О чем сказал бывший вице-губернатор Кировской области, давая повторные подробные показания
Про работу в Кировской области
Напомним, прежде, чем прийти в правительство Кировской области, Андрей Плитко был заместителем руководителя Россреестра. Ушёл из ведомства из-за смены команды.
«Мой уход с предыдущего места работы никак не был связан с приходом в Кировскую область. Это решение продиктовано отчасти определенными проблемами с карьерным ростом. Изначально устраиваясь на работу в Кировскую область, я планировал проработать здесь около полутора-двух лет. Так как понимал, что буду оторван от семьи», – отметил Плитко.
Изначально Андрею Плитко поручили курировать вопросы, доставшиеся «в наследство от предшественника», – министерство внутренней политики, культуры, юстиции и администрацию правительства Кировской области. Такое распределение полномочий было до сентября 2018 года.
Курирование минлесхоза появилось в обязанностях Плитко лишь в сентябре 2018 года.
«Обязанности кураторов заключались в том, чтобы определять своим подчиненным руководителям основные направления развития, приоритеты, планы мероприятий, необходимые сроки.
В мои обязанности как вице-губернатора не входили никакие полномочия, связанные с назначением, увольнением, поощрением, наказанием руководителей органов власти, которые находились в подчинении. Как у куратора лесной сферы, у меня никаких механизмов осуществления независимого контроля подведомственных учреждений тоже не было», – заявил бывший вице-губернатор Кировской области.
Про связь с правоохранительными органами
«Я был уполномочен от лица правительства региона на взаимодействие с правоохранительными органами (УМВД, ФСБ, Следственный комитет). Это взаимодействие предполагало появление на общих мероприятиях, комиссия, штабах и там, где надо обеспечить высокий уровень представительства. Шургин интерпретировал, видимо, это так, что я курировал правоохранительные органы», – рассказал подсудимый.Он добавил, что личных связей с представителями правоохранительных органов не имел. И из вышеизложенного следовало, что, вопреки показаниям Шургина, Плитко не мог давать какие-либо указания руководителям правоохранительных органов.
Про совместную коррупционную деятельность
«То, что мне вменяется [получение взяток о субъектов предпринимательской деятельности и заключение договоров купли-продажи лесных участков] – об этой деятельности я не был осведомлен. Не подозревал, что Шургин как-либо участвовал в преступных действиях. Шургин неоднократно говорил, что уверен в невиновности Туева, Ушнурцева и Даньшина [речь идет о периоде возбуждения уголовных дел и первых задержаниях в 2020 году] и, что это все определенные спекуляции», – пояснил Плитко.
Он добавил, что никакого участия в получении взятки от предпринимателя Братчикова не принимал, пролонгацией заключения договоров не занимался, деньги «на хранение» Шургину не передавал.
Про связь с Туевым и Ушнурцевым
«Что касается вопросов, связанных с материальным обеспечением Туева и Ушнурцева – у меня не было полномочий определять им премии. Как следует из материалов дела: Шургин сам себе выписывал приказы о премировании, Шургин выписывал для Туева, Туев – для Ушнурцева. Все полномочия по контролю финансово–хозяйственной деятельности «Кировгослесхоза» были у министерства — поощрять, наказывать. У меня не было возможности действовать через голову Шургина».
Про согласование предпринимателей-взяткодателей
«Мною не согласовывались никакие предприниматели в качестве взяткодателей. То, что Шургин утверждает, что я единолично определял сумму взяток, – является оговором с его стороны.Не Шургин, ни Туев, ни Ушнурцев не смогли пояснить механизм определения взяток, которые доводились до предпринимателей. Я также нахожусь в неведении, каков мог быть механизм», – спокойно отметил Плитко.
Про статус организатора группы
«Хочу сказать, что Шургин однозначно меня оговаривает. И я могу говорить об определенном мотиве Шургина.
Что касается Туева, Ушнурцева, то они указывают на меня как на руководителя организованной группы исключительно со слов Шургина. Оговор в мой адрес — это основная часть досудебного соглашения Алексея Шургина. Его показания часто менялись, противоречат друг другу. Но заключение, что я участник и организатор преступной группы, – это основа в деле Шургина. И главная цель оговора – на доследственном этапе избежать заключения под стражу и максимально избежать ответственности по итогам суда.
По сути Шургин своими показаниями сфабриковал в отношении меня дело, приписав мне участие с Туевым, Ушнурцевым и Даньшиным в преступной деятельности», – заявил Андрей Плитко.О знакомстве с Шургиным
«Познакомился с Алексеем Шургиным согласно моему рабочему графику – 24 и 25 июня. С ним я встречался как с одним из тайных кандидатов на должность министра в рамках формирования кадрового запаса. В тот период у народа сложилось недовольство руководством определенных министерств», – пояснил Плитко.Он рассказал, что с Шургиным они обсуждали стратегии развития кировского леса. Что лес – это практически главный ресурс региона, и что это направление у нас развивается не складно.
«Подыскивая кандидатов на эту должность, я исходил из того, что это должны быть люди, работающие на алогичных должностях в иных субъектах России, которые могут применить опыт практической работы в Кировской области. Шургина мне рекомендовали именно как такого человека. В его кандидатуре меня заинтересовал не только практический, но и теоретический опыт. Кроме того, Шургин работал в лесной сфере и хорошо знал проблемы».
