Диспетчер задач: для централизации программы развития транспорта спросили мнение у экспертов Кировской области – материалы газеты
На федеральном уровне планируется разработать единую программу для развития всех видов транспорта, которая учтет интересы всех участников отрасли. Сейчас идет сбор мнений от регионов. Их и попытались сформулировать участники круглого стола «О развитии транспортной инфраструктуры Кировской области и роли транспорта в развитии современного города», организованного региональной общественной палатой совместно с федеральной. Правда, многие из озвученных проблем и предложений касались областного уровня, особенно наболело у автоперевозчиков из районов.
Разные и разрозненные
– Мы, общественники, представители общероссийских организаций, представляющих транспортный сектор, заинтересованы в развитии всех видов транспорта. В настоящее время в стране действует для этого несколько программ, но они разрознены. К примеру, программа развития городского электрического транспорта работает только в 10 городах. Крупные регионы могут обновить подвижной состав в рамках федерального проекта «Безопасные качественные дороги». Есть федеральный проект «Чистый воздух», в котором участвуют такие города, как Магнитогорск, Новокузнецк и так далее. Единой нет. Мы сейчас ее разрабатываем, – обозначил суть встречи заместитель председателя комиссии по социальному развитию и местному самоуправлению Общественной палаты РФ Илья Зотов.
Эксперт добавил, что в текущем году по инициативе ОП РФ инициировано проведение Президиума Госсовета по вопросам транспорта, где и обсудят тему создания такой единой программы: «От регионов ждем обозначения проблем с конкретными предложениями для их решения, какие программы развития и инструменты можно запустить для частных компаний, перевозчиков в сельской местности, в малых городах, какие сформулировать предложения по каждому из видов транспорта. Резолюцию по итогам круглого стола в Кировской области готовы учесть в своей работе».
Заявка на спецкредит
Обсуждение начали с докладов чиновников, региональных и городских. О ситуации на рынке пассажирских перевозок в Кировской области коротко рассказал региональный министр Алексей Петряков. Он, в частности, отметил, что пассажирские перевозки автомобильным транспортом осуществляют 70 организаций различных форм собственности: 10 МУПов, 2 АО, 18 ООО и 40 ИП.
Отдельно остановился на проблемах. Одна из них – высокий износ транспорта. «В отдельных предприятиях он составляет от 30 до 100%. Возраст автобусов до 5 лет – 40%, до 10 лет – 34%, до 15 лет – 22%», – отметил министр. И добавил, что обновлению автобусов, в том числе работающих на экологически чистых видах топлива, в регионе уделяется особое внимание. Напомнил про 117 автобусов, закупленных в 2021 году в рамках «транспортного миллиарда»: 67 большого класса и 50 малого, а также о приобретенных в 2022 году 61 автобусах большой вместимости.
«В настоящее время в рамках реализации поручения в послании президента Федеральному Собранию министерством транспорта РФ прорабатывается вопрос модернизации общественного транспорта. На эти мероприятия предусмотрено 50 млрд рублей. Минтранс Кировской области направил предложения от региона о потребности обновления парка автобусов за счет специальных казначейских кредитов, которые будут предоставляться на 15 лет под 3%. Эти транспортные средства планируется направить в сельские населенные пункты области, а также на межмуниципальные маршруты», – сообщил Петряков, назвав участие в федеральных программах по обновлению общественного транспорта в числе приоритетных задач на 2023 год.
Коротко остановился и на других видах транспорта, сообщив о росте на 8,5% в прошлом году по сравнению с предыдущим пассажиропотока на пригородных электричках и на 9,9% в аэропорту «Победилово».
Однако всё последующее обсуждение касалось именно автомобильного транспорта, удельный вес которого в регионе составляет 85%.
Импульс для обновления
Так, заместитель начальника ДГХ администрации Кирова Владимир Репин напомнил о действующих в областном центре 45 автобусных и 6 троллейбусных маршрутах. С 1 января пассажиров в городе перевозят 400 автобусов и 66 троллейбусов. В конце прошлого года муниципальные контракты с перевозчиками впервые были заключены сразу на 3 года. «С 2017 года в бюджете города средства на закупку транспортных средств – автобусов и троллейбусов – не предусматривались. При этом автотранспортными предприятиями в период с 2019 по 2022 годы закуплено в общей сложности 250 автобусов и 15 троллейбусов. Однако процент износа автопарка остается высоким – почти 70 %. Тем не менее он снизился по сравнению с предыдущими годами: в 2021 был 76,7 %, в 2020 – 90 %», – сказал Репин.
На неделе на заседании профильной комиссии Кировской гордумы зам. начальника ДГХ также сообщал, что ежегодное обновление подвижного состава – одно из условий заключения муниципальных контрактов. В 2023 году этот показатель составляет не менее 30 %, в 2024-м – не менее 50 %, в 2025-м – не менее 60 %.
