«Квартира» все та же
120 лет со дня рождения Булгакова – это, конечно, повод для театральных постановок и киновозрождений, однако куда более важно то, что зритель, по мнению режиссера Драмтеатра Евгения Степанцева, до сих пор видит себя в героях писателя. А сколько же таких «зойкиных» квартир сегодня в каждом городе!
В начале 1920-х годов главная героиня действа 35-летняя вдова Зоя Денисовна Пельц с помощью типичных женских уловок и дачи взяток нужным людям открывает в шести комнатах своей квартиры швейную мастерскую. Однако, помимо того, что в ней создаются и продаются прекрасные туалеты и деньги вроде бы текут рекой, квадратные метры «ненароком» превращаются в публичный дом.
Манекенщицы принимаются на работу вовсе не для того, чтобы демонстрировать гостям модные новинки, китаец Херувим каждый день из прачечной приносит не только выстиранное белье, но еще и морфий, без которого не может жить Зоин любовник, бывший граф - Павел Обольянинов, а администратор ателье Александр Аметистов – настоящий шулер и аферист, готовый в любую минуту «продаться» за деньги.
Беззаботное веселье в квартире продолжается до тех пор, пока хитроумный китаец, казавшийся своим хозяевам тихим и послушным слугой, вдруг не убивает постоянного клиента «дома» - Гуся - Ремонтного (нэпмана, коммерческого директора треста тугоплавких металлов). «Прощай моя квартира», - с этими словами Зоя Денисовна с гордо поднятой головой терпит фиаско и отдается в руки полицейским.
И все это, что и характерно для многих булгаковских задумок, – дико смешно и одновременно чрезвычайно грустно. Спектакль выдержан в этом русле. Тем более опыт у Степанцева уже есть - он ставил «Зойкину квартиру» в 1997 году. Тогда спектакль пользовался у зрителя большой популярностью. Видимо, оставив поиски новых идей, Евгений Кузьмич решил (по выражению одного из кировских блогеров) дважды войти в одну реку.
Или Булгакова решили чаще проверять временем? Тем не менее, были сшиты шикарные костюмы, не подкачали декорации, актриса Наталья Исаева, вновь сыгравшая Зою Денисовну, получила заслуженные овации. Живой и колоритной оказалась игра Ирины Стародубцевой, специально приглашенной к нам из театра в Тверской области для исполнения роли Манюшки, горничной Зои. Своей харизмой она добавила в спектакль «изюма». Не хватило музыкальных «реплик» - подходящих для них пауз оказалось немало, и, видимо, решив в этот раз удивить зрителя хореографическими вставками, режиссер немного не рассчитал – «танцоры» мастерством не блистали.
Тем не менее, классика своего зрителя уже нашла и ее нынешняя постановка вполне отвечает определению жанра пьесы самим писателем: «Это трагическая буффонада, в которой в форме масок показан ряд дельцов нэпмановского пошиба в наши дни в Москве», - говорил о «Зойкиной квартире» Булгаков. С тех «наших дней» прошли годы, но что удивительно: все с такой же экспрессией актеры и режиссеры отдаются пьесе, и все так же зритель заливается смехом, узнавая в развратной квартире окружающую действительность. Интересно, изменится ли что-нибудь в «Зойкиной квартире» еще через 100 лет?