Информационное противостояние

09.02.2011 1512 0
Развитие глобальной сети грозит оставить традиционные СМИ без собственной ниши.

Участники «Круглого стола»:

Александр Мосунов, исполнительный директор телекомпании «43 регион»
Сергей Лузянин, депутат Заксобрания Кировской области, блоггер
Елена Урматская, глава департамента информационно работы правительства Кировской области
Владимир Семенов, директор ГТРК «Вятка»
Василий Смирнов, главный редактор газеты «Вятский край»

Интернет способен вывести людей на улицы. На днях в этом убедились власти Туниса и Египта. Интернет способен развлекать, информировать, давать всю палитру мнений и ничего не навязывать. То, что многие СМИ отстают от него уже «на голову», показал взрыв в Домодедово: первые подробности люди получали через «всемирную паутину», а первое видео с места терракта было снято на мобильный телефон. По всем признакам, Россия не осталась в стороне от общемирового тренда, когда отток аудитории традиционных СМИ (особенно телевидения) в интернет носит столь явный характер и ставит под угрозу существование первых.

Не тот тренд

Владимир Семенов:
- Действительно, подобный тренд наблюдается не только в России (увеличение пользователей интернетом и черпающих информацию преимущественно оттуда), но этот процесс идет «в ногу» с техническим прогрессом по мере компьютеризации населения. Наиболее активные его участники – школьники, студенты, служащие, уже не представляющие свою жизнь без компьютера. Интернет следует относить к более широкому понятию – к средствам массовой коммуникации (СМК). И независимым, как и другие СМК, в том числе и СМИ, он не является. Конечно, многие материалы, размещаемые в сети, никто не редактирует. Но за такую свободу «расплачиваются» пользователи, сталкиваясь постоянно с валом спамовского мусора, нецензурной лексикой, предложениями сомнительных услуг, игр, писем «счастья»... Предположение, что интернет может стать абсолютной альтернативой традиционным СМИ, сродни предположению героя фильма «Москва слезам не верит», утверждавшего, что не будет ни кино, ни театров, останется только «одно сплошное телевидение».

Александр Мосунов:
- Если такой тренд и существует, то вряд ли в него вовлечено значительное число людей. Почему? Люди, которые уходят в интернет, они наиболее мобильные и активные, и поэтому это так заметно. Они создают видимость большого движения. Однако подавляющее большинство людей про подобную тенденцию даже не слышали. И легенда о том, что наступает Эпоха интернета - это всего лишь легенда  Что касается Домодедово, то я давно говорю, что у нас в России по большому счету отсутствуют новости прямого эфира. И это естественно, что в интернете появились первые данные о теракте: выложить информацию в сеть технически менее затратно, нежели выпустить сюжет. Мне трудно судить об оперативности журналистов Москвы, у них другая специфика, но хочется отметить, что на самом деле невероятно легко устроить массовую истерию, а вот подать оперативно точную и объективную информацию — невероятно сложно. Я всегда стараюсь придерживаться принципа - главное не навредить. К сожалению, многие СМИ любят устроить истерику на ровном месте, где это особо и не нужно, а последствия при этом могут быть печальными.

Елена Урматская:
- Я тоже не соглашусь с тем, что интернет вытесняет телевидение. Таких ресурсов, которые бы составляли реальную альтернативу телеканалам (то есть с картинкой высокого качества, комментариями специалистов), в глобальной сети пока немного. Так что по крайней мере в ближайшем будущем, думаю, телевидение не утратит свою популярность. Сложнее приходится печатным СМИ - они серьезно уступают в оперативности интернету и телевидению. Однако у них есть своя сильная сторона – возможность анализа, сопоставления фактов, глубокое изучение темы. Не скажу, что это недоступно интернет-источникам, но все-таки последние больше тяготеют к «коротким» жанрам.

Василий Смирнов:
- Интернетизация населения, соответственно, оперативное получение новостей из сети -  это объективная реальность, как ни крутись, но будущее за электронными средствами массовой информации. Когда произошел теракт в Домодедово, я находился в Москве, и узнал о нем лишь спустя час после его совершения. Правда, по звонку знакомых. Это Москва... Но если взять вятскую действительность: не дай Бог, случись что-то подобное где-нибудь в Афанасьевском районе, вряд ли кто-то узнает об этом из твиттера или из социальных сетей. Это произойдет не скоро. Не забывайте, что существует еще старшее поколение, привыкшее к традиционным СМИ, оно лишь им и доверяет. Поэтому я бы не стал противопоставлять одно другому. И, к тому же, мировые новости можно узнавать из интернета, но то, что происходит в твоем районе, округе, никто, кроме районной газеты и районного радио, не донесет.

Сергей Лузянин:
- Да и мне не верится, что в Кировской области население уж настолько активно интернетизируется. Я лично присутствую в сети, участвую в  различных обсуждениях в рамках реального времени, поэтому могу оценить уровень проникновения общественности (особенно вятской) в сеть интернет. Всех пользователей, участвующих в обсуждениях на кировских сайтах, можно смело делить на четыре: зачастую один и тот же человек пишет под разными никами. Да и говорить о том, что интернет-аудитория - это самая «продвинутая, думающая, мобильная», я бы не стал, всемирная паутина стала доступна по деньгам, поэтому сегодня там можно встретить кого угодно - от учащегося ПТУ до профессора. «Ползать» по сети - совершенно не означает быть «продвинутым».

Василий Смирнов:
- Тем не менее, я считаю, что будущее за электронными средствами массовой информации. Они уже сейчас дают людям огромные возможности и в чем-то опережают традиционные СМИ. Хотя я, как журналист, выросший в эпоху печатных СМИ и больше доверяющий им, постараюсь, чтобы оно как можно дольше не наступило.

