной раз продемонстрировала несостоятельность 44-ФЗ и 223-ФЗ.
«Понимание проблемы появилось и на федеральном уровне. Недавно спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко прямо заявила о том, что 44-ФЗ является одним из наиболее вредных для страны законов. Я говорю об этом уже на протяжение пяти лет. Условия этих законов в нынешнем их виде приведет к тому, что добросовестные подрядчики – и строители, и проектировщики – попросту исчезнут с рынка», – подчеркнул эксперт.
«Проблему значительного подорожания основных строительных материалов в России обсуждают сегодня на всех уровнях – от отраслевых профессиональных сообществ до ФАС и Государственной Думы. При этом факт остается фактом – цены на стройматериалы продолжат расти: дорожают металл, древесина, утеплители, изделия из пластика, электромонтажные и сантехнические изделия – практически все основные позиции, необходимые для строительства и ремонта», – говорит директор ООО «ЭнергоСтройСервис», председатель правления Ассоциации СРО «Объединение строителей Кировской области» Даниил Ложеницын.
И добавляет: о причинах роста цен можно говорить долго, на эту тему есть много публикаций.
«Нас в первую очередь волнует вопрос, что делать подрядчикам, членам СРО, Союза строителей, выигравшим торги и заключившим контракты, которые вследствие скачка цен не смогут их исполнить без значительных убытков. А многие строительные компании, особенно являющиеся субъектами малого предпринимательства, и вовсе не смогут», – продолжил он.
И рассказал, как проблему пытаются решить в отдельно взятой отрасли.
«Позиция нашего СРО и Национального Объединения Строителей НОСТРОЙ сходится в том, что сложившийся непрогнозируемый и существенный рост стоимости строительных ресурсов, приобретение которых необходимо для реализации контрактов, требует изменения цены контрактов в связи с наступлением обстоятельств, не зависящих от сторон и наступление которых стороны не могли предвидеть. Рост стоимости строительных ресурсов значительно превышает инф-ляционные составляющие, поэтому этот вопрос не может быть отнесен к предпринимательским рискам сторон.
В связи с этим НОСТРОЙ был подготовлен проект типового обращения от имени подрядной компании, с которой заключен государственный или муниципальный контракт, в адрес заказчика о необходимости увеличения стоимости контракта из-за роста стоимости строительных материалов. Проект обращения направлен подрядчикам», – заключил Даниил Ложеницын.
Добавим, на неделе появилась информация о том, что депутаты Госдумы проанализируют ситуацию с увеличением цен и предложат правительству РФ принять меры по сдерживанию роста их стоимости. Пока речь только о стоимости металла. При этом отраслевые бизнес-объединения продолжают принимать локальные решения, чтобы хоть как-то защитить своих представителей от кризиса. При этом все понимают, что вопрос нужно решать по всем отраслям. И решать оперативно.
Мнения
Андрей Усенко, президент Вятской ТПП:
– Какие видим угрозы в связи со сложившейся ситуацией? Во-первых, прямую связь с исполнение госконтрактов. Предприятие выиграло контракт, взяло на себя обязательства по цене, по срокам исполнения. И сейчас попало в ситуацию, когда стоимость сырья для произ-водства продукции выросла, в результате поставка этого товара не просто не укладывается в себестоимость, но и становится убыточной.
Мне кажется, государство в связи с этим должно предпринять определенные решения. Как год назад, когда ФАС при контроле при неисполнении госконтрактов по объективным причинам достаточно содержательно разбиралось в этих ситуациях. А в ряде случаев – пересматривать госконтракты с учетом фактической стоимости материалов. На федеральном уровне уже поднимался вопрос по стройматериалам, поэтому надеемся, что какие-то решения будут приняты.
И это не единственное последствие. Мы понимает, что через некоторое время последствия этого повышения цен отразятся на розничном потребительском рынке. Все материалы, которые выросли в стоимости, так или иначе используют при производстве товаров, которые затем окажутся на потребительском рынке. И рост будет заложен в конечную цену. Даже если это металл для производства оборудования, на этом оборудовании будет производиться конечная продукция. С учетом продолжающегося снижения доходов населения (мы в конце прошлого года видели ситуацию с ростом цен на отдельные позиции по продовольствию, когда государству пришлось вмешиваться) есть серьезные опасения, что розничные цены повысятся уже не по отдельным позициям, а всплошную. Конечно, в этом случае говорить об официальной инфляции в 4-5% явно не приходится. Уже сейчас по розничным ценам в магазинам виден достаточно серьезный их рост.