– Общественники три года подряд говорили: пока контакты не начнут торговаться не на год, а на более длительное время, перевозчики не будут обновлять автопарк, потому что перспектив не видят. А сейчас это делают, – отметил во время дальнейшего обсуждения экс-руководитель КПАТа и АТП, а сейчас руководитель автотранспортных предприятий в Ярославской области Денис Пырлог, напомнив о создании общественного совета при региональном минтрансе, от которого «также предложения направим».
При этом попросил «подвести некую статистику»: сколько еще регионов ПФО торгуют контракты за 10 копеек (цена муниципальных контрактов в Кирове составляет от 1 до 10 копеек, – ред.). «Уверен, в ПФО мы будем единственными или предпоследними. В такой ситуации говорить о серьезном обновлении состава за счет перевозчиков, наверное, сложно», – добавил Пырлог.
– Мы пытаемся сформулировать предложения и на федеральный уровень. У вас они есть, Владимир Анатольевич? – спросил у Репина модератор мероприятия председатель ОПКО Сергей Улитин.
– Если мы говорим об обновлении подвижного состава, на территории РФ действуют лизинговые механизмы, позволяющие участвовать в программах. Но мы понимаем, что часть организаций в связи с отсутствием финансирования в них не попадает. Хотелось бы, чтобы рассмотрели вопрос прямого финансирования, прямой целевой субсидии предприятиям на обновление автопарка, – озвучил предложение Владимир Репин.
КПАТа на всех не хватит
Как раз очень сложная ситуация с финансами у перевозчиков в муниципалитетах. Они пока перспектив увидеть не могут, поэтому решили спросить о них у кураторов отрасли.
– Раньше, до 2010 года, наше предприятие было муниципальное. И все последние 13 лет мы живем с какой-то надеждой. Вы озвучиваете: миллиард пришел, второй пришел, и все идут для Кировской агломерации. Или вы доведите ранее начатое по созданию единого перевозчика, и объясните перевозчикам из районов, что нам нет места на этом рынке. Или все-таки попытайтесь помочь всем районам, – взял слово предприниматель из Белой Холуницы Геннадий Зырянов.
– Перевозчикам из районов несколько лет говорили: будет один общий по всей области, – отметил позднее, обращаясь к министру, председатель региональной дорожной группы Константин Ситчихин, добавив, что «это не с вами связано». – Многие очень сильно переживали. Не обновлялись, не закупались – неизвестно, что будет завтра. Также раньше было и в Кирове, пока не стали заключать 3-летние контракты. Какая-то перспектива у городских перевозчиков появилась, но у районных ее нет.
– Тоже поддерживаю коллег из районов. К сожалению, деньги выделяются на государственные предприятия. Наверное, правильно и выгодно вкладывать в родное предприятие, но не надо забывать, что в большей части населенных пунктов в районах КПАТа нет. Если убьем оставшихся там перевозчиков, которые работают сейчас на голом энтузиазме, наверное, КПАТа на всех не хватит, – сказал в своем выступлении и Денис Пырлог.
– Выскажите позицию по поводу КПАТа и других перевозчиков? Мы все-таки равны или нет? – прямо спросил директор ООО «Юрьянское АТП» Игорь Леушин.
И напомнил о распоряжении президента о приобретении подвижного состава для сельских маршрутов. «Бюджеты в районах дотационные. Я не говорю о кировском агломерате. Когда вопрос встает – ой, извините, электорат, избиратели. И все финансы идут сюда. А районы? Кто КПАТу автобусы закупает? Правительство. Районным перевозчикам никто не купит», – эмоционально продолжил Леушин.
– В 2022 и 2023 году мы делали запросы во все муниципальные образования о необходимости в автобусах. Заявки пришли, но не всем нужны автобусы, – прокомментировал Петряков и добавил: – Приобретение автобусов в рамках
50 млрд, о которых я сказал, как раз рассматривается для муниципальных образований. Часть уйдет КПАТу, но основная в районы.
Потерянные доходы
– Вы были на кировском вокзале? – поднял еще один наболевший вопрос Геннадий Зырянов. – Руководители меняются, но будет ли продолжаться наведение элементарного порядка? Без поддержки региона в этом случае тоже не обойтись. Там увозят (нелегальные перевозчики. – ред.) 30-40% людей, а это неучтенные пассажиры. Это потеря доходов районных перевозчиков. Пожелание – обратите внимание и на это направление.
Его позднее поддержал Константин Ситчихин. Он в целом поднял тему с ситуацией по автовокзалам и отдельно обратил внимание на нелегалов в Кирове.
