Цифровая маркировка товаров продолжает давать сбой

Цифровая маркировка товаров продолжает давать сбой

22.11.2020 13:30:03 1504 0
Цифровая маркировка товаров продолжает давать сбой –
несмотря на то, что федеральные чиновники предпринимают шаги для регулирования проблем практически в ручном режиме. Главное, что бизнес до сих пор не видит тот эффект от внедрения системы, о котором заявляли инициаторы. В очередной раз это подтвердил опрос, проведенный среди членов Вятской ТПП, работающих в отраслях, где маркировка уже внедрена.

 Что сказал бизнес?

Все респонденты понесли затраты в связи с внедрением маркировки (чаще всего в ответах фигурирует сумма 150 тысяч рублей). Опрос показал и ключевые проблемы при передаче товаров при отпуске маркированной продукции: половина респондентов выбрали вариант «зависание» программы, вторым по популярности ответом (30%) стала «плохая считываемость кодов». По факту, речь о неготовности к работе самой системы и ее функционирование после запуска. Практически все участники опроса сообщили, что не видят положительного результата от внедрения системы – того, о котором заявляли инициаторы, в частности, снижение доли контрафакта и фальсификата на рынке.

Кроме того, – и это видно по обращениям в адрес Вятской ТПП – внедрение системы способствовало закрытию части небольших торговых точек. «К примеру, обувщики сообщают, что начали терять партнеров из сегмента МСП. Просчитав финансовые затраты, проанализировав работу системы маркировки, те посчитали нецелесообразным продолжать дальше заниматься бизнесом», – комментирует старший вице­-президент Вятской ТПП Юрий Исупов.

 Заявления и практика

Но есть и положительный момент: к бизнесу все­-таки начали прислушиваться. Показательный пример из последних – реализация лекарственных препаратов. Из­-за ажио­тажного спроса на медикаменты оборот фармрынка резко вырос, однако из-­за маркировки работа практически встала. В конце октяб­ря глава Минпромторга РФ Денис Мантуров заявил, что ведомство выйдет с предложением уведомительного порядка для реализации фармацевтических товаров. Изменений не происходило. «Появились рекомендации от Росздравнадзора, но официального документа о корректировке работы с маркированными лекарственными препаратами не появилось. Предприниматели опасались работать «по рекомендациям», ждали официальный документ. К нам поступали обращениям представителей аптечных сетей. Через ТПП РФ мы обратились в Минпромторг РФ с предложением ускорить принятие официального нормативного акта», – рассказывает Исупов.

Буквально через несколько дней, 2 ноября, премьер­-министр РФ Михаил Мишустин подписал Постановление №1779. В нем прописано: аптекам и медицинским организациям разрешено выводить лекарства из оборота через кассы сразу после уведомления о поступлении препаратов. По факту, если участники рынка (включая производителей, импортеров, дистрибуторов) подают информацию, но в течение 15 минут не получают от системы ответа, то продолжают операции с лекарствами.

Судя по последним сообщениям ЦРПТ, уведомительный порядок «позволил устранить сложности с партиями маркированных лекарств», при этом причину сбоев оператор видит в... «неполной готовности участников оборота». «На данный момент маркировка не является фактором, который влияет на скорость движения лекарств и их доступность», – говорится в сообщении ЦРПТ от 13 ноября.

Предприниматели на практике видят иную картину: проблемы как были, так и остаются, и большинство связаны с работой системы (что, впрочем, подтвердил и опрос). «Вчера разговаривал с руководителем одной из аптек. Говорит: для оприходования товара необходимо сделать запрос в базу данных оператора. Если через 15 минут не пришло подтверждение – можно реализовывать товар. Однако запрос они сделать не могут – программа не дает. Пишут в ЦРПТ, там отвечают: «О проблеме знаем, мы над этим работаем», – привел «живой» пример собеседник.

 Консолидация предложений

Тема регулярно поднимается на федеральном уровне. На состоявшемся пленарном заседании Форума по борьбе с нелегальной торговлей в рамках «Недели ритейла» о проблемах, связанных с внедрением маркировки, в очередной раз сообщил вице-­президент ТПП РФ Дмитрий Курочкин. Он озвучил список предложений, в которых учтены и собранные от бизнеса предложения Вятской ТПП. Среди них – выработка критериев целесообразности внедрения маркировки в новых группах товаров, дифференцирование подхода к стоимости кодов, синхронизация существующих систем прослеживаемости товаров (ЕГАИС, «Меркурий», ГИС МТ и готовящейся к запуску с 1 января 2021 года национальной системы для товаров, ввезенных на таможенную территорию ЕАЭС) по принципу «одного окна» для всех участников рынка. Отдельным предложением звучит пункт «предусмотреть ответственность оператора за сбои в работе системы, приводящие к убыткам участников оборота товаров».

VK FB TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован в ближайшее время
Текст сообщения
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
 

Также читайте