У бизнеса появилась возможность до суда обжаловать решение контрольных органов
Начальник юридического отдела Вятской ТПП Елена Лебедева.

У бизнеса появилась возможность до суда обжаловать решение контрольных органов

01.07.2021 12:01:08 1074 0
Сегодня, 1 июля, в России вступил Федеральный закон, который запускает процедуру досудебного обжалования решений контрольных или надзорных органов. Пока – самых активных, но скоро механизм коснется всех контролеров.

Процедура досудебного обжалования позволит бизнесу более оперативно защищать собственные права, нарушенные КНО. А тем, в свою очередь, учесть собственные ошибки, которые будут эффективно выявляться в процессе досудебного урегулирования споров.

Об особенностях процедуры «Бизнес новостям» рассказала начальник юридического отдела Вятской ТПП Елена Лебедева.

– Елена Игоревна, почему, на ваш взгляд, возникла необходимость в принятии закона о процедуре досудебного обжалования решений КНО?

– Закон «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», которым устанавливается процедура досудебного обжалования, не является самоцелью. Он принят в связи с обновлением идеологии работы всей системы контроля и надзора в государстве.

– Кого касается нововведение?

– Потенциальными заявителями в процедуре обязательного досудебного обжалования решений надзорных органов являются контролируемые лица. Это могут быть как граждане, так и хозяйствующие субъекты (юридические лица, индивидуальные предприниматели), в отношении которых назначено или проведено мероприятие по государственному контролю (надзору).

На кого из КНО можно «пожаловаться» уже с сегодняшнего дня в досудебном порядке?

– С 1 июля 2021 года процедура вводится для отдельных видов контроля.

Жалобы, поданные по новой процедуре досудебного обжалования, будут рассматривать МЧС России, Ростехнадзор, Росздравнадзор, Роспотребнадзор, Ространснадзор, Росреестр, Росприроднадзор, Россельхознадзор, ФНС, Роскомнадзор, ФССП, Росгидромет, Росалкогольрегулирование, Росстандарт, Минпромторг, Росаккредитация, Роструд, Рособрандзор, Ростуризм.

С 1 января 2023 года процедура обязательного досудебного обжалования начнет поэтапно внедряться для всех видов контроля, которые регулируются законом о госконтроле.

Нужно отметить, что реформа государственного контроля (надзора) не заденет некоторые сферы. В их число входят контроль в сфере корпоративных отношений в АО, в сфере борьбы с отмыванием преступных доходов, финансированием терроризма, распространением оружия массового уничтожения, контроль за кредитными организациями и банковскими группами; за соблюдением законодательства о гособоронзаказе, в сфере госзакупок и закупок по Закону N 223-ФЗ, за соблюдением требований антимонопольного законодательства, за соблюдением эмитентами законодательства об АО и ценных бумагах, а также не будут затронуты таможенный, налоговый и валютный контроль.

– Коротко опишите, как будет работать механизм? Где сообщать о претензиях?

– Контролируемое лицо, по мнению которого были нарушены его интересы в рамках осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, имеет право на досудебное обжалование:

1) решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий;

2) актов контрольных (надзорных) мероприятий, предписаний об устранении выявленных нарушений;

3) действий (бездействия) должностных лиц контрольного (надзорного) органа в рамках контрольных (надзорных) мероприятий.

ВАЖНО: Жалоба подается в электронном виде с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг https://knd.gosuslugi.ru. При подаче жалобы гражданином она должна быть подписана простой электронной подписью либо усиленной квалифицированной электронной подписью. При подаче жалобы организацией она должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью.

Можно предположить, что гражданам, которые не были прежде знакомы с порталом «Госуслуги», а также не пользовавшимся прежде электронной подписью, до подачи жалобы нужно будет зарегистрироваться на портале и освоить новые знания. Получить помощь в регистрации на портале «Госуслуги» граждане и юридические лица могут в МФЦ.