– Предприниматели делают акцент на то, что нелегальные перевозчики спокойно забирают пассажиров и им не препятствуют. Когда руководителем был Пырлог (это камень в адрес нынешнего руководителя КПАТа), он активно боролся. Всеми способами пытался выгнать нелегальных перевозчиков, чтобы они не забирали пассажиров ни с вокзала, ни с прилегающей территории. Да, те же соцсети никто не отменял, все равно находят и договариваются. Но законными способами надо бороться: автовокзал все-таки принадлежит КПАТу, – сказал Ситчихин.
– Мы ведем работу по борьбе с нелегальными перевозчиками, в том числе совместно с главами муниципальных образований, – заверил во время обсуждения Петряков. – Сегодня действует мораторий на ряд мероприятий. Другие проводятся и минтрансом, и созданной межведомственной комиссией.
Министр добавил, что в эту комиссию «входит не один человек», перечислив ряд структур – Ространснадзор, ГИБДД, минстранс, администрация Кирова.
– Почему-то так называемые господа нелегальные перевозчики узнают об этом мероприятии и исчезают, – добавил между делом Петряков, но еще раз заверил: – Работу эту мы будем продолжать. Будем бороться, но только вместе с вами. Без вас нам будет сложнее.
Что касается поднятой Ситчихиным темы обновления вокзалов, министр подтвердил, что «с ними ситуация не очень хорошая». Этот пункт – о внесении в программу капремонта вокзалов – решили включить в перечень предложений.
«Поговорить по душам»
– Последний министр транспорта, с кем я имел честь напрямую общаться, был Поршнев (Михаил, – ред.). Его слова примерно такие: вы частники, и мне не важно, будете вы работать или нет. Уйдешь ты – найдется другой. У нас есть одно предприятие – КПАТ. Если оно рухнет, то меня уволят, – продолжил делиться наболевшим Игорь Леушин, обращаясь к нынешнему министру. – После Поршнева поменялось 5 или 6 ваших предшественников, и никто не опустился до такой низости, как общение с перевозчиками – директорами автотранспортных предприятий. Единственное, Логинов (Юрий, – ред.) собрал, но он потом исчез. Можно нас собрать, районных перевозчиков?
Позднее вновь вернулся к этой же просьбе, подчеркнув, что «сейчас каждый из нас варится в своем предсмертном состоянии». И попросил собрать именно участников рынка, потому что «мы много интересного расскажем».
– Я вас услышал, готов собрать всех перевозчиков, – заверил министр.
– Да, и поговорить по душам. Здесь немногое можно сказать. А нас (перевозчиков, – ред.) очень много.
– Согласен. В ближайшее время соберем всех, чтобы обсудить все озвученные проблемы, не переживайте, – сказал Петряков.
Министр пообещал на встрече разъяснить нюансы, связанные с работой перевозчиков в области, районах, муниципалитетах, частников , «расставить все эти моменты на свои места, чтобы вы тоже правильно понимали».
– Не надо «вариться самим», вариться надо вместе. Всегда и всем говорю, что я открыт, ни от кого не прячусь, готов обсуждать проблемы. Выслушать каждого и вникнуть, – еще раз пообещал Алексей Петряков.
В обмен на старые
Вернувшись к теме повестки, министр предложил подумать о так называемой
программе trade-in:
– У перевозчиков есть техника, которая у забора стоит, потому что из-за технического состояния не может перевозить пассажиров. Тоже бы обозначить в программе, чтобы эту технику забирали в trade-in, на обмен. Программа по утилизации тоже хорошо, но все-таки можно рассмотреть предложение формата «сдали три старых – получили один новый». Это тоже необходимо разрабатывать на федеральном уровне.
– Год назад, когда было закуплено много транспорта, мы в в общественной палате говорили о поставленных к заборам автобусах. Предлагали механизмы по передаче ее муниципалитетам, она тогда еще была относительно живая, – вставил реплику Сергей Улитин.
– Когда автобусы пришли в позапрошлом году, порядка 30% от ранее имеющихся и были переданы в муниципалитеты. Однако есть ЛиаЗы с очень большим пробегом, которые по техсостоянию уже не могут
возить, – прокомментировал Петряков.
– Старый автобус, использованный в качестве запчастей, дает жизнь еще нескольким, так что это палка о двух концах, – добавили реплику представители рынка.
Экономика лучше
Член ОПКО, вице-президент Вятской ТПП Леонид Перминов поднял тему развития инфраструктуры для транспорта на газомоторном топливе. «Экономика намного лучше», – подчеркнул он.
– По моему мнению, оно действительно выгоднее и альтернативнее для экономики. У нас работы по этой теме постоянно защищают, – отметил в своем выступлении член дорожной группы, старший преподаватель инженерного факультета Вятской ГСХА Теймур Новрузов.
– Буквально недавно проходило совещание по газоснабжению районов. Уже в ближайшее время планируется сделать четыре газовых заправки, – прокомментировал министр, отметив, что «это пока первые ласточки».
