Достойный сын своего отца
«25,5% акций Уржумского СВЗ -далеко не лакомый кусок» - считает президент Вятской ТПП Николай Липатников. Свою позицию по вопросу продажи акций, принадлежащих Кировской области, Липатников озвучил во вторник в Октябрьском суде, где его допросили в качестве свидетеля по делу УСВЗ. Заслушали также показания директора филиала №2 ОАО «Концерн «Алмаз-Антей» Эдуарда Носкова и председателя комитета по аграрным вопросам областного Заксобрания Николая Киселева.
Не лакомый кусок
Первым свидетелем, допрошенным по делу Уржумского СВЗ на этой неделе стал бывший гендиректор ОАО «Яранский СВЗ» Виктор Хихель. Он пояснил, что в 2008 — 2009 году яранский завод являлся акционером «Уржумского СВЗ». Пакет акций — 20,2%, выкупленный у Слободского СВЗ, обошелся в свое время предприятию в 40 млн рублей. В дальнейшем в результате допэмиссии пакет был размыт до 6%. В 2009 году служба судебных приставов оценила этот пакет в 15-16 млн рублей.
Напомним, что в 2010 году принадлежащие Кировской области 25,5% акций УСВЗ были проданы за 98 млн рублей, эту сумму следователи посчитали заниженной. Кстати, как пояснил Хихель, об этой истории он знает исключительно из СМИ. Между тем, отвечая на вопрос адвокатов он уточнил, что в 2010 году, когда решался вопрос о продаже акций, никто не обращался к нему с просьбами «не участвовать в аукционе».
Аукцион по продаже акций УСВЗ вообще вряд ли кому-то был сильно интересен, заявил в суде президент Вятской ТПП Николай Липатников (его допросили во вторник):
- На мой взгляд 25,5% акций за 98 млн - это совершенно неинтересная покупка, - отметил Липатников. - Решение правительства об избавлении от непрофильных активов мне понятно. Что же касается выгоды покупателя, то я бы не сказал, что 25,5% акций УСВЗ — это лакомый кусок. Такой пакет дает владельцу довольно ограниченные права. Рентабельность завода тоже, насколько я знаю, не очень высока. Сегодня в целом рынок алкогольной продукции в России сложный. Более привлекательный с точки зрения инвестиций Слободской СВЗ и то продали за 39 млн.
Далее, отвечая на вопросы, президент Вятской ТПП не смог пояснить, имеет ли Олег Березин отношение к деятельности Уржумского СВЗ и к покупке акций. А вот на положительные характеристики в адрес Березина как гражданина и депутата Липатников не поскупился. В частности, он отметил, что Березин был советником палаты и его часто привлекали в качестве эксперта, консультанта, а на последнем собрании даже избрали членом правления Вятской ТПП. Особо президент палаты подчеркнул отзывчивость подсудимого в вопросах благотворительности.
- Для меня особенно ценно, что его не надо уговаривать. Человек быстро реагирует на такие просьбы и обращения, - рассказал Николай Михайлович.
Попову, Деветьярова и Косулина Липатников также охарактеризовал, как «специалистов высокого профессионального уровня», которых палата так или иначе привлекала к сотрудничеству.
Нужны были деньги
Эдуард Носков, выступая свидетелем в суде (в 2010 году, когда состоялся аукцион, Носков работал зампредом правительства), подробно пояснил позицию правительства области по вопросу приватизации акций завода:
- 2010 год с точки зрения бюджета был непростым. Трудности в мировой экономике существенно сказались на поступлениях в бюджет Кировской области, увеличивался дефицит бюджета, и необходимо было принимать оперативные меры к сокращению этого дефицита. Кроме того, стояла общая задача реализовывать политику приватизации непрофильного имущества. Эти факторы стали основными при принятии правительством решения о внесении изменений в бюджет и в программу управления имуществом (в частности, решения о приватизации пакета акций УСВЗ), - рассказал Носков.
Он особо подчеркнул, что подобные «внесения изменений» - вовсе не единичный случай, корректировка программы приватизации в течение года — привычное явление. А предложения о приватизации пакета акций УСВЗ активно обсуждались и в предыдущие годы. Что же касается суммы, которую правительство планировало получить от продажи, то ее прогнозировали в размере 90 млн рублей: «Это была минимально-разумная сумма».
По словам Носкова, согласование программы приватизации было получено в правовом управлении правительства, Минюсте и прокуратуре области.
- Вы как член правительства могли не согласовать решение правительства о внесении изменений в программу приватизации? - поинтересовалась у Носкова сторона защиты.
- Были такие прецеденты. Но по этому объекту я никаких оснований для отказа не усматривал, - ответил Носков.
- К вам лично Арзамасцев, Березин подходили с просьбой согласовать постановление правительства о внесении изменений в программу приватизации?
- Такого не было, - подчеркнул зампред, опровергая версию следствия о том, что Олег Березин через Константина Арзамасцева поспособствовал продаже 25,5% акций УСВЗ.
«Березин - достойный сын своего отца»
Накануне суд заслушал также депутата областного Заксобрания, председателя комитета по аграрным вопросам Николая Киселева. Тот пояснил, что в ноябре 2010 года на рассмотрение в комитет поступал законопроект о коррекции бюджета в связи с продажей пакета акций:
- Это обязательная процедура. Сумма, которую правительство планировало получить за пакет акций, нас интересовала и мы ее знали. Речь шла о 90 миллионах. Депутаты имели полное право не принимать корректировки в бюджета. Если бы изменения в бюджет не были внесены, процедура аукциона была бы незаконна.
Что касается личностных характеристик Березина, то Киселев назвал его «достойным сыном своего отца», уточнив, что знает Олега Юрьевича как немногословного, авторитетного, ответственного депутата, у которого всегда есть четкая позиция по тем или иным вопросам.
Высокого мнения о Березине и председатель Законодательного собрания Ленинградской области Сергей Бебенин, который также выступил в суде во вторник в качестве свидетеля. Он пояснил, что знаком с обвиняемым с 2008 или 2009 года.
- Это патриот вятский, честный, порядочный человек, - отметил Бебенин.
Как и остальные свидетели защиты, он указал на благотворительные начинания депутата (в частности, Березин был инициатором создания Вятского землячества в Ленинградской области, поддерживал поисковый отряд и другие проекты), а вот о бизнесе Березина пояснить ничего не смог. «Эти вопросы мы не обсуждали, меня его бизнес мало интересовал», - заявил Бебенин. В свою очередь гость из Санкт-Петербурга рассказал суду о попытке продать спиртзавод «Веда» в Ленинградской области. Это современное предприятие с передовыми технологиями и новым оборудованием, однако до сих пор его не удается продать (завод выставлялся на продажу за 100-120 млн).
- Уверен, что суд вынесет справедливое решение, потому что Олег Юрьевич много полезного может сделать для вятской земли, - заключил Сергей Бебенин.