Напомним, что Алексей Шургин в своих показаниях сказал, что очень хотел быть министром, испытывал материальные трудности и был готов на любые условия. Однако Плитко в свою очередь опроверг эту информацию.
«Во время разговора он сказал, что финансовых проблем у него нет. И вообще он не демонстрировал никакой огромной заинтересованности в должности. Ему было бы интересно реализоваться», – дополнил Плитко.
Предложения Шургина Плитко назвал достаточно разумными. Например, уход от серых схем при реализации древесины, ликвидация незаконной рубки, необходимость работать с крупными лесопользователями.
«После того, как было получено одобрение губернатора, Шургин спросил меня о задачах, которые перед ним будут поставлены. Во-вторых, он обратил особое внимание, что работа (повышение налогообложения, борьба с серыми схемами, работа по недоимкам и повышение уровня конкуренции) будет требовать выработке серьезных решений. Для этого он требовал создать определенную группу, куда вошли бы представители силовых, финансовых служб, судебные приставы, чтобы мы совместно могли вырабатывать шаги и действовать. Шургин сразу предупреждал, что, возможно, будет складываться не вполне адекватное впечатление. Он изначально заявил, что он может эти вопросы решать и обеспечивать – при условии поддержки правительства Кировской области, потому что на него будут жаловаться. Будут оказывать давление, противодействие. То, что он не получил подобное содействие в родной республике, он называл одним из оснований, почему ему не удалось достичь всех показателей».
О ежедневных встречах
«Да, сначала мы встречались каждый день. Но все встречи были по поводу документации, необходимости моей подписи», – отметил Плитко и, видимо, вспомнив, что свидетели стороны обвинения говорили о его частных перекурах с Шургиным, добавил: «Я выходил курить и с Мазур, и с Палюхом, но чаще всего с Коевым».Фото: Последние переговоры о взятках Алексей Шургин и Андрей Плитко вели около вентиляционной трубы во дворе здания правительства Кировской области. Они посчитали, что шум и помехи от трубы усложняют прослушивание их разговоров.
Про создание «Кировгослесхоза»
По словам Андрея Плитко, Алексей Шургин вышел с предложением – в рамках работы над развитием лесного хозяйства – повысить объемы лесовосстановления. В разговорах между чиновниками часто звучало о том, что древесина плохая, данные старые, лесоустройство давно не проводилось, лес запущенный. Также были нарекания и со стороны федерального центра.
«Шургин пояснил, что есть «Лесоохрана». Но ее профильная деятельность – это обеспечение противопожарной безопасности. Шургин сообщил, что надо создать отдельную структуру, которая бы занималась всеми этими вопросами. Еще одним аргументом было то, что на федеральном уровне рассматривалась инициатива, наделить подобные учреждения правом заниматься на свободных территориях лесозаготовкой», – подчеркнул Андрей Плитко.
Шургин также предполагал: если создание учреждения пройдет успешно, то подобные филиалы будут создаваться и в районах Кировской области.
Про покровительство Шургину
«Я мог бы оказать покровительство Шургину только зная о его деяниях, и закрывая на них глаза. За время совместной работы с Шургиным я не знал о каких-то его косяках по работе. Соответственно, попустительства я ему не оказывал».О характеристиках Шургина
«Я его могу охарактеризовать как спокойного,выверенного человека. Такого, который может создать в коллективе нормальную атмосферу. Человека очень компетентного. Но вместе с тем (это прояснилось позже), что он брал на себя слишком многое и не мог обеспечить и сделать. Но в моих глазах это все носило объективный характер. Действительно, хозяйство было огромное. И я с пониманием относился ко всем корректировкам, которые вносил Шургин».Также Плитко охарактеризовал экс-министра как человека, глубоко погруженного в лесную сферу.
«Шургиным как министром я был крайне доволен. Считал, что это человек, который показывает достойный результат, демонстрирует высокую работоспособность, добивается тех решений и задач, которые перед ним ставились», – отметил Плитко.
На вопрос своего адвоката – поручал ли бывший вице-губернатор проводить проверки деятельности Шургина, – отметил, что получал подтверждения эффективности деятельности сферы лесного хозяйства по линии управления ФНС. Данные, предоставленные налоговиками, совпадали с показателями от Шургина.«Какая-то более детальная проверка мною не проводилась. Не доверять Шургину у меня не было причин».
Про переживания по поводу задержания Туева и Ушнурцева
«Лично я ни Туева ни Ушнурцева не знал, но переживал по поводу задержания в том ключе, что это был колоссальный репутационный ущерб в адрес руководства лесной сферы.
В СМИ муссировалась тема: нашли жуликов. Туев – это креатура Шургина. Скоро и до Шургина доберутся. Работать в каком-то нормально ключе было сложно. Меня это крайне раздражало. Просто бесило. С одной стороны, я верю Шургину, который говорил мне, что это правоохранительный беспредел. Но я видел и то, что происходило в прессе», – подметил Плитко.
И добавил: Шургин позже начал говорить, что правоохранительные органы в попытках сформировать свою доказательную базу виновности Туева и Ушнурцева неправовыми методами пытаются получить информацию о взятках.