Однако у руководителей КПАТа – бывшего и нынешнего – мнения о этому вопросу не совпали.
– По поводу перевода автобусов на газомоторное топливо не все так однозначно, – поделился Денис Пырлог. – К сожалению, наши российские заводы еще не научились делать двигатели на газомоторном топливе, которые смогли бы отходить хотя бы больше 150 тысяч км. Насколько знаю, сегодня и у КПАТа, и у АТП по нескольку единиц вышли из строя именно газовых. В итоге вся эта экономика, к сожалению, улетучивается из-за затрат на ремонты, потерь перевозчиков в период простоя транспорта. Знаю как минимум трех перевозчиков в Кирове, которые свои газовые автобусы продали или продают. Я один из первых в Кирове лет шесть назад начал экспериментировать с газовыми автобусами. Не все так однозначно.
– Почему использование таких автобусов нереально для районов, – добавил Игорь Леушин. – К таким предъявляются особые требования: дополнительно необходимо диагностическое оборудование, даже по ценам пятилетней давности примерно на миллион. Особые требования к ремонтным зонам – счетчики, датчики утечки газа и прочее. Это опять же вопрос финансирования, так что для мелких предприятий нереально.
– Мы понимаем, что водитель против газа по одной простой причине: солярка экономится, особенно на магистралях, а газ, сколько ни экономь, деть некуда, – обозначил еще один нюанс Леонид Перминов.
И прокомментировал озвученное Денисом Пырлогом: «При правильной регулировке газовой аппаратуры транспорт ходит не меньше, чем обычный бензиновый. Конечно, несколько меньше, чем на дизеле, но и цена на топливо в три раза ниже».
– Автобусы на газомоторном в обслуживании дешевле. Из некоторых сегодняшних ЛиАЗов, согласен, перегреваются головки, но на них гарантия на 3 года и 150 тысяч км. Есть четыре автобуса, которые «встали», однако они выйдут на линию на днях. Замена гарантий головок идет 10-20 дней, – сказал первый заместитель гендиректора «КировПассажирАвтотранс» Михаил Кислицын.
При этом отметил, что НефАЗы сразу с газовым двигателем, по ним «проблем вовсе не вижу».
– А так – да, газовые дешевле. Я поработал на дизельных, когда износ техники был 94%. Сейчас на газовых – даже не подлежат сравнению. Посчитал экономику – дешевле. Проблемы возникают и с новыми, и с дизельными. Ничего страшного, решаемо, – добавил Кислицын.
Точка возврата
– Что у нас в Кирове происходит с троллейбусным парком? – поднял еще одну тему Константин Ситчихин, обращаясь уже к городскому перевозчику – генеральному директору АО «Автотранспортное предприятие» Дмитрию Катынову.
– Согласен со мнением общественности: троллейбусный парк необходимо сохранять. Хотя бы и по той причине, что он влияет как на энергетику региона, так и на развитие смежной промышленности, – сразу обозначил позицию Катынов.
И пояснил с точки зрения экономики:
– Если рассмотреть худший сценарий, что троллейбусного парка нет. Тогда порядка 100 млн рублей в год будут перераспределяться на других потребителей, отразятся на кВт/ч. Потребители энергетики Кировской области – частные лица и промышленность, частники субсидируются промышленностью. И эта нагрузка в 100 млн рублей ежегодно скорее всего ляжет на другие предприятия.
Затронул и «глобальные тенденции»:
– Те же Китай, Европа идут по пути развития троллейбусного парка. Эту же тему обозначает президент Владимир Путин в своих посланиях во время публичных выступлений. Думаю, поперек колеи идти неправильно и необходимо принимать все усилия по сохранению и даже расширению троллейбусного парка.
Поскольку дискуссия в рамках круглого стола была «открытой и напрямую», охарактеризовал текущее состояние парка и рассказал о «точке невозврата»:
– Сейчас троллейбусный парк Кирова находится на своих минимальных экономических показателях. Ежегодно сокращается число и маршрутов, и единиц транспорта, и протяженность троллейбусной сети. Если при наличии инфраструктуры количество троллейбусов по городу будет меньше 60-ти, тогда ситуация станет критической и приравняется к клинической смерти этой отрасли.
– Нельзя уничтожать троллейбусное производство. Надо расширять, чтобы не 66 было единиц транспорта, а 88, через год 100. Тогда будет экономически выгоднее, отдачи будет больше, и со временем вложения окупятся. Да, троллейбус при покупке дороже, но в среднесрочной перспективе с троллейбусным парком лучше и быстрее, – однозначно озвучил член ОПКО Николай Семеновский.
Во время дальнейшего обсуждения темы троллейбусов чиновники заверили, что организационные шаги для попадания в федеральные программы на получение финансирования делаются. В частности, по выделенной полосе.
