Введите пункт "самозанятый"
15.10.2019 13:58:00
1300
0
Любой таксист, любой предприниматель сталкивается с большими проблемами. И чем твоя деятельность легальнее, тем больше появляется проблем. Такое «Особое мнение» озвучил член общественного совета при Федеральном дорожном агентстве, эксперт ОПКО Константин Ситчихин, комментируя публикацию в газете «Бизнес Новости в Кирове «Как обелить «шашечки».
- На мой взгляд, любому такси пора вводить отдельный пункт «самозанятый», делать небольшой налог с этого таксиста. Тогда мы этот рынок обелим быстро: никто не хочет работать в черную. Но государство выставляет жесткие рамки для работы по-белому, - считает Константин Ситчихин.
Напомним, в материале озвучивались мнения как перевозчиков, так и агрегаторов о неравных условиях игры для легальных и легальных таксистов.
- Так сложилось, что наше законодательство несоизмеримо сурово к легальному сектору и, наоборот, лояльно к нелегалам. Например, легальному такси без «шашки» и цветографического обозначения штраф 5000 рублей, а нелегальный таксист за то, что у него нет разрешения, может отделаться 500-рублевым штрафом, - говорит, в частности, директор «КировПассажирАвтотранс», член ОПКО Денис Пырлог.
- Штрафы для легальных перевозчиков в десятки раз превышают штрафы для нелегальных, - поддержала специалист по связям с общественностью сервиса заказа такси "Максим" Мария Пухова. - При этом получить штраф можно даже за отсутствие бейджа. В некоторых городах сотрудники полиции целенаправленно проверяют автомобили с шашками и символикой такси, чтобы найти причину и выписать штраф.
В разговоре с «Бизнес Новостями» представитель сервиса озвучила и другие причины ухода в тень. Растет финансовая нагрузка на водителей такси. Региональные власти вводят обязательный желтый цвет автомобилей, федеральные — обязывают таксистов оборудовать автомобили кассовыми аппаратами. Легальный водитель вынужден платить за все это из своего кармана, не получая никаких привилегий взамен.
- Влияет и постоянное обсуждение нового закона о такси. Простые водители читают, понимают, что дальше будет только хуже, и сдают разрешения. Легальные перевозчики добровольно уходят в тень, потому что работать в существующих условиях им просто не выгодно, - высказала свою точку зрения Мария Пухова.
- Чтобы побороть этот (ред.: нелегальный) рынок, ему надо дать льготные условия, - продолжил Ситчихин. - Если льготные условия этому рынку не предлагают, понятно, он будет находиться на том уровне, на котором находится сегодня. Всех загонять на белый рынок из-под палки, как сегодня делается, ни к чему хорошему не приведет. Надолго этой палки не хватит.
По мнению гостя студии, в такой ситуации нужна четкая стратегия федерального уровня по обелению рынка:
- И не только связанная с таксистами, а в целом с рынком пассажирских перевозок. Мы с вами наблюдаем не только нелегальный рынок такси, но и нелегальный рынок общественного межрегионального, межрайонного сообщения. С ним на протяжение долгого времени боремся, пытаемся обелить работающих предпринимателей. Они готовы переходить в нормальное законодательное поле и работать в этом поле, но боятся правил, которые им сейчас навязывают. Они боятся выходить в чистое поле.
Проследить все транзакции и расчеты между пассажиром и водителей несложно, говорит эксперт.
- Любой пассажир такси платит. Вызывает такси через приложение. Разве нельзя взять информацию через приложение, куда все водители при регистрации отправляют свои данные. Вся база данных есть. Предложите всем этим водителям нормальные условия для выхода в белое поле. Сделайте их самозанятыми и скажите, условно, что в квартал будет платить определенную сумму и к нему вопросов не возникнет. Думаете, не будет так работать? Думаю, каждый пойдет.
Главное — не завышать установленный налог.
- Возьмем для примера Чехию или другие страны, где есть четкое понимание по налогооблагаемой базе. Если ты заплатил 6% с оборота, тебе вопросов больше никто не задаст. А если у нас заплатил 6% с оборота, потом к тебе прошла проверка, выписали взыскание и насчитали: нет, ты не 6% должен заплатить, а больше. Извините, зачем предпринимателю работать в таком поле? Я как предприниматель в такой ситуации буду уходить с виду и постараюсь спрятаться как можно дальше, - резюмировал Константин Ситчихин.
Объем рынка нелегальных таки за два года вырос на 35% - до 101 млрд рублей, и на сегодняшний день составляет не менее 12% от общего объема рынка такси. Об этом говорится в опубликованном на минувшей неделе исследовании аналитического центра при правительстве России. Побробнее здесь.