Закон о поддержке торговли в селах Кировской области дошел до парламента
На предстоящем пленарном заседании Заксобрания проект закона «О государственной поддержке юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность в сельских населенных пунктах Кировской области» его инициаторы предлагают рассмотреть в первом чтении.
Соавторами выступили сразу несколько депутатов от разных фракций – Павел Дорофеев, Сергей Мамаев, Виктор Медведков, Владимир Понарьев, Алексей Потапенко и Владимир Шулаев.
Как говорится в пояснительной записке, законопроект разработан в целях улучшения качества жизни населения сельских населенных пунктов «путем повышения доступности товаров повседневного спроса», а также «создания благоприятных экономических условий для организации и развития торговой деятельности».
Отмечается, что на территории Кировской области сегодня функционируют более 8 тысяч торговых объектов, из них более 1400 – в сельских населенных пунктах. Ежегодно эта цифра снижается, и основные причины — сокращение численности сельского населения, нехватка кадров в сфере торговли и убыточность магазинов.
Более чем в 2000 населенных пунктах региона нет доступа в Интернет, что «также вызывает определенные трудности в работе торговых объектов». В требованиях к работе с ГИС «Меркурия», ЕГАИС, контрольно-кассовой техникой, маркировкой не учитывается специфика работы торговли на селе, что для хозяйствующих субъектов «влечет значительную финансовую нагрузку и ставит их в неравные условия с крупными федеральными и региональными торговыми сетями».
— Осуществление торговой деятельности в сельской местности зачастую убыточно из-за значительной географической удаленности конечных потребителей от оптовых баз и мест производства товаров, территориальной рассредоточенности сельских населенных пунктов, высоких транспортных издержек, малочисленности жителей сельских населенных пунктов, снижения уровня их дохода, — продолжают авторы проекта закона.
И приводят еще ряд цифр. Так, на конец июня 2024 года в регионе насчитывалось 328 сельских населенных пунктов, в которых полностью отсутствуют стационарные торговые объекты, а население обеспечивают товарами за счет развозной торговли. В 333 населенных пунктах розничная продажа товаров осуществляется в стационарных торговых объектах, которые на этой территории единственные. Из них 288 объектов торговли находятся на расстоянии более 11 км от административного центра муниципального района, муниципального и городского округа.
Средний показатель периодичности доставки продовольственных и непродовольственных товаров – два раза в неделю.
— Улучшение условий жизни сельского населения, развитие сельских территорий невозможно без сохранения и развития торговли, – подчеркивают авторы проекта закона. — Непринятие мер по поддержке хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность в сельских населенных пунктах, может привести к негативным последствиям, в том числе к закрытию действующих торговых объектов, являющихся единственными в сельском населенном пункте, и, как следствие, к снижению качества жизни сельского населения и росту социальной напряженности в сельской местности.
В связи с этим «в целях обеспечения доступности товаров для населения», «сохранения и развития развозной торговли в таких населенных пунктах» и предлагается установить господдержку юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговлю в сельских населенных пунктах Кировской области.
В качеств меры господдержки предлагается предоставление субсидий из областного бюджета «в целях возмещения затрат в связи с приобретением специализированных транспортных средств, а также возмещения части затрат на моторное топливо (газовое моторное топливо, дизельное, бензин), используемое:
► во-первых, для доставки товаров повседневного спроса в стационарные торговые объекты, являющиеся единственными в сельских населенных пунктах Кировской области и расположенные начиная с 11 километра от административного центра муниципального района, муниципального и городского округа Кировской области,
► во-вторых, на осуществление развозной торговли в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют действующие стационарные торговые объекты.
Ранее проект закона не раз обсуждался на рабочей группе. В частности, в августе рассматривали объем компенсации на моторное топливо – 50% или 90% и, соответственно, необходимых суммах из бюджета области на предоставление господдержки.
Как говорится в пояснительной записке, законопроект разработан в целях улучшения качества жизни населения сельских населенных пунктов «путем повышения доступности товаров повседневного спроса», а также «создания благоприятных экономических условий для организации и развития торговой деятельности».
Отмечается, что на территории Кировской области сегодня функционируют более 8 тысяч торговых объектов, из них более 1400 – в сельских населенных пунктах. Ежегодно эта цифра снижается, и основные причины — сокращение численности сельского населения, нехватка кадров в сфере торговли и убыточность магазинов.
Более чем в 2000 населенных пунктах региона нет доступа в Интернет, что «также вызывает определенные трудности в работе торговых объектов». В требованиях к работе с ГИС «Меркурия», ЕГАИС, контрольно-кассовой техникой, маркировкой не учитывается специфика работы торговли на селе, что для хозяйствующих субъектов «влечет значительную финансовую нагрузку и ставит их в неравные условия с крупными федеральными и региональными торговыми сетями».