Для формирования анонсированной в начале мероприятия единой федеральной программы участникам в течение недели предложили сформулировать предложения, которые войдут в итоговый документ. Озвученные на круглом столе в него тоже попадут. Понятно, не все, но их наконец-то удалось озвучить.
PDF-версия свежего номера: https://www.calameo.com/read/004857365dd9e91e7c0ab
– Мы, общественники, представители общероссийских организаций, представляющих транспортный сектор, заинтересованы в развитии всех видов транспорта. В настоящее время в стране действует для этого несколько программ, но они разрознены. К примеру, программа развития городского электрического транспорта работает только в 10 городах. Крупные регионы могут обновить подвижной состав в рамках федерального проекта «Безопасные качественные дороги». Есть федеральный проект «Чистый воздух», в котором участвуют такие города, как Магнитогорск, Новокузнецк и так далее. Единой нет. Мы сейчас ее разрабатываем, – обозначил суть встречи заместитель председателя комиссии по социальному развитию и местному самоуправлению Общественной палаты РФ Илья Зотов.
Эксперт добавил, что в текущем году по инициативе ОП РФ инициировано проведение Президиума Госсовета по вопросам транспорта, где и обсудят тему создания такой единой программы: «От регионов ждем обозначения проблем с конкретными предложениями для их решения, какие программы развития и инструменты можно запустить для частных компаний, перевозчиков в сельской местности, в малых городах, какие сформулировать предложения по каждому из видов транспорта. Резолюцию по итогам круглого стола в Кировской области готовы учесть в своей работе».
Заявка на спецкредит
Обсуждение начали с докладов чиновников, региональных и городских. О ситуации на рынке пассажирских перевозок в Кировской области коротко рассказал региональный министр Алексей Петряков. Он, в частности, отметил, что пассажирские перевозки автомобильным транспортом осуществляют 70 организаций различных форм собственности: 10 МУПов, 2 АО, 18 ООО и 40 ИП.
Отдельно остановился на проблемах. Одна из них – высокий износ транспорта. «В отдельных предприятиях он составляет от 30 до 100%. Возраст автобусов до 5 лет – 40%, до 10 лет – 34%, до 15 лет – 22%», – отметил министр. И добавил, что обновлению автобусов, в том числе работающих на экологически чистых видах топлива, в регионе уделяется особое внимание. Напомнил про 117 автобусов, закупленных в 2021 году в рамках «транспортного миллиарда»: 67 большого класса и 50 малого, а также о приобретенных в 2022 году 61 автобусах большой вместимости.
«В настоящее время в рамках реализации поручения в послании президента Федеральному Собранию министерством транспорта РФ прорабатывается вопрос модернизации общественного транспорта. На эти мероприятия предусмотрено 50 млрд рублей. Минтранс Кировской области направил предложения от региона о потребности обновления парка автобусов за счет специальных казначейских кредитов, которые будут предоставляться на 15 лет под 3%. Эти транспортные средства планируется направить в сельские населенные пункты области, а также на межмуниципальные маршруты», – сообщил Петряков, назвав участие в федеральных программах по обновлению общественного транспорта в числе приоритетных задач на 2023 год.
Коротко остановился и на других видах транспорта, сообщив о росте на 8,5% в прошлом году по сравнению с предыдущим пассажиропотока на пригородных электричках и на 9,9% в аэропорту «Победилово».
Однако всё последующее обсуждение касалось именно автомобильного транспорта, удельный вес которого в регионе составляет 85%.
Импульс для обновления
Так, заместитель начальника ДГХ администрации Кирова Владимир Репин напомнил о действующих в областном центре 45 автобусных и 6 троллейбусных маршрутах. С 1 января пассажиров в городе перевозят 400 автобусов и 66 троллейбусов. В конце прошлого года муниципальные контракты с перевозчиками впервые были заключены сразу на 3 года. «С 2017 года в бюджете города средства на закупку транспортных средств – автобусов и троллейбусов – не предусматривались. При этом автотранспортными предприятиями в период с 2019 по 2022 годы закуплено в общей сложности 250 автобусов и 15 троллейбусов. Однако процент износа автопарка остается высоким – почти 70 %. Тем не менее он снизился по сравнению с предыдущими годами: в 2021 был 76,7 %, в 2020 – 90 %», – сказал Репин.
На неделе на заседании профильной комиссии Кировской гордумы зам. начальника ДГХ также сообщал, что ежегодное обновление подвижного состава – одно из условий заключения муниципальных контрактов. В 2023 году этот показатель составляет не менее 30 %, в 2024-м – не менее 50 %, в 2025-м – не менее 60 %.
– Общественники три года подряд говорили: пока контакты не начнут торговаться не на год, а на более длительное время, перевозчики не будут обновлять автопарк, потому что перспектив не видят. А сейчас это делают, – отметил во время дальнейшего обсуждения экс-руководитель КПАТа и АТП, а сейчас руководитель автотранспортных предприятий в Ярославской области Денис Пырлог, напомнив о создании общественного совета при региональном минтрансе, от которого «также предложения направим».
