Бизнес стиля и гармонии: как в Кирове работают стилисты
Как и любая креативная профессия, стилист постоянно балансирует между творческим полетом и подсчетом прибыли. Однако современная fashion-индустрия позволяет бесконечно экспериментировать с форматами работы, выстраивая личный бренд, практикуя разные подходы к клиентам и наращивая финансовую составляющую.
Особенности «ремесла»
По данным hh.ru, всего за прошлый год в России было открыто 6,3 тысячи вакансий стилистов, в первом квартале 2024 года – 1,6 тысячи, что на 12% превышает показатель аналогичного периода прошлого года. Спрос на стилистов в течение 2023 года прирастал в среднем на 7% ежеквартально. Профессиональные обзоры предлагают множество ниш для развития карьеры стилиста. К примеру, на рынке появляется запрос на мозаичный стайлинг – то есть, специалистов, которые могут не погружаясь в дебри двух-трехчасовых разговоров, помочь узнать что-то новое для своего образа. И обратная тенденция – стилист lifestyle, который знает вкусы и потребности своих клиентов и может на основании этого съездить вместо клиента в автосалон и утвердить цвет обивки, одежду ребенку или даже собаке. Пользуются популярностью виртуальные стилисты, которые на связи с клиентом 24/7, а также те профи, кто помогают создать читаемый публичный образ. Ввиду тренда на профессиональную многофункциональность конкурентным преимуществом стилиста становится умение найти фотографа, специалиста по голосу или походке, косметолога, личный телефон управляющего бутиком N и так далее. «Бизнес новости» поинтересовались, не теряются ли во всем этом многообразии возможностей кировские стилисты.
Модная инвестиция
«Самое главное в профессиональном старте стилиста – наличие знаний, умение их применять на практике и уверенность в себе, – считает Марина Анфилатова. – Здесь каждый решает сам, сколько средств вложить в свое обучение».
Сама Марина прошла обучение в Москве, получила аккредитацию и сертификат от всероссийского сообщества стилистов, вошла во российскую базу специалистов. «На этот момент у меня уже были созданы свои сообщества в соцсетях, но не особо работающие, – признается Марина. – Поэтому я начала подробно изучать, как грамотно транслировать свою экспертность через соцсети, создавать продающий визуал, привлекать потенциальных клиентов и быть полезной».
Около 20 тысяч рублей потребовалось Ирине Эриксон, чтобы стартовать в профессии. Причем, если учесть траты на запуск собственной онлайн-школы, то сумма приближается к 50 000 рублей. При этом стилист отмечает, что повышать квалификацию стоит регулярно, по крайней мере 1-2 раза в год. А значит, вложения в обучение у стилиста никогда не заканчиваются.
Разбираем и обучаем
Рассуждения о том, что может продавать стилист, достаточно сложносочиненные. Если выразиться корректнее, то продает он в конечном итоге свои компетенции в сфере стиля. А вот формы и площадки их применения разнообразны.
Ирина Эрискон отмечает спрос в Кирове на подбор подходящей одежды, но добавляет: «Сложность в том, что эта услуга бессмысленна без предварительного разбора гардероба. И мне приходится это доказывать людям».
Кроме того, у Ирины недавно появился сервис «Стилист в сумочке. Безлимит». «В течение месяца я нахожусь в плотной связи с клиентом, – рассказала она о новинке. – К примеру, разбираю ссылки на одежду, которую человек хочет приобрести, анализирую их. Предлагаю свои варианты, участвую в онлайн-примерках вещей, разбираю образы, помогаю собраться на мероприятие и так далее».
Еще один из путей бизнес-реализации – обучение новых представителей профессии. Рано или поздно у компетентного специалиста появляются собственные курсы или даже школа. У Ирины Эриксон есть своя обучающая онлайн-площадка, открытая для всех интересующихся модой. Правда, есть оговорка:«Сейчас наблюдаю тренд на обучающие тенденции в преподнесении материала. Раньше от стилистов клиенты хотели готовых решений: определите мой цветотип, дайте мне готовую капсулу для моего типа фигуры и т.п. Сейчас все преимущественно дают информацию с элементами образования. Допустим, как подобрать юбку к фигуре «груша» или как стилизовать жемчуг. Проблема в том, что только подкованные в стиле люди смогут эти советы применить в реальной жизни. Остальные могут запутаться еще больше. У всех «груши» разные, и жемчуга тоже. А прежде чем покупать тренч, надо бы уметь отличать устаревшие плащи от современных. Поэтому я работаю в режиме регулярного клуба на несколько десятков человек, а не огромной школы на сотни и тысячи. А прочие подписчики не только прочитают мои статьи, но и поймут, что пора найти хорошего понимающего стилиста».
