Нет счастливых глаз (ВИДЕО)
Владимир Климов, уполномоченный по правам человека в Кировской области побывал в итальянской тюрьме и поделился с "БН" своими впечатлениями.
Стенограмма:
Тюрьма - это интересно
- Я был в австрийской тюрьме, на юго-востоке Австрии, а в этом году на севере Италии. Хотя эти тюрьмы в разных государствах, но одна от другой располагается всего в двухстах километрах.
Полицейская ассоциация помогает организовать эти встречи. Естественно они делают запрос в министерство, получают разрешение. Нас запустили в первый периметр, но дальше допуск был только на меня, на мою жену, на переводчицу. Так как жены не было - мы прошли вдвоем с переводчицей.
О режиме содержания
- Мы понимаем как у нас: есть общий режим, есть строгий режим, есть особый режим, есть тюрьмы для тех, кто отбывает наказание пожизненно, есть еще колония поселения… У итальянцев все располагаются в одной и той же тюрьме. Основное отличие: у нас исправительные колонии, там - тюрьмы. И сегодня в России уже несколько лет говорят, что нам тоже следует переходить на тюрьмы.
В наших исправительных колониях заключенные делятся на отряды (как в армии рота примерно 100 человек) и все живут в одной казарме. Но в наших колониях эти казармы в основном не многоэтажные, а один отряд - одно помещение.
А в Европе отбывают наказание в тюрьмах: то есть они спят и живут не в одном помещении, а в камерах. В тюрьме, где я был - там камеры, в основном, состоят из 4-х кроватей, но четвертая кровать везде была свободна, что меня очень удивило. Мне сказали, что это некий резерв, у них спад добавления к ним осужденных. Вообще в основном у них сидят эмигранты.
Количество осужденных в Италии примерно 60-65 тысяч, а тюрьмы у них рассчитаны на 44 тысячи.
У нас есть колония-поселение, колония общего режима, раньше была усиленного (сейчас не стало), строгого, особого и пожизненного. В ней отбывают наказание: есть блок следственный изолятор, В Италии же все за одним забором. Я заходил в их следственный изолятор и меня удивила вольность тех, кто в нем сидит: орут, свистят, поют песни, топают ногами… Там такой гвалт стоит! И я спрашиваю одного офицера, который следит за порядком в этом блоке: «как же так?» Он отвечает: «А! Привык…»
Но как только они будут осуждены - их переведут в другие блоки и они так себя вести не будут.
Все вместе
- Вне зависимости от того срока, который тебе дали: там может 20 лет, да… Либо тебе 3 года - они отбывают наказание вместе. Тяжкое, либо не очень тяжкое преступление - в Италии так. Например, в Австрии есть тюрьмы, где отбывают наказание те, кому дали меньше полутора лет, и тюрьмы, где отбывают наказания те, кому дали больше полутора лет. А здесь все в одном.
«В Италии условно-досрочного освобождения просто нет»
- У нас есть система условно-досрочного освобождения: и это я считаю очень сильная штука, которая стимулирует осужденного к хорошему поведению. А в Италии этого нет. Если тебя дали 15 лет, то ты 15 лет отбываешь наказание.
Однако у них есть другая система: если, ты отбыл половину срока и хорошо характеризуешься и все к этому располагает и если в прилегающей деревне есть работа и тебя готовы туда взять - ты будешь утром уходить на работу, а вечером возвращаться в тюрьму…
Я откуда все это понял: смотришь, задаешь вопросы и потом в конце мы садимся и все по полочкам раскладываем. И вот мы пришли в столовую, я вижу повара, по национальности он оказался албанцем. Я его спрашиваю: «ты сколько лет уже отбываешь?» Он говорит: «девять». Спрашиваю: «а какой срок ты отбываешь?» Отвечает: «пятнадцать» Я ему говорю: «ой, да ты скоро на условно-досрочное пойдешь!» Они так смотрят на меня, переводчица переводит, они все головами мотают, дескать «никакого условно-досрочного». Там нет такого понятия. Но тут же сотрудники полиции сказали: если бы он плохо себя вел - он бы на это блатное место не попал.
Еда
- Ну мне стало интересно, говорю повару: «Что ты сегодня на обед готовишь?» Там такие кастрюли… Одну открываю, а там томатный суп с мидиями. Понятно, что не будешь просить поесть… Единственное: хлеб там пекли - попросил попробовать, попробовал, нормальный хлеб.
