Дмитрий Ухин:  «Нововятский проект – это не ликвидация скважин, а грамотная диверсификация источников поставки воды»

Дмитрий Ухин: «Нововятский проект – это не ликвидация скважин, а грамотная диверсификация источников поставки воды»

27.07.2021 16:54:57 1012 0

21 июля в эфире радио «Киров Град» 16+ (региональный партнер «Эха Москвы») директор МУП «Водоканал» Дмитрий Ухин рассказал о том, как проходит реализация программы «Чистая вода» и какое будущее уготовано системе водоснабжения Нововятска.

Ольга Балезина: Добрый день! Дмитрий, хочется поговорить предметно: что представляет собой федеральный проект «Чистая вода» и насколько мы в нем? Кроме жителей Нововятска, будет ли «чистая вода» у кого-то еще в городе Кирове? К 2024 году 99% населения городов должно быть обеспечено чистой водой. Как вы считаете, достигнем ли мы этого показателя?

Дмитрий Ухин: Добрый день! Чистой водой у нас обеспечено уже практически 99% населения. Данная программа финансируется за счет федеральных средств. МУП «Водоканал» выступает в этой прог-рамме в качестве организации, которая заказывает проект и проектирует сами сети водоснабжения. А вот реализовывать готовый проект будет уже непосредственно администрация за счет федеральных средств.

Ольга Балезина: То есть мы уже в проекте и деньги под нас есть?

Дмитрий Ухин: Все верно, у федерации есть деньги. В этой прог-рамме 3 проекта: первый и самый большой – нововятский проект. А именно, реконструкция системы водоснабжения. Второй – Коминтерн (заречная часть), заведение воды с Корчемкино в Коминтерн. И третий –
замена скважины в Ганино на воду из Корчемкино.

Сейчас более подробно расскажу о той ситуации, которая сложилась в Нововятске. Ходит много слухов, что мы хотим убрать артезианскую воду и заменить на воду из Корчемкино. На самом деле – нет. Проблема намного глубже. Сама система артезианского водоснабжения разрабатывалась в 60-70-е годы, т.е в советское время. И до сих пор нет утвержденной оценки запасов подземных вод. Юридически никто не может сказать, сколько воды есть и насколько ее хватит.

Когда мы приняли объект, этих данных не было. Сейчас мы уже отыграли 3 конкурса по оценке запасов подземных вод. Также в рамках этого проекта мы будем утверждать зоны санитарной охраны. В Нововятском районе – Радужный плюс Нововятск, есть 45 действующих скважин, то есть их всего 55, но 10 выведены из эксплуатации, мы пытаемся понять, что же с ними не так.

Если смотреть в старой схеме водоснабжения, изначально нововятский проект был таким – прямая труба с водозабора в Корчемкино. Но люди не хотят этого, мы прислушиваемся к их мнению. И сейчас есть другое решение – соединение всех возможных источников водоснабжения в Нововятске. Нововятск, Радужный – это перспективные районы для строительства, и существующих объемов воды там не хватит. Поэтому нужна диверсификация, чтобы мы могли в любой момент дать дополнительный объем. Есть возможность получить федеральный деньги и реализовать эту программу. В чем плюс: федеральные деньги не утяжеляют тариф. А значит, жители не будут переплачивать

Ольга Балезина: Давайте поговорим вот о чем – жителям нравится вода из скважин, подземных источников, а не из речки. Действительно ли она чище и лучше?

Дмитрий Ухин: Если мы говорим про СанПин, то вода в Корчемкино лучше и полностью соответствует всем нормам в отличие от Радужного и Нововятска. Во-первых, из-за уровня природного содержания бора. Вторая проблема – загрязненность вод. Давайте посмотрим, в Корчемкино вода добывается, чистится, хлорируется и идет в сеть. В Нововятске такой системы не было никогда, априори считается, что там вода чистая. Но мы посмотрели, и из 45 скважин 26 находятся в черте города, соответственно, не соблюдаются зоны санитарной охраны. А я напомню, что в радиусе 30-50 мет-ров от скважины не должно быть никаких строений. Поэтому мы начали мониторить состав воды по микробиологическим показателям в ежедневном режиме. Мы заметили тенденцию, что во время паводкового периода и после дождя повышается уровень микробиологии в воде, ее качество ухудшается, что говорит о том, что скважины ненадежно защищены и воду необходимо хотя бы минимально хлорировать и обеззараживать.

Ольга Балезина: То есть это сейчас будет происходить на постоянной основе?

Дмитрий Ухин: В паводковый период точно. Мы купили 4 системы автоматического дозирования гипохлорита. Конечно, мы не будем их включать, если будем уверены, что вода безопасна. Мы ни в коем случаем не хотим лишать людей привычной воды. Наша цель – сделать её максимально безопасной. И тут нам как раз в помощь федеральная программа «Чистая вода».

Ольга Балезина: Кстати, о «Чистой воде»! На какой стадии сейчас находится проект?

Дмитрий Ухин: Сейчас идет стадия активного проектирования, до конца года мы должны провести гос. экспертизу, и в 2022 году начнется финансирование. Планово в 2023 году должно начаться строительство, закладываем 2 года на этот процесс, вот и получается декабрь 2024 года – 2025 год. Плюс, по словам администрации, вполне вероятно, что к этому времени может быть готов Куменский водовод.