При этом попросил «подвести некую статистику»: сколько еще регионов ПФО торгуют контракты за 10 копеек (цена муниципальных контрактов в Кирове составляет от 1 до 10 копеек, – ред.). «Уверен, в ПФО мы будем единственными или предпоследними. В такой ситуации говорить о серьезном обновлении состава за счет перевозчиков, наверное, сложно», – добавил Пырлог.
– Мы пытаемся сформулировать предложения и на федеральный уровень. У вас они есть, Владимир Анатольевич? – спросил у Репина модератор мероприятия председатель ОПКО Сергей Улитин.
– Если мы говорим об обновлении подвижного состава, на территории РФ действуют лизинговые механизмы, позволяющие участвовать в программах. Но мы понимаем, что часть организаций в связи с отсутствием финансирования в них не попадает. Хотелось бы, чтобы рассмотрели вопрос прямого финансирования, прямой целевой субсидии предприятиям на обновление автопарка, – озвучил предложение Владимир Репин.
КПАТа на всех не хватит
Как раз очень сложная ситуация с финансами у перевозчиков в муниципалитетах. Они пока перспектив увидеть не могут, поэтому решили спросить о них у кураторов отрасли.
– Раньше, до 2010 года, наше предприятие было муниципальное. И все последние 13 лет мы живем с какой-то надеждой. Вы озвучиваете: миллиард пришел, второй пришел, и все идут для Кировской агломерации. Или вы доведите ранее начатое по созданию единого перевозчика, и объясните перевозчикам из районов, что нам нет места на этом рынке. Или все-таки попытайтесь помочь всем районам, – взял слово предприниматель из Белой Холуницы Геннадий Зырянов.
– Перевозчикам из районов несколько лет говорили: будет один общий по всей области, – отметил позднее, обращаясь к министру, председатель региональной дорожной группы Константин Ситчихин, добавив, что «это не с вами связано». – Многие очень сильно переживали. Не обновлялись, не закупались – неизвестно, что будет завтра. Также раньше было и в Кирове, пока не стали заключать 3-летние контракты. Какая-то перспектива у городских перевозчиков появилась, но у районных ее нет.
– Тоже поддерживаю коллег из районов. К сожалению, деньги выделяются на государственные предприятия. Наверное, правильно и выгодно вкладывать в родное предприятие, но не надо забывать, что в большей части населенных пунктов в районах КПАТа нет. Если убьем оставшихся там перевозчиков, которые работают сейчас на голом энтузиазме, наверное, КПАТа на всех не хватит, – сказал в своем выступлении и Денис Пырлог.
– Выскажите позицию по поводу КПАТа и других перевозчиков? Мы все-таки равны или нет? – прямо спросил директор ООО «Юрьянское АТП» Игорь Леушин.
И напомнил о распоряжении президента о приобретении подвижного состава для сельских маршрутов. «Бюджеты в районах дотационные. Я не говорю о кировском агломерате. Когда вопрос встает – ой, извините, электорат, избиратели. И все финансы идут сюда. А районы? Кто КПАТу автобусы закупает? Правительство. Районным перевозчикам никто не купит», – эмоционально продолжил Леушин.
– В 2022 и 2023 году мы делали запросы во все муниципальные образования о необходимости в автобусах. Заявки пришли, но не всем нужны автобусы, – прокомментировал Петряков и добавил: – Приобретение автобусов в рамках
50 млрд, о которых я сказал, как раз рассматривается для муниципальных образований. Часть уйдет КПАТу, но основная в районы.
Потерянные доходы
– Вы были на кировском вокзале? – поднял еще один наболевший вопрос Геннадий Зырянов. – Руководители меняются, но будет ли продолжаться наведение элементарного порядка? Без поддержки региона в этом случае тоже не обойтись. Там увозят (нелегальные перевозчики. – ред.) 30-40% людей, а это неучтенные пассажиры. Это потеря доходов районных перевозчиков. Пожелание – обратите внимание и на это направление.
Его позднее поддержал Константин Ситчихин. Он в целом поднял тему с ситуацией по автовокзалам и отдельно обратил внимание на нелегалов в Кирове.
– Предприниматели делают акцент на то, что нелегальные перевозчики спокойно забирают пассажиров и им не препятствуют. Когда руководителем был Пырлог (это камень в адрес нынешнего руководителя КПАТа), он активно боролся. Всеми способами пытался выгнать нелегальных перевозчиков, чтобы они не забирали пассажиров ни с вокзала, ни с прилегающей территории. Да, те же соцсети никто не отменял, все равно находят и договариваются. Но законными способами надо бороться: автовокзал все-таки принадлежит КПАТу, – сказал Ситчихин.
