На грани медицины
В поля за травами
14 января 1798 года Вятская управа издала прелюбопытный указ: уездные лекари Вятской губернии должны были собирать дикорастущие лекарственные травы, коренья и цветы, произрастающие в губернии. Подобными «медицинскими препаратами» пополнялись аптеки, существовавшие при местных войсковых командах.
Вятка, разумеется, не сама придумала собирать травы. Внедрение сей меры шло по указке сверху, так что, скорее всего, все уездные лекари всех губерний Российской Империи «прочесывали» поля в поисках чудодейственных трав. Дело это было нелегкое и требовало от врачей серьезных познаний в области ботаники.
Итак, чем занимался уездный лекарь вятской губернии в конце XVIII — начале XIX веков? Кроме лечения больных врач обязан был каждое лето совершать ботанические экскурсии по окрестным полям, собирая и заготовляя запасы лекарственных трав. Затем лекарь доносил Врачебной управе сколько им было собрано растений, хватает ли заготовленных «медикаментов» для нужд воинских команд. Дело в том, что лекари могли рассчитывать лишь на запасы местных аптек: выписывать лекарственные растения из центральных складов, имевшихся в Петербурге и Москве, было строго настрого запрещено.
Да и собранные «на местном материале» лекарственные травы за счет свежести своей должны были обладать наилучшими лечебными свойствами и оттого приносить большую пользу больным людям Вятской губернии, чем любые привозные травы, разъясняла Вятская управа в указе от 14 января 1798 года.
Служивый в помощь
Врачам для собирания дикорастущих лекарственных растений разрешалось привлекать солдат из местных войсковых команд. Но на практике воспользоваться помощью служивых лекари могли далеко не всегда. Городничие под всевозможными предлогами отказывали врачам в их законных требованиях.
Так, на просьбу уржумского лекаря от 9 июня 1811 года о присылке для собирания растений одного из солдат команды, Нолинский городничий уведомил его, что вследствие указа из военной коллегии, присланного к нему Вятским гражданским губернатором, велено сдать губернской роте под военное начальство штатные команды, а потому он, городничий, и не осмеливается отрядить одного рядового к врачу по случаю приготовления команды со всей аммуницией к сдаче.
А потому нередко лекари оставались один на один со своими обязательствами по собиранию лекарственных трав. За неисполнение этих обязательств, кстати, врача подвергали взысканию.
Ногодки и журавлиный нос
Чем лечили больных уездные лекари? Буковицей, ноготками, чертополохом, хвощем, полевой горчицей, папоротником, земляничной травой, котятником и журавлиным носом, беленой и зверобойником, диким льном, мятой, тысячилистником, подорожником, одуванчиком, царской свечей, крапивой, цветами чакотной травы. Все эти и многие другие травы Врачебная управа даже занесла в специальную таблицу лекарственных трав.
Правда и в этот раз идея принадлежала не вятским чиновникам, а властям «повыше», которые и обязали Управу составить такую таблицу. От Управы также требовали составлять медико-физическое описание губернии, собирать сведения о том, где, что и в каком количестве произрастает, и определить сколько будет стоить «приобретение в казну каждого произведения через покупку».
Практика сбора лекарственных трав продолжалась в губернии чуть ли не до середины XIX века.
В том же веке, но несколько позднее, исследователи вятской медицины писали: «Если в настоящее время, несмотря на более доступную врачебную помощь, народ все-таки продолжает прибегать к излюбленным своим лекарствам, пользуясь для этого по преимуществу растениями, то в конце прошлого и начале настоящего столетия народная медицина являлась для населения единственным средством в борьбе с болезнями, приняв при этом во внимание полное отсутствие в уездах врачей и более или менее подготовленных фельдшеров. Само собой понятно, что уездные лекари тех времен, по одному на каждый уезд, выполняли функции административные, а народ заботился сам о своем здоровье в пределах, доступных его пониманию».
Народ и сегодня зачастую вынужден сам заботиться о своем здоровье, и в ряде населенных пунктов причина не изменилась — более или менее подготовленные фельдшеры просто отсутствуют. Так что, возможно, и в веке XXII летописцы запишут: «население Вятской губернии продолжает прибегать к излюбленным своим лекарствам, пользуясь в лечебных целях растениями».
Подготовила
Мария Петухова
petuhova@bnkirov.ru
По материалам радиостанции «Эхо Москвы» в Кирове.