Это нагрузка и на бизнес, и на население. Одновременно снижается конкурентоспособность бизнеса и покупательская способность населения. Соответственно, экономика начинает притормаживать. Люди могут позволить себе купить меньше продукции, соответственно, предприятие меньше этих товаров производит. Цепная реакция: меньше потребляют материалов – меньше этих материалов производят – и вся экономика приходит в замедление. Мне кажется, это серьезный риск для 2021 года. И пока, к сожалению, каких-то серьезных обсуждений сложившейся ситуации и возможных способов решения той проблемы ни на государственном, ни на отраслевом уровне мы не видим.
Александр Шерин, первый замглавы комитета Госдумы по обороне:
– Рост цен приведет к срыву реализации национальных проектов и тех планов, которые имели место на местном уровне. Все планы, которые были намечены в муниципальных образованиях, в регионах, все планы, которые ставила перед собой Российская Федерация по газификации, по строительству новых социальных объектов, по их ремонту будут срываться, потому что в прошлом году это все выставлялось на торги. А на сегодняшний день строительные компании отказываются даже принимать участие в этих торгах, не подают заявки даже по стартовой цене. Соответственно, к этому вопросу нужно подключаться ФАС, Минпромторгу, правительству. Они должны принять меры, направленные на поддержку компаний, которые занимаются экспортом, чтобы они вернули цены на уровень прошлого года.
Подорожание может отразиться и на геополитике. Если мы планируем строить корабли, танки, подводные лодки – они строятся из фанеры. Они строятся из металла. Если он дорожает в 2-2,5 раза, то представьте себе, сколько мы сможем построить, извините меня, танков, самолетов, вертолетов, подводных лодок на ту сумму, которую запланировали в прошлом году. Это бьет в том числе и по стратегическим задачам государства, по национальным интересам, по обороне.
Даниил Ложеницын, директор ООО «ЭнергоСтройСервис», председатель правления Ассоциации СРО «ОСКО»:
– По нашему рынку вижу только два ва-рианта выхода из сложившейся ситуации: либо увеличение стоимости, либо расторжение заключенных до скачка цен на стройматериалы контактов по соглашению сторон. Хотелось бы предостеречь от попытки «напиться из пустого стакана».
Еще крайне важно максимально сократить время от разработки проектно-сметной документации до проведения торгов и заключения контракта, так как цены меняются буквально каждый день. И смета, разработанная в текущем квартале, уже в следующем будет неактуальна. А подрядчики до сих пор сталкиваются с ситуацией, когда заказчики выставляют на торги контракты по прошлогодним сметам.
Светлана Куклина, генеральный директор «Вятского торгового дома», советник по экономике Вятской ТПП:
– На мой взгляд, сегодня назрела острая необходимость в изменении законодательства в сфере поставов товаров в системе гос-контрактов, потому что организациям необходимы механизмы диверсификации таких рисков. Как вариант – предусмотреть возможность изменения стоимости контрактов в случае, когда цена растет выше установленных ограничительных наценок. Либо ограничить сроки исполнения контрактов хотя бы тремя месяцами, в этом случае появится возможность спрогнозировать ситуацию на короткую перспективу. Еще вариант – предусмотреть в таких ситуациях, какая сложилась сегодня возможность расторжения договоров без штрафных санкций. Необходимо менять нормативно-правовую базу, в частности, ФЗ № 44.
Этот вопрос я планирую поднять в рамках ТПП России и, поскольку являюсь членом Комитета по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства, уже направила свои предложения.
Если ситуация не изменится, оптовые компании по снабжению предприятий социальной сферы окажутся под угрозой закрытия. А это целая социально значимая отрасль. По факту такие компании выполняют функции распределительного центра, который принимает товар по оптовым ценам, фасует и ежедневно распространяет по предприятиям социальной сферы. Представьте, если в каком-либо садике, школе, больнице не исполнят контракт и дети останутся без питания? На стороне купить продукты они не смогут, все проходит через систему государственных закупок.
Анастасия Белова.
Гость
|
Два раза участвовал в этих госконтрактах. Один раз - первый, а второй раз - последний, ибо ум есть.
|