– Мы ведем работу по борьбе с нелегальными перевозчиками, в том числе совместно с главами муниципальных образований, – заверил во время обсуждения Петряков. – Сегодня действует мораторий на ряд мероприятий. Другие проводятся и минтрансом, и созданной межведомственной комиссией.
Министр добавил, что в эту комиссию «входит не один человек», перечислив ряд структур – Ространснадзор, ГИБДД, минстранс, администрация Кирова.
– Почему-то так называемые господа нелегальные перевозчики узнают об этом мероприятии и исчезают, – добавил между делом Петряков, но еще раз заверил: – Работу эту мы будем продолжать. Будем бороться, но только вместе с вами. Без вас нам будет сложнее.
Что касается поднятой Ситчихиным темы обновления вокзалов, министр подтвердил, что «с ними ситуация не очень хорошая». Этот пункт – о внесении в программу капремонта вокзалов – решили включить в перечень предложений.
«Поговорить по душам»
– Последний министр транспорта, с кем я имел честь напрямую общаться, был Поршнев (Михаил, – ред.). Его слова примерно такие: вы частники, и мне не важно, будете вы работать или нет. Уйдешь ты – найдется другой. У нас есть одно предприятие – КПАТ. Если оно рухнет, то меня уволят, – продолжил делиться наболевшим Игорь Леушин, обращаясь к нынешнему министру. – После Поршнева поменялось 5 или 6 ваших предшественников, и никто не опустился до такой низости, как общение с перевозчиками – директорами автотранспортных предприятий. Единственное, Логинов (Юрий, – ред.) собрал, но он потом исчез. Можно нас собрать, районных перевозчиков?
Позднее вновь вернулся к этой же просьбе, подчеркнув, что «сейчас каждый из нас варится в своем предсмертном состоянии». И попросил собрать именно участников рынка, потому что «мы много интересного расскажем».
– Я вас услышал, готов собрать всех перевозчиков, – заверил министр.
– Да, и поговорить по душам. Здесь немногое можно сказать. А нас (перевозчиков, – ред.) очень много.
– Согласен. В ближайшее время соберем всех, чтобы обсудить все озвученные проблемы, не переживайте, – сказал Петряков.
Министр пообещал на встрече разъяснить нюансы, связанные с работой перевозчиков в области, районах, муниципалитетах, частников , «расставить все эти моменты на свои места, чтобы вы тоже правильно понимали».
– Не надо «вариться самим», вариться надо вместе. Всегда и всем говорю, что я открыт, ни от кого не прячусь, готов обсуждать проблемы. Выслушать каждого и вникнуть, – еще раз пообещал Алексей Петряков.
В обмен на старые
Вернувшись к теме повестки, министр предложил подумать о так называемой
программе trade-in:
– У перевозчиков есть техника, которая у забора стоит, потому что из-за технического состояния не может перевозить пассажиров. Тоже бы обозначить в программе, чтобы эту технику забирали в trade-in, на обмен. Программа по утилизации тоже хорошо, но все-таки можно рассмотреть предложение формата «сдали три старых – получили один новый». Это тоже необходимо разрабатывать на федеральном уровне.
– Год назад, когда было закуплено много транспорта, мы в в общественной палате говорили о поставленных к заборам автобусах. Предлагали механизмы по передаче ее муниципалитетам, она тогда еще была относительно живая, – вставил реплику Сергей Улитин.
– Когда автобусы пришли в позапрошлом году, порядка 30% от ранее имеющихся и были переданы в муниципалитеты. Однако есть ЛиаЗы с очень большим пробегом, которые по техсостоянию уже не могут
возить, – прокомментировал Петряков.
– Старый автобус, использованный в качестве запчастей, дает жизнь еще нескольким, так что это палка о двух концах, – добавили реплику представители рынка.
Экономика лучше
Член ОПКО, вице-президент Вятской ТПП Леонид Перминов поднял тему развития инфраструктуры для транспорта на газомоторном топливе. «Экономика намного лучше», – подчеркнул он.
– По моему мнению, оно действительно выгоднее и альтернативнее для экономики. У нас работы по этой теме постоянно защищают, – отметил в своем выступлении член дорожной группы, старший преподаватель инженерного факультета Вятской ГСХА Теймур Новрузов.
– Буквально недавно проходило совещание по газоснабжению районов. Уже в ближайшее время планируется сделать четыре газовых заправки, – прокомментировал министр, отметив, что «это пока первые ласточки».
Однако у руководителей КПАТа – бывшего и нынешнего – мнения о этому вопросу не совпали.
