«Вятавтодор» пояснил причины убытков в 69 млн при выручке в 5,4 млрд рублей в 2021 году
По итогам 2021 года выручка подконтрольного правительству Кировской области АО «Вятавтодор» превысила 5,4 млрд рублей. Это на 4,6% больше, чем годом ранее. Об этом говорится в информации, которую в своих соцсетях опубликовал депутат ОЗС Михаил Ковязин.
При этом народный избранник обратил внимание на сумму прибыли предприятия.
«Сумма выручки приличная. Но в бизнесе важнее не размер выручки, а полученная прибыль. И вот тут разочарование. Убыток «Вятавтодора» за 2021 год составил 69,6 млн рублей. При этом затраты на обслуживание кредитов акционерного общества составили 37 млн рублей», – отмечает Михаил Ковязин.
В опубликованной депутатом информации – отчете о работе АО за прошлый год и прошедший период 2022-го – аргументируются причины полученных убытков.
В части формирования доходной части (по выручке) указаны три.
Первая – снижение стоимости работ по гос- и муниципальным контрактам по результатам торгов:
«В 2021 году совокупная цена заключенных обществом государственных и муниципальных контрактов ниже их совокупной начальной (максимальной) цены на 255 млн рублей, что в 3 раза превышает разницу, сложившуюся по итогам торгов 2020 года».
Вторая – зависимости от гос- и муниципальным контрактов: около 80% выручки (4,4 млрд рублей) организации приносит исполнение контрактов на строительство, ремонт и содержание автодорог.
«Соответственно, общество сильно зависит от актуальности расценок, которые закладываются в проекты, сметы, а затем проходят госэкспертизу. Индексация расценок не успевает за фактическим ростом цен», – говорится в документе.
Третья – финансирование содержания опорной сети по контракту, составляющее «только 60% от нормативной потребности».
«Это особенно заметно в период зимнего содержания, по которому АО «Вятавтодор» традиционно получает значительный убыток. Для примера: стоимость только очистки от снега и обработка песко-соляной смесью на опорной сети фактически составляет порядка 300 млн рублей, по государственному контракту эта работа оплачивается в общей сумме 200 млн рублей», – отмечается в отчете.
Второй блок причин убытков поясняется формированием себестоимости. Одна из составляющих – рост цен на материалы:
«В 2021 году произошел значительный рост цен на строительные, инертные материалы, ГСМ. Стоимость битума по сравнению с 2020 годом выросла в 2 раза, инертных материалов – на 50-60%, металлоизделий (на знаки, барьерное ограждение) – в 2 раза, на дизельное топливо – на 20%. При этом большинство смет по работам на 2021 год составлялось в 2020 году, то есть без учета указанных ценовых колебаций. А поскольку доля стоимости материалов (55%) и работы механизмов (29%) в себестоимости составляет более 80%, вышеуказанный рост цен не мог не отразиться на увеличении затрат общества. Наибольшим образом это сказалось на финансовом результате по объектам нового строительства (полигоне в Шабалинском районе, – ред.), где доля материальных затрат в себестоимости достигает 80%».
Еще одна из причин – «острая необходимость обновления парка техники».
«Износ имеющихся машин и механизмов составляет 75%. До настоящего времени используются старые энергоемкие машины и оборудование, что влечет за собой повышенные затраты на запчасти и топливо. Не обновлять технику нельзя. Основной способ приобретения техники – лизинг, платежи по которому относятся на себестоимость. Годовые затраты по лизинговым инвестиционным программам составляют 300-350 млн рублей в год. И даже этого недостаточного для полноценного обновления парка техники», – говорится в отчете.
Также отмечается, что в 2021 году с привлечением механизма лизинга приобретено 42 единицы техники. В 2022 году «планируется лизинговая инвестиционная программа по приобретение 55 единиц дорожной техники стоимостью 200 млн рублей». Однако «в настоящих экономических условиях вероятен риск сокращения объемов закупки в связи с ростом цен на технику и стоимость лизинга».
Третий блок причин, влияющих на себестоимость, аргументируется широкой сетью филиалов и участков по области, которая «требует поддержания их в нормативном состоянии»:
«В предыдущие годы практически не осуществлялись ремонтные работы объектов капитального строительства, крыш, систем электроснабжения, теплоснабжения. Значительная часть зданий и коммуникаций находится в аварийном состоянии. В 2021 году затраты на ремонт составили порядка 50 млн рублей».
Добавим, в структуру «Вятавтодора» входят 10 филиалов (дорожных управлений) и 27 участков в районах Кировской области. В текущем году в состав АО в качестве филиала планируется включить АО «Даровское ДЭП», акции которого также принадлежат области.
Еще одна названная причина – отсутствие в контрактах в 2021 году условий авансирования и нехватка оборотных средств, в связи с чем общество и вынуждено было привлекать кредиты.
