Академический бунт
До Кирова акция протеста российских ученых не докатилась, однако многие представители сферы образования и науки поддерживают протестующих.
Накануне, 13 октября, российские ученые (в том числе представители научного сообщества МГУ и РАН), вузовские преподаватели, студенты и аспиранты вышли на Пушкинскую площадь, чтобы выразить свое недовольство политикой государства в области организации и финансирования науки. Несмотря на дождь, в акции приняли участие около 500 человек.
Ученые утверждают, что «не преследуют политических целей и не просят для себя каких-то благ, а просто хотят нормально работать». Основные требования - дебюрократизация науки и увеличение финансирования Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) и Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ)». В общем объеме расходов на гражданскую науку, финансирование этих фондов до кризиса составляло 6 %. Сегодня эта цифра снизилась до 2,6%. При этом, по словам главного специалиста московской региональной организации профсоюзов работников РАН Николая Демченко, объем научной продукции, выпускаемой этими фондами, превышает те лоты, которые финансируются Министерством образования и науки. Однако по проекту бюджета на 2012 год и плановый период 2013-2014 финансирование РФФИ и РГНФ составит в сумме 7 млрд рублей - столько же, сколько и в 2011 году. То есть, фактически выделение средств замораживается, а с учетом растущей инфляции, даже снижается.
До Кирова акция протеста не докатилась, однако многие представители сферы образования и науки поддерживают протестующих.
Игорь Устюжанин, заместитель директора по научной работе Зонального НИИ сельского хозяйства Северо-Востока им. Н.В. Рудницкого:
- Безусловно, я поддерживаю участников акции протеста. Речь ведь идет не о том, что наука плохо финансируется. В принципе, в последние годы средств выделяется достаточно. Но перераспределение их действительно вызывает много вопросов. В частности, формирование фонда «Сколкого» обошлось государству в более чем приличную сумму, при этом сокращается финансирование ведущих фондов РФФИ и РГНФ. А эти два фонда уже несколько десятилетий формируют «РАНовскую» науку. На эти деньги живет практически половина институтов Москвы. Региональные институты участвуют не настолько сильно, но, тем не менее, наш институт получал более пяти грантов по линии РФФИ. И это была для нас ощутимая поддержка. Поэтому я всецело поддерживаю акцию. Тем более, что ее участники поднимают до сих пор нерешенный вопрос жилья для молодых ученых.
Самвел Кочои, директор Кировского института Московской государственной юридической академии:
- Я не слышал, чтобы в Кирове планировалось нечто подобное... Знаете, у нас вообще слишком инертно ко всему относятся. Во всем мире студенты, преподаватели, учителя выходят на улицы, призывая правительство не сокращать расходы на образование и науку. У нас все тихо... И не потому, что люди, занятые в сфере образования, разделяют политику власти, а потому, что государство сегодня воспринимает любое проявление недовольства, как какое-то антигосударственное мероприятие. Я, как руководитель, тоже ограничен в своей возможности принимать участие в таких мероприятиях, хотя всецело разделяю взгляды людей, которые отважились выйти на улицу. Ситуация с финансированием отвратительна. Вроде бы, на 6% подняли оклад работникам образования, но средняя зарплата в сфере образования все равно очень серьезно отстает от средней зарплаты вообще. Если бы я не был директором и был бы сейчас в Москве, то присоединился бы к акции протеста.
Валерий Юнгблюд, ректор Вятского государственного гуманитарного университета:
- Любая протестная акция должна строиться на четком понимании того, как проблема в целом решается в масштабах государства, а не по оценке какого-то отдельного эпизода. Конечно, мы в университете с большой тревогой следим за финансированием РФФИ и РГНФ. У нас в РГНФ сегодня порядка 9 поддерживаемых проектов. Наш университет за сохранение этих фондов, так как они делают полезное дело - поддерживают индивидуальные исследования. Но если речь идет о каких-то протестных действиях, я бы, например, не стал в них участвовать. По одной простой причине: год от года ресурсы, выделяемые на науку и образование в России увеличиваются. Есть, конечно, определенные перекосы, неравномерность в распределении средств. Но если мы вспомним, что еще несколько лет назад не выделялось вообще никаких средств, то становится очевидно: ситуация радикально улучшилась.
Сергей Романов, первый заместитель директора по научной работе «НИИ средств вычислительной техники»:
- Мы не относимся к теоретической науке и не получаем средства из РФФИ и РГНФ. Организация находится на самоокупаемости. Развитие нашего научного потенциала идет за счет разработки идей, внедрения их в производство, привлечения инвесторов, а не за счет государства. Но я понимаю проблемы, с которыми сталкиваются представители классической науки, и, наверное, подержал бы такую акцию.
Подготовила Мария Петухова
фото: Газета.ру