Февральские культурные головоломки от портала Nadasuge.ru
06.02.2015 14:02:00
1815
0
"Левиафан" Звягинцева, биографичная головоломка "Игра в имитацию", ультрасвет фотографа-философа, Зимнее междуречье и театральный Кен Кизи.
Кино
Левиафан. Мрачная и мощная история об отношениях россиян друг с другом, с государством и с православием.
Этот фильм — сумма всех страхов российского кинематографа и русского общества. Сюжет напоминает о "Долгой счастливой жизни" Хлебникова, тур де форс несправедливости и произвола — игровые картины Лозницы; Алексей Серебряков, спрашивающий у священника: "Ну и где твой Бог?", — уже задавал похожий вопрос в "Груз 200".
Но "Левиафан" — довольно мощное обобщение, в котором собраны ответы на многие вопросы о русской жизни, и обо всем говорится в лоб, чтобы не оставалось недомолвок. С одной стороны, это безжалостный социальный и политический комментарий. С другой — сохранилась присущая картинам Звягинцева экспортная метафоричность, и отшлифованные волнами кости Левиафана, выброшенные на берег, — лучшее тому доказательство.
Хорошее в персонажах здесь соединяется с дурным, и это делает их выпуклыми, живыми, узнаваемыми людьми, а не картонными фигурками, иллюстрирующими режиссерские идейные построения. Что еще важнее, картина отнюдь не сводится к критике "плохого государства", Левиафана из заглавия ленты. Звягинцев напоминает, что монстр живет в каждом из нас. У кого-то он размером с Годзиллу, а у кого-то – с горошину, но у каждого свои грехи, у каждого свой крест. И грехи всего мироздания, какими бы чудовищными они ни были, не извиняют грехов простых людей.
Игра актеров более чем отличная, оператор Михаил Кричман создает поэзию из света и его отсутствия, а опера Филипа Гласса 1983 года "Akhnaten" электризует действие. Звягинцев, в свою очередь, воссоздает библейский сюжет в контексте современности, наделяя смыслом каждую мельчайшую деталь на экране.
Перед нами крупное произведение, выламывающееся из канонических рамок, которое олицетворяет вид экспериментального и интимного кинематографа, превосходящее все языковые барьеры и любые другие границы.
Игра в имитацию. Биографическая головоломка.
Кино о секретах, о тайнах, о становлении человека и о том, что есть человеческое.
Всякий, кому хоть раз пришлось столкнуться с историей Алана Тьюринга, задавался вопросом, почему о нем еще не снят фильм. Вопрос закрыли норвежский режиссер Мортен Тильдум и американский сценарист Грэм Мур.
Создать образ ученого такого масштаба нелегко: одно неосторожное движение и можно нечаянно вырезать его по лекалу гения-безумца. Видеозаписей Тьюринга нет, поэтому изобретать его пришлось по осколкам чужих воспоминаний и по его собственным письмам: характер собирался по кусочкам, как пазл.
Остроумные диалоги и замысловатый параллельный монтаж, соединяющий воедино три разных периода жизни Тьюринга, насыщают пространство фильма необходимым напряжением и разглаживают все стереотипные стилистические складки.
Жизнь Алана - это отчаянная попытка показать, что ни физическая сила, ни власть предубеждений не могут управлять миром, что нельзя отменить человеческую природу, нельзя аннулировать воспоминания и растоптать человеческую волю. Право быть таким, какой ты есть, делать то, что ты хочешь делать, отстаивается в этом фильме с первой до последней минуты, с первых же слов монолога Алана Тьюринга, которым открывается "Игра в имитацию": "Вы будете слушать меня внимательно и не будете меня осуждать".
Над кукушкиным гнездом
"Театр на Спасской" 7 февраля в 18 часов предлагает зрителям посмотреть свою версию знаменитого романа Кена Кизи "Над кукушкиным гнездом".
Кого считать нормальным, а кого душевнобольным? Каким образом осуществляется эта градация в современном обществе? А может, оно само тяжело больно, а пациенты психиатрических клиник – просто неугодные, и как раз таки их только и можно назвать нормальными…
Лейтмотивом спектакля является противопоставление себя системе, преодоление страха пред смертью и большой вероятности быть непонятым, отвергнутым. Удастся ли героям после смерти их идейного вдохновителя Макмерфи остаться самими собой и обрести свободу?..
Ответ на эти и другие вопросы думающая публика найдёт на спектакле.
Ультрасвет
Павел Смертин – фотограф-философ, в творчестве которого есть “и линия Брейгеля, и неуловимая задумчивость Тарковского”.
Павел – уроженец Вятки (1969), долгое время был фотографом газеты “Вятский край”. Затем перебрался в Москву и в течение девяти лет работал фотокорреспондентом в издательском доме “Коммерсантъ”.
Представленная кировскому зрителю выставка носит название “Ультрасвет” не случайно. По словам Павла “…это метафора невидимого света. Света, которым пронизано всё. Чтобы видеть его, надо открыть и сохранять в себе эту возможность”. Фотографа интересует особый момент погружения человека в себя, момент задумчивости и сосредоточенности на том, что происходит в это самое мгновение внутри человека. Именно это и становится сюжетами фотографий автора.
Для кировской публики фотографии Павла Смертина – хорошая возможность посмотреть в зеркало жизни и увидеть самих себя, погрузиться в особый момент внутреннего разговора с самим собой.