Сергей Лузянин:
- Вы сильно преувеличивайте значение интернета. Во время теракта в Домодедово 5 человек узнало информацию о нем из интернета, а 50 - от звонкой знакомых, друзей, родных. И вы сами это подтвердили. Говорить о постепенном перетекании аудитории традиционных СМИ можно, наверное, будет лет через 5-10, не ранее, и то не факт.

Это сладкое слово «свобода»

Александр Мосунов:
- Независимой прессы, даже интернет-прессы, не бывает вообще. В любом случае, СМИ зависит хотя бы от своего главного редактора, от его предпочтений. Если говорить о независимости от власти, то большинство из журналистов на сегодняшний день от нее независимы. Никто им не диктует, что снимать или печатать. Это легенда, кем-то выдуманная, непонятно лишь для чего. Не забывайте, что назвать человека вором можно только при соответствующем признании судом. Большинство наших коллег, к сожалению, не ждут никаких судебных решений. В этой ими же и придуманной погоне за сенсациями выдают в эфир что попало. А власть, как правило, требует лишь достоверной и неискаженной информации. Как правило, в этом и бывают разногласия между СМИ и чиновниками. Журналисты любят поговаривать, что они самые несчастные, на них постоянно давят и тому подобные вещи. Но есть же, например, радиостанция «Эхо Москвы», дают в эфир то, что считают нужным, несмотря на это работают много лет и никто на них не давит.

Елена Урматская:
- Также хочется добавить, что интернет не только независим, но зачастую и безответственен. Потому что в нем порой беспрепятственно и безнаказанно размещается информация, противоречащая действующему законодательству, в том числе оскорбления в адрес конкретных людей, заведомо недостоверная информация. И это огромный минус, потому что свобода, безусловно, - хорошо, но любая свобода предполагает и ответственность.

Василий Смирнов:
- Вы знаете, я бы вообще не стал интернет называть средством массовой информации, не говоря уже про независимость. В большинстве случаев он лишь является носителем информации. СМИ - это регулярно выходящее издание с набором своих уникальных авторов, позицией и прочим. В интернете зачастую тяжело отследить, через какое количество источников прошла информация, а где первоисточник. Коллектив авторов, коллектив единомышленников - вот то, что определяет настоящее СМИ.

Альтернативный источник

Владимир Семенов:
- По мере развития цифровых технологий будет создана возможность для телезрителей самим формировать свой телевизионный вечер из достаточно «богатого» телебанка передач и фильмов. Думаю, в недалеком будущем населению предложат некие синтезаторы телевизора и компьютера. Они будут предоставлять комплекс услуг и представлять из себя некого домашнего многофункционального помощника. Приобретать отдельно телевизор и обычный компьютер станет просто невыгодно. Но интернет никак не сможет не стать драконом-поглотителем ТВ или его альтернативой. Сеть (на основе новых технологий) значительно расширит возможности телевещателей, что позволит каналам, возможно, даже увеличить совокупную телеаудиторию, поскольку рост численности населения России - уже не прогноз, а реальность.

Александр Мосунов:
- Я думаю, что замена интернетом всех традиционных СМИ если и произойдет, то не в том смысле, в котором это нам сегодня видится. Не интернет станет альтернативой,  интернет станет лишь средством доступа к информации. Не сеть победит телевидение, а телевидение уйдет в сеть. Противоречие между традиционными СМИ и сетью выдумано бизнесом, желающим продвигать интернет-услуги.

Василий Смирнов:
- А вот мне, в отличие от коллег, очень сложно спрогнозировать, как пойдет развитие информпространства, поскольку на сегодняшний день в стране нет даже государственной информационной политики. СМИ является важнейшей частью нашего общественного сознания. У людей «едет крыша» от всей пестроты событий, мнений и неопределенности. Посмотрите, что сейчас происходит в Египте? Бунтует общественное сознание, не реализованное в политике. Если власти думают о своем государстве (оно для того и существует, чтобы об этом думать), его должны волновать вопросы мировоззрения своего поколения. Необязательно всех звать в одну партию, но дать определенную ясность в жизненно важных вопросах необходимо. Отсутствие информационной политики можно рассматривать как попытку нарушения целостности страны, поскольку если нас ничего не связывает в информационном поле, то какая же мы единая страна?

Кстати

Двупартийность
Ни для кого не секрет, что в России сегодня, по сути, есть две реальные и массовые партии: партия телевизора и партия интернета. Первая в большинстве своем голосует за Путина с Медведевым и любых единороссов. Вторая - относится к власти резко критически. Партия интернета быстро растет, партия телевидения пока стабильна. За 5 лет - с осени 2005-го по осень 2010 года - месячная аудитория интернета выросла на 165% - до 46,5 млн человек, что составляет практически 40% взрослого населения страны. Число активных пользователей интернета, заходящих в сеть хотя бы раз в сутки, увеличивается еще быстрее: осенью 2010 года таких было около 32 млн человек (за пять лет рост составил почти 370%). Правда, согласно опросам ВЦИОМ, партия телевизора все еще в лидерах: 92% населения по-прежнему узнают новости из телевизора, 20% - из иных СМИ и 15% - из интернета. Однако среди столичных жителей доля узнающих новости из сети уже радикально выше - 32%, у молодых в возрасте 18-24 года - 38%, у высокообразованных - 24%.  Так что, чтобы действительно как-то переломить ситуацию, «продвинутым пользователям» придется еще сильно постараться.

Подготовила
Светлана Муравьева
murraviova@yandex.ru

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 


Также читайте