В своей практике, кроме работы со стилем клиента, Марина Анфилатова задействовала смежные направления: девушка преподает основы столового этикета, проводит мастер-классы «Макияж для себя». То есть, по ее словам, подходит к созданию образа комплексно. Клиент получает услугу «Имидж под ключ».
Рост рейтинга и стоимости
За счет того, что в профессии действительно много инструментов для презентации своих услуг, стилисты имеют возможность находить все новые точки роста в карьере и механизмы продвижения. Эксперты отрасли даже отмечают, что популярность профессии в принципе выросла во многом благодаря развитию новых медиа: социальных сетей, стриминговых платформ и прочего. Поэтому вопрос рекламы своих услуг и личного бренда стоит остро по большей части на старте. Дальше это, как правило, вопрос работоспособности и готовности стилиста к самым разным коллаборациям.
Говоря о продвижении, Марина Анфилатова отметила, что на первых порах хорошо работают личные знакомства и сарафанное радио, когда друзья презентуют тебя как специалиста.
«Сейчас же мне очень нравится работать с ТРЦ «Макси» на Луганской. В то время, когда я была приглашенным стилистом в их проектах, повысились просмотры, пришли новые подписчики и клиенты, – отметила стилист. –Также хорошо работают коллаборации с отдельными брендами и бутиками, они повышают охваты и узнаваемость. Например, на совместном проекте от бутика свадебных платьев «IZUMI» я показала, как нарядные платья стилизовать в повседневные образы. Для сотрудников «Косметичка бьюти-парк» провела мастер-класс «Тренды 2024 года и как их носить в повседневной жизни». Отличные охваты при обзорах брендов «Feminelli» и «Mirror for your».
По словам Марины, медийность стилиста повышает его рейтинг, и это напрямую влияет на стоимость услуг.
Через соцсети предпочитает продвигаться Ирина Эриксон: «Веду личный аккаунт и группу ВКонтакте, блог на Дзен. Есть небольшой канал в телеграме, в нем я больше раскрываюсь как личность, но и экспертные посты делаю. На рекламу сейчас не трачусь.
Эксперты отрасли даже отмечают, что популярность профессии в принципе выросла во многом благодаря развитию новых медиа: социальных сетей, стриминговых платформ и прочего.
Для задач, которые решаю, мне хватает клиентов. Но к осени буду набирать новый поток курса, может быть, придется вложиться».
Возможно, именно благодаря широкому спектру возможностей реализовать себя спикеры этой статьи отметили, что жесткой конкуренции в отрасли не чувствуют. И это несмотря на достаточно наполненный рынок. Вместе с тем кировские стилисты отметили и дефицит действительно хороших специалистов.
Так как сама fashion-сфера подвижная, то ее передовые представители научились улавливать как глобальные, так и локальные изменения, но самое главное – оперативно адаптироваться к ним.
«Новые тренды в работе стилиста – это внедрение нейросетей, – считает Марина Анфилатова. – Также, скорее всего, большая часть работы стилиста перейдет в онлайн».
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Основатель и президент Ассоциации представителей индустрии моды, стиля и красоты «АФБИ» Ирина Давыдова:
– Стилист-имиджмейкер, в первую очередь, должен быть психологом. Для того чтобы правильно начать карьеру в сфере моды, нужно понимать мотивацию и цель клиента. Для чего ему необходим новый образ и нужен ли он вообще, возможно, стоит работать со старым.
Второй важный момент – хорошее портфолио. Это залог успеха. Для того чтобы заинтересовать в своих услугах, необходимо показать свою работу на реальном примере. Возможно, выстроить сотрудничество с кем-то из медийных персон либо лидеров рынка на взаимовыгодных условиях. Известные личности и бренды значительно повышают лояльность аудитории.
Стилисту важно следить за новинками и актуальными трендами в бьюти-индустрии. Потому что смена стиля влечет за собой и изменения в макияже, прическе и укладке и так далее. Также стилист должен обладать знаниями колористики, физиологии человека. Для того чтобы выйти на уровень «премиум», обязательно наличие сайта и качественное ведение социальных сетей. Прежде всего, на собственном примере стилист должен показывать разные варианты образов, стилей и так далее.
Пример успешных представителей отрасли доказывает, что еще один рабочий инструмент – использование инфоповодов. Это участие в бизнес-мероприятиях и культурных событиях в качестве экспертов, организация мастер-классов, тренингов и так далее. Если использовать в комплексе все предложенные варианты, то успех гарантирован. Если только выборочно некоторые, то путь к успеху будет значительно дольше.
Это один из материалов свежего печатного номера еженедельной газеты «Бизнес новости в Кирове».
PDF-версия номера по этой ссылке.