Выставка Павла Смертина в Кирове стала второй персональной после почти двадцатилетнего перерыва. На ней представлены 50 чёрно-белых фотографий разных лет, сделанных в Вятке.
Для лучшего погружения в мир фотографий Павла Смертина на выставке присутствует музыкальное сопровождение.
Сроки проведения выставки: с 4 февраля по 8 марта 2015 года. Место проведения: Выставочный зал ВХМ .
Зимнее междуречье
Фестиваль авторской песни "Междуречье" ежегодно летом собирает сотни авторов и любителей современной музыки.
Согласитесь, несправедливо, что морозной зимой слушатели не могут насладиться наполненными смыслом, греющими душу, своеобразными песнями. Организаторы фестиваля - Галерея Прогресса, решили это исправить и устроить "Зимнее междуречье".
Здесь, как всегда, будет править его величество талант, которого не лишены позитивные и социально активные личности. И молодёжь, и старшее поколение смогут услышать здесь свою музыку, которая не только объединяет, но и воспитывает, учит доброте и толерантности.
Подарите себе праздник, насыщенный только положительными эмоциями! Суббота, 7 февраля, 18:00.
По страницам любимых оперетт
Добро пожаловать в атмосферу тепла, романтики и скрипичных ключей. Выставочный зал музея Васнецовых приглашает на традиционные вечера “Музыкальная гостиная”.
7 февраля в 16:00 состоится первая встреча. Это будет не просто концерт, а большая программа с живым вокалом. Гостья вечера - Марина Назарова, женщина с невероятно сильной энергией. Она представит свою новую программу “По страницам любимых оперетт”.
Окунитесь в атмосферу шарма.
E.S.M. QUINTET
Вот уже третий год подряд “Книжный клуб 12” устраивает для своих всегда долгожданных гостей концертные вечера. За эти три года вам пришлось увидеть и услышать многое, открыть для себя удивительную музыку и познакомиться с талантливыми людьми. Каждый такой вечер приносил радость и удовольствие, оставляя о себе самые тёплые воспоминания.
Три года – это большой срок. Именно поэтому “Книжный клуб 12” 6-го и 7-го февраля отмечает трёхлетие своих концертов. Отмечает по-особенному. В эти дни всех гостей с 20:00 будет ждать встреча с удивительными людьми – молодыми и талантливыми музыкантами из Москвы, Санкт-Петербурга и Екатеринбурга, представляющими один джазовый проект "E.S.M. Quintet". Они будут исполнять для вас лучшую музыку в стиле mainstream jazz.
Это будут интересные и необычные концерты. Приходите обязательно!
Джазовый смычок
Что мы представляем при слове "джаз"? Тёмные подвалы запретного американского города, запах дорогих сигар, тихие разговоры, дамские причёски «паж», женщин в вечерних платьях. Блёстки, стразы, хорошее виски из-под полы. От слова "джаз" веет чем-то противозаконным, опасным... И от этого оно столь притягательно.
Джаз – это мастерство, умение удержаться на тонкой грани между наслаждением и пороком. Умение поймать ноту, пока она ещё не достигла дна.
7-го февраля с 18.00 со сцены Филармонии нам покажут, что такое настоящий джаз. Народный артист России Даниил Крамер и его фортепиано. Его партнер из Нидерландов – Тим Клипхаус со своей джазовой скрипкой. И, естественно, контрабас Сергея Васильева. Они посвятят нас в величайшую тайну – тайну истинного джазового звучания.
Дарья Мееркова, Анна Эль-Хашем, Дмитрий Мячин
Концертный зал органной и камерной музыки готов предоставить новую программу для своих верных слушателей. 6 и 7 февраля в 17:00 для вас - лауреаты всероссийских и международных конкурсов (Дарья Мееркова (орган), Анна Эль-Хашем (сопрано), Дмитрий Мячин (фортепиано) из Санкт-Петербурга прибыли в наш край, дабы усладить наш слух воспроизведением классики.
В программе произведения величайших композиторов: И.С.Баха, М.Мусоргского, М. Равеля и других. Их произведения на органе исполнит Дарья Мееркова дуэтом с Дмитрием Мячиным.
Арии Генделя, стихи В.Гюго, наложенные на музыку Ф.Листа, песни Э.Шоссона и другие вокальные произведения донесет до нас Анна Эль-Хашем, чей голос поразил не только русского слушателя. Анна Эль-Хашем - победительница международного конкурса Елены Образцовой. Ее голос проникает в сердца слушателей, пробуждая в них тягу к прекрасному.
Вятские мотивы. За тремя морями
Нельзя не любит живопись, ведь образы в этом искусстве невероятно наглядны и убедительны. Живопись - один из самых сложных видов изобразительного искусства. Художник может часами стоять у пустого холста и месяцами писать уже придуманный образ.
Живопись — это королева на каждой выставке, ей нет равных. Художник Петр Серкин работает именно в этом направлении. Свои картины он решил и выставить на суд зрителей в Выставочном зале ВХМ. Выставка носит название "Вятские мотивы".
По соседству с ним пристроился его лучший друг Сергей Клеймана, автор арт объектов. Они вместе придумывали эту выставку, дополняли и создавали ее с нуля. Как результат — единый организм, который оживет на глазах кировчан.
Четкий модернизм, простота и грация! С 5 февраля по 8 марта.
Главный редактор nadasuge.ru
Юлия Губарева