Затем нужно будет заполнить предложенную цифровым сервисом https://knd.gosuslugi.ru/ форму для обжалования, изложить суть жалобы и приложить необходимые документы и материалы.

После подписания электронной подписью (гражданин подписывает простой электронной подписью, организация – усиленной квалифицированной электронной подписью) жалоба направляется для рассмотрения.

– В течение какого срока после проведения проверки возможно подать жалобу?

– Жалоба на решение контрольного (надзорного) органа, действия (бездействие) его должностных лиц может быть подана в течение 30 календарных дней со дня, когда контролируемое лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. Жалоба на предписание контрольного (надзорного) органа может быть подана в течение 10 рабочих дней с момента получения контролируемым лицом предписания.

В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен уполномоченным органом. Рекомендую ходатайство о восстановлении пропущенного срока сразу включать в текст жалобы, а не подавать отдельным документом. Кроме того, в текст жалобы целесообразно включить и ходатайство о приостановлении исполнения обжалуемого решения контрольного органа.

Поданная жалоба должна быть рассмотрена в течение 20 рабочих дней со дня ее регистрации. Продление срока рассмотрения возможно, но только в исключительных случаях и на срок не более 20 рабочих дней.

– На что стоит обратить внимание при ее написании?

– Требования к содержанию жалобы четко установлены законом. Жалоба должна содержать:

1) наименование контрольного (надзорного) органа, фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, решение и (или) действие (бездействие) которых обжалуются;

2) фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства (месте осуществления деятельности) гражданина, либо наименование организации-заявителя, сведения о месте нахождения этой организации, либо реквизиты доверенности и фамилию, имя, отчество (при наличии) лица, подающего жалобу по доверенности, желаемый способ осуществления взаимодействия на время рассмотрения жалобы и желаемый способ получения решения по ней;

3) сведения об обжалуемых решении контрольного (надзорного) органа и (или) действии (бездействии) его должностного лица, которые привели или могут привести к нарушению прав контролируемого лица, подавшего жалобу;

4) основания и доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением контрольного (надзорного) органа и (или) действием (бездействием) должностного лица. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие его доводы, либо их копии;

5) требования лица, подавшего жалобу;

6) учетный номер контрольного (надзорного) мероприятия в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, в отношении которого подается жалоба, если Правительством Российской Федерации не установлено иное. (Номер обжалуемой проверки можно будет найти в разделе «Контроль и надзор», либо в едином реестре проверок https://proverki.gov.ru)

– На что можно пожаловаться?

– Контролируемое лицо вправе пожаловаться на то, как действует должностное лицо в рамках проверки, на бездействие должностного лица. Обжаловать можно акт контрольного (надзорного) мероприятия, например, при несогласии с фактами и обстоятельствами, изложенными в акте проверки, подлежит обжалование предписание об устранении выявленных нарушений. Помимо названного, жалобу можно подать и в случае нарушения процедуры проведения проверки, нарушения порядка назначения проверки, в случае несогласия с мерами, назначенными контролирующим органом.

– На ваш взгляд, реализация положений закона позволит бизнесу и судам вздохнуть свободнее?

– Дело в том, что до сегодняшнего дня не было общего единого порядка разрешения споров с контрольными органами. Каждое ведомство было вправе самостоятельно проводить как процедуру, так и сроки рассмотрения жалоб. Это не могло не вызывать затруднений у контролируемых лиц. Такой механизм обжалования приводил к привлечению дополнительных материальных, временных, людских ресурсов, а также к весомой нагрузке на суды.

Система досудебного рассмотрения решений доказала свою эффективность. Например, в Федеральной налоговой службе, где такая практика стала обязательной с 2014 года, количество обращений в суды снизилось.

Хочется верить, что внедряемая процедура обязательного досудебного обжалования решений надзорных органов позволить как гражданам, так и бизнесу более комфортно взаимодействовать с госорганами, сократит финансовые и временные издержки.


Юлия Усинская.

VK FB TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
 

Также читайте