— Осуществление торговой деятельности в сельской местности зачастую убыточно из-за значительной географической удаленности конечных потребителей от оптовых баз и мест производства товаров, территориальной рассредоточенности сельских населенных пунктов, высоких транспортных издержек, малочисленности жителей сельских населенных пунктов, снижения уровня их дохода, — продолжают авторы проекта закона.
И приводят еще ряд цифр. Так, на конец июня 2024 года в регионе насчитывалось 328 сельских населенных пунктов, в которых полностью отсутствуют стационарные торговые объекты, а население обеспечивают товарами за счет развозной торговли. В 333 населенных пунктах розничная продажа товаров осуществляется в стационарных торговых объектах, которые на этой территории единственные. Из них 288 объектов торговли находятся на расстоянии более 11 км от административного центра муниципального района, муниципального и городского округа.
Средний показатель периодичности доставки продовольственных и непродовольственных товаров – два раза в неделю.
— Улучшение условий жизни сельского населения, развитие сельских территорий невозможно без сохранения и развития торговли, – подчеркивают авторы проекта закона. — Непринятие мер по поддержке хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность в сельских населенных пунктах, может привести к негативным последствиям, в том числе к закрытию действующих торговых объектов, являющихся единственными в сельском населенном пункте, и, как следствие, к снижению качества жизни сельского населения и росту социальной напряженности в сельской местности.
В связи с этим «в целях обеспечения доступности товаров для населения», «сохранения и развития развозной торговли в таких населенных пунктах» и предлагается установить господдержку юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговлю в сельских населенных пунктах Кировской области.
В качеств меры господдержки предлагается предоставление субсидий из областного бюджета «в целях возмещения затрат в связи с приобретением специализированных транспортных средств, а также возмещения части затрат на моторное топливо (газовое моторное топливо, дизельное, бензин), используемое:
► во-первых, для доставки товаров повседневного спроса в стационарные торговые объекты, являющиеся единственными в сельских населенных пунктах Кировской области и расположенные начиная с 11 километра от административного центра муниципального района, муниципального и городского округа Кировской области,
► во-вторых, на осуществление развозной торговли в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют действующие стационарные торговые объекты.
Ранее проект закона не раз обсуждался на рабочей группе. В частности, в августе рассматривали объем компенсации на моторное топливо – 50% или 90% и, соответственно, необходимых суммах из бюджета области на предоставление господдержки.
— Моя позиция по этому вопросу — компенсировать 90%, но с тестовым периодом, в рамках которого процент компенсации будет установлен в размере 50% с дальнейшим повышением, чтобы дать и нам, как законодателям, и самим предпринимателям возможность предметно оценить работу новой системы, – комментировал ранее Павел Дорофеев.
Как говорится в финансово-экономическом обосновании к проекту закона, речь идет все-таки о компенсации 90% затрат на моторное топливо. В этом случае, по предварительным расчетам, объем необходимых средств бюджета в 2025 году составит чуть более 14 млн 874 тысячи рублей (из расчета возмещения части затрат на моторное топливо на одну поездку в неделю). Их них для доставки товаров — 10 млн 387 тысяч рублей, на развозную торговлю — 4 млн 486 тысяч рублей.
«Концепцию законопроекта поддерживаю. Считаю, что его принятие будет способствовать повышению доступности товаров повседневного спроса для населения сельских населенных пунктов Кировской области, а также созданию благоприятных экономических условий для организации и развития торговой деятельности в сельских населенных пунктах», – говорится в отзыве за подписью губернатора Александра Соколова.
В то же время глава региона предложил уточнить данные по объему выделения средств из бюджета области на компенсацию затрат по моторному топливу, приложив конкретные детальные расчеты.
В случае одобрения со стороны депутатов закон заработает с 1 января 2025 года. Распространяться будет на бизнес, зарегистрированный на территории региона.
«Указанные расходы необходимо будет предусмотреть при формировании областного бюджета на 2025 год и на плановый период 2026-2027 годов», – говорится в экспертном заключении об оценке регулирующего воздействия на проект закона за подписью министра экономического развития Кировской области Натальи Кряжевой.
«Концепцию законопроекта поддерживаю. Считаю, что его принятие будет способствовать повышению доступности товаров повседневного спроса для населения сельских населенных пунктов Кировской области, а также созданию благоприятных экономических условий для организации и развития торговой деятельности в сельских населенных пунктах», – говорится в отзыве за подписью губернатора Александра Соколова.
В то же время глава региона предложил уточнить данные по объему выделения средств из бюджета области на компенсацию затрат по моторному топливу, приложив конкретные детальные расчеты.
В случае одобрения со стороны депутатов закон заработает с 1 января 2025 года. Распространяться будет на бизнес, зарегистрированный на территории региона.
«Указанные расходы необходимо будет предусмотреть при формировании областного бюджета на 2025 год и на плановый период 2026-2027 годов», – говорится в экспертном заключении об оценке регулирующего воздействия на проект закона за подписью министра экономического развития Кировской области Натальи Кряжевой.