«Сумма выручки приличная. Но в бизнесе важнее не размер выручки, а полученная прибыль. И вот тут разочарование. Убыток «Вятавтодора» за 2021 год составил 69,6 млн рублей. При этом затраты на обслуживание кредитов акционерного общества составили 37 млн рублей», – отмечает Михаил Ковязин.
В опубликованной депутатом информации – отчете о работе АО за прошлый год и прошедший период 2022-го – аргументируются причины полученных убытков.
В части формирования доходной части (по выручке) указаны три.
Первая – снижение стоимости работ по гос- и муниципальным контрактам по результатам торгов:
«В 2021 году совокупная цена заключенных обществом государственных и муниципальных контрактов ниже их совокупной начальной (максимальной) цены на 255 млн рублей, что в 3 раза превышает разницу, сложившуюся по итогам торгов 2020 года».
Вторая – зависимости от гос- и муниципальным контрактов: около 80% выручки (4,4 млрд рублей) организации приносит исполнение контрактов на строительство, ремонт и содержание автодорог.
«Соответственно, общество сильно зависит от актуальности расценок, которые закладываются в проекты, сметы, а затем проходят госэкспертизу. Индексация расценок не успевает за фактическим ростом цен», – говорится в документе.
Третья – финансирование содержания опорной сети по контракту, составляющее «только 60% от нормативной потребности».
«Это особенно заметно в период зимнего содержания, по которому АО «Вятавтодор» традиционно получает значительный убыток. Для примера: стоимость только очистки от снега и обработка песко-соляной смесью на опорной сети фактически составляет порядка 300 млн рублей, по государственному контракту эта работа оплачивается в общей сумме 200 млн рублей», – отмечается в отчете.
Второй блок причин убытков поясняется формированием себестоимости. Одна из составляющих – рост цен на материалы:
«В 2021 году произошел значительный рост цен на строительные, инертные материалы, ГСМ. Стоимость битума по сравнению с 2020 годом выросла в 2 раза, инертных материалов – на 50-60%, металлоизделий (на знаки, барьерное ограждение) – в 2 раза, на дизельное топливо – на 20%. При этом большинство смет по работам на 2021 год составлялось в 2020 году, то есть без учета указанных ценовых колебаций. А поскольку доля стоимости материалов (55%) и работы механизмов (29%) в себестоимости составляет более 80%, вышеуказанный рост цен не мог не отразиться на увеличении затрат общества. Наибольшим образом это сказалось на финансовом результате по объектам нового строительства (полигоне в Шабалинском районе, – ред.), где доля материальных затрат в себестоимости достигает 80%».
Еще одна из причин – «острая необходимость обновления парка техники».
«Износ имеющихся машин и механизмов составляет 75%. До настоящего времени используются старые энергоемкие машины и оборудование, что влечет за собой повышенные затраты на запчасти и топливо. Не обновлять технику нельзя. Основной способ приобретения техники – лизинг, платежи по которому относятся на себестоимость. Годовые затраты по лизинговым инвестиционным программам составляют 300-350 млн рублей в год. И даже этого недостаточного для полноценного обновления парка техники», – говорится в отчете.
Также отмечается, что в 2021 году с привлечением механизма лизинга приобретено 42 единицы техники. В 2022 году «планируется лизинговая инвестиционная программа по приобретение 55 единиц дорожной техники стоимостью 200 млн рублей». Однако «в настоящих экономических условиях вероятен риск сокращения объемов закупки в связи с ростом цен на технику и стоимость лизинга».
Третий блок причин, влияющих на себестоимость, аргументируется широкой сетью филиалов и участков по области, которая «требует поддержания их в нормативном состоянии»:
«В предыдущие годы практически не осуществлялись ремонтные работы объектов капитального строительства, крыш, систем электроснабжения, теплоснабжения. Значительная часть зданий и коммуникаций находится в аварийном состоянии. В 2021 году затраты на ремонт составили порядка 50 млн рублей».
Добавим, в структуру «Вятавтодора» входят 10 филиалов (дорожных управлений) и 27 участков в районах Кировской области. В текущем году в состав АО в качестве филиала планируется включить АО «Даровское ДЭП», акции которого также принадлежат области.
Еще одна названная причина – отсутствие в контрактах в 2021 году условий авансирования и нехватка оборотных средств, в связи с чем общество и вынуждено было привлекать кредиты.
Азиз Агаев
|
Есть и другие ненарисованные и достаточно очевидные причины, которые можно увидеть при простом беглом прочтении финансовой отчетности предприятия. Встают два вопроса:
Об уровне квалификации и работы руководства предприятия на чьи то конкретные интересы и необходимость существования в таком виде вообще "Вятавтодора". |