– По поводу перевода автобусов на газомоторное топливо не все так однозначно, – поделился Денис Пырлог. – К сожалению, наши российские заводы еще не научились делать двигатели на газомоторном топливе, которые смогли бы отходить хотя бы больше 150 тысяч км. Насколько знаю, сегодня и у КПАТа, и у АТП по нескольку единиц вышли из строя именно газовых. В итоге вся эта экономика, к сожалению, улетучивается из-за затрат на ремонты, потерь перевозчиков в период простоя транспорта. Знаю как минимум трех перевозчиков в Кирове, которые свои газовые автобусы продали или продают. Я один из первых в Кирове лет шесть назад начал экспериментировать с газовыми автобусами. Не все так однозначно.
– Почему использование таких автобусов нереально для районов, – добавил Игорь Леушин. – К таким предъявляются особые требования: дополнительно необходимо диагностическое оборудование, даже по ценам пятилетней давности примерно на миллион. Особые требования к ремонтным зонам – счетчики, датчики утечки газа и прочее. Это опять же вопрос финансирования, так что для мелких предприятий нереально.
– Мы понимаем, что водитель против газа по одной простой причине: солярка экономится, особенно на магистралях, а газ, сколько ни экономь, деть некуда, – обозначил еще один нюанс Леонид Перминов.
И прокомментировал озвученное Денисом Пырлогом: «При правильной регулировке газовой аппаратуры транспорт ходит не меньше, чем обычный бензиновый. Конечно, несколько меньше, чем на дизеле, но и цена на топливо в три раза ниже».
– Автобусы на газомоторном в обслуживании дешевле. Из некоторых сегодняшних ЛиАЗов, согласен, перегреваются головки, но на них гарантия на 3 года и 150 тысяч км. Есть четыре автобуса, которые «встали», однако они выйдут на линию на днях. Замена гарантий головок идет 10-20 дней, – сказал первый заместитель гендиректора «КировПассажирАвтотранс» Михаил Кислицын.
При этом отметил, что НефАЗы сразу с газовым двигателем, по ним «проблем вовсе не вижу».
– А так – да, газовые дешевле. Я поработал на дизельных, когда износ техники был 94%. Сейчас на газовых – даже не подлежат сравнению. Посчитал экономику – дешевле. Проблемы возникают и с новыми, и с дизельными. Ничего страшного, решаемо, – добавил Кислицын.
Точка возврата
– Что у нас в Кирове происходит с троллейбусным парком? – поднял еще одну тему Константин Ситчихин, обращаясь уже к городскому перевозчику – генеральному директору АО «Автотранспортное предприятие» Дмитрию Катынову.
– Согласен со мнением общественности: троллейбусный парк необходимо сохранять. Хотя бы и по той причине, что он влияет как на энергетику региона, так и на развитие смежной промышленности, – сразу обозначил позицию Катынов.
И пояснил с точки зрения экономики:
– Если рассмотреть худший сценарий, что троллейбусного парка нет. Тогда порядка 100 млн рублей в год будут перераспределяться на других потребителей, отразятся на кВт/ч. Потребители энергетики Кировской области – частные лица и промышленность, частники субсидируются промышленностью. И эта нагрузка в 100 млн рублей ежегодно скорее всего ляжет на другие предприятия.
Затронул и «глобальные тенденции»:
– Те же Китай, Европа идут по пути развития троллейбусного парка. Эту же тему обозначает президент Владимир Путин в своих посланиях во время публичных выступлений. Думаю, поперек колеи идти неправильно и необходимо принимать все усилия по сохранению и даже расширению троллейбусного парка.
Поскольку дискуссия в рамках круглого стола была «открытой и напрямую», охарактеризовал текущее состояние парка и рассказал о «точке невозврата»:
– Сейчас троллейбусный парк Кирова находится на своих минимальных экономических показателях. Ежегодно сокращается число и маршрутов, и единиц транспорта, и протяженность троллейбусной сети. Если при наличии инфраструктуры количество троллейбусов по городу будет меньше 60-ти, тогда ситуация станет критической и приравняется к клинической смерти этой отрасли.
– Нельзя уничтожать троллейбусное производство. Надо расширять, чтобы не 66 было единиц транспорта, а 88, через год 100. Тогда будет экономически выгоднее, отдачи будет больше, и со временем вложения окупятся. Да, троллейбус при покупке дороже, но в среднесрочной перспективе с троллейбусным парком лучше и быстрее, – однозначно озвучил член ОПКО Николай Семеновский.
Во время дальнейшего обсуждения темы троллейбусов чиновники заверили, что организационные шаги для попадания в федеральные программы на получение финансирования делаются. В частности, по выделенной полосе.
Для формирования анонсированной в начале мероприятия единой федеральной программы участникам в течение недели предложили сформулировать предложения, которые войдут в итоговый документ. Озвученные на круглом столе в него тоже попадут. Понятно, не все, но их наконец-то удалось озвучить.
PDF-версия свежего номера: https://www.calameo.com/read/004857365dd9e91e7c0ab