Ольга Балезина: Дмитрий, насколько вообще реально успеть отстроить все за 2 года? Вспомнить хотя бы историю Куменского водовода – ей более 10 лет! Сложностей было множество, в том числе финансовых. Каковы шансы не попасть в такую же историю?

Дмитрий Ухин: При выборе коридора трассы мы пошли по полям, сейчас там нет застройки, поэтому у нас 80% трассы будет идти не по застройке, а по чистому полю. Уже сейчас мы понимаем, где будет дорога, поэтому будем идти вдоль обочины. Почему мы еще ушли от первой трассы вдоль Советского тракта? Там невозможно пройти – кругом коммуникации. Мы специально искали открытый участок, поэтому в данной ситуации 2 года – это нормальный срок. В этом плане сложнее проект будет в Коминтерне.

Ольга Балезина: Вот! Расскажите, что нас здесь ждет.

Дмитрий Ухин: Для проекта по Коминтерну надо будет от БЦ «Крис-талл» проколоть под Вяткой и выйти с той стороны. Сложный, но интересный проект. В России такие проекты уже реализуются.

Ольга Балезина: Что-то уже предпринимается по данному проекту?

Дмитрий Ухин: Сейчас проект готов на 100%, идут публичные слушания, которые закончатся на этой неделе, и мы сразу зайдем на экспертизу.

Ольга Балезина: А кто участвует в публичных слушаниях?

Дмитрий Ухин: Организует пуб-личные слушания, конечно, администрация города Кирова, а участвуют жители. На сайте вывешиваются проекты, и люди могут задавать свои вопросы относительно участков, трассы. Но насколько я знаю, вопросов по Коминтерну не было. Далее мы заходим в гос. экспертизу, они смотрят и подтверждают стоимость либо корректирует ее. Формируется конечная цена, далее Министерство строительства и ЖКХ формирует заявку на получение федеральных средств. Выделяются средства, играется конкурс на подрядно-строительные работы. После стройки город принимает работы и предает нам хозяйственное ведение в эксплуа-тацию. Отмечу, что мы в процессе строительства не участвуем.

Эта программа долго буксовала из-за того, что у администрации не было денег и никто не мог сделать проект. Мы взяли на себя обязательства по проектам. И вот мы уже на финальной стадии: по Ганино мы уже зашли на экспертизу, по Коминтерну – через пару недель и Нововятск – в конце года.

Три проекта достаточно тяжелые. Возьмем, например, Ганино: сложно проектировать сети, потому что мы работаем в уже существующем городе, сложно учесть интересы всех ресурсных организаций. Ведь там и электросети, и тепловые сети, и связисты... У каждой организации есть охранные зоны. Процесс сложный и долгий. Вот уже почти полгода мы занимаемся согласованием.

Ольга Балезина: Дмитрий, меня все-таки интересуют инженерные решения по Коминтерну. Кто разработал решение пробурить канал под Вяткой?

Дмитрий Ухин: Во-первых, проектированием занимаются три разные организации: в Коминтерне – проектная организация из Иваново, Нововятск проектирует организация из Москвы, а Ганино проектирует местная организация – ПМК 411.

Если говорить по Коминтерну, там не было другого решения. Сейчас водовод идет по Старому мосту – в теле моста лежит труба. Это достаточно спорное решение, воды там не хватает – труба маленькая. Поэтому варианта рациональнее, чем прокалывать под Вяткой, просто нет. Коминтерну нужно больше воды, это также перспективный район для застройки. Уже сейчас там не хватает воды и мощностей системы канализации под будущую застройку. Там есть прекрасная организация – Аква ДСК со своими скважинами, но они питают район и больше воды у них нет. Поэтому ту воду мы трогать не будем, жители могут не беспокоиться. Мы будем менять наши скважины, где вода не соответствует СанПин.

Не будем забывать про Субботиху. Там тоже дефицит воды, особенно, когда летом начинается сезон полива. Но это мы с вами говорим именно про проект «Чистая вода». Не будем забывать о том, что перед нами стоит важнейшая задача – разработать инвестиционную программу и начать ее реализовывать с 2022 года.

Ольга Балезина: То есть у вас как у гарантирующего поставщика должна быть инвестиционная программа?

Дмитрий Ухин: Мы считаем, что это обязательный момент. Сейчас мы сделали 10-летнюю программу «Горизонт», с учетом инфляции – это 8 млрд рублей на 10 лет. Достаточно амбициозная программа, но она несет в себе реконструкцию практически всей системы: реконструкция очистных сооружений водопровода в сл. Корчемкино, автоматизация всех насосных станций, управление ими, мониторинг. Обновление очистных сооружений и канализации. Вопрос экологии для нас также важен.

Ольга Балезина: Давайте заглянем в будущее. С приходом программы «Чистая вода» что изменится для жителей, например, через 5 лет?

Дмитрий Ухин: Задача наша на 5 лет – обеспечить жителей водой 24 часа в сутки и снизить аварийность. Также восстановить закольцовки. Это даст жителям возможность всегда оставаться с водой, а нам спокойно заниматься своей работой – обес-печивать жителей чистой, вкусной и качественной водой.

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 

Также читайте