По праздникам в итальянской тюрьме дают возможность заключенным выбрать первое блюдо. Но меню, впрочем, постоянно меняется. Второе блюдо там готовили мясо. Думаю про себя: «В принципе, кормят у вас не так уж и плохо».
Идем дальше. Вижу заключенные катят тележки доверху нагруженные коробками. Я говорю: «стойте!» Смотрю, а в коробках-тетрапаках вино! Сухое белое, красное! В тетрапаках по 330 грамм и по 500 грамм. Оказывается, любой осужденный может выпить в день 1 литр вина, естественно, за свой счет.
Работа
- Теперь что касается работы… Это большая проблема так же как и у нас. Работает не более трети осужденных. Примерно только 30% обеспечены работой. Итальянские офицеры говорят, что для них это большая проблема и это такая же проблема, как у нас.
Про УФСИН
- У нас УФСИН входит в ситсему Минюста. В Италии не так: исполнением наказаний занимается подразделение полиции. В итальянской полиции есть пять подразделений. Одна из них - уголовно-исполнительная.
Спорт и его отсутствие
- Привели нас в тренажерный зал. Ну, бедненько. Заниматься в нем можно раз в неделю. Я говорю: «ну, раз в неделю это не серьезно». Они отвечают: «А больше не позволяет пропускная способность». Я говорю: «У вас же есть осужденные, которые днем не работают, они могли бы днем ходить». Они отвечают: «Есть прописанное, заведенное время, часы...» И получается, что общее количество желающих и пропускная способность позволяет ходить туда лишь раз в неделю.
Когда я им рассказал, что, например, у нас осужденные играют в футбол… У них такого нет.
Медицинское обеспечение
- Есть еще один момент - медицинское обеспечение. Тут меня даже немножко напрягло. Отличие от нас: у них нет тюремной медицины. Медицина только гражданская. То есть врачи все приезжают извне, все они где-то работают. У нас тоже идут разговоры, чтобы разделить, но тут встают вопросы: когда в городе - тут проблем нет. В Италии хорошие дороги и кругом автомобилизация: приехать 5-10 км проблем нет. А у нас, если в поселке Северный находится колония и ехать надо больше 50 км по разбитой бетонке? Как врачи будут туда ездить?
Но, что меня напрягло… Я говорю: покажите мне стоматологический кабинет. Показывают. Относительно неплохой. «А где доктор, я хочу с ним побеседовать», - спрашиваю. А доктора нет. Доктор приезжает два раза в неделю на два часа в понедельник и четверг с 10:00 до 12:00.
«А если у меня в четверг в 14:00 у меня заболит зуб, когда я попаду на прием?» - спрашиваю. Они мне отвечают: «в понедельник». Я говорю: «А как жить-то до понедельника?» Говорят: «таблетку дадим обезболивающую»… Говорю: «так ведь это грубейшее нарушение прав человека» Они смотрят на меня и не понимают. У нас в России, кстати, зубную боль снимут в этот же день, либо завтра.
Про мафиози
- Там есть особый блок, где сидят мафиози. На момент, когда я там был - там было 56 человек. Блок всего на 70. Там не итальянцев всего несколько человек. А всего из 300 осужденных 164 - не итальянцы.
Штрафной изолятор
- Мне было интересно пойти в штрафной изолятор. Мне с нарушителями пообщаться было интересно. Но мне сказали, что я могу общаться с ними только по-итальянски через переводчика. Спросил их: «а есть русскоязычные?» Один армянин был. Но он на работе в это время находился.
Вообще на весь штрафной блок один полицейский. Если что-то случиться - он должен успеть добежать и нажать кнопку.
15 суток и не более
- Они говорят: «у нас одна система наказания - 15 суток». И это все. В изоляторе. Вот преступник, нарушивший порядок, сейчас отсидит и он снова может напасть на полицейского. Спрашиваю: «И что будет?» Оказывается, опять 15 суток. Я им говорю: «Слушайте, вы отстали от реальности» Они отвечают, что сами это понимают и попросили рассказать, как у нас. Я рассказал, что у нас есть система дисциплинарных взысканий и это все очень сурово, потому, что это потом влияет и на условно-досрочное освобождение и т.д.
О резиновых дубинках
- Я спрашиваю: «Есть ли у вас резиновые дубинки?» Они смеются и отвечают: «Вот, только руки»… Конечно, в колонии есть оружие, но у полицейских их нет. У нас в России и на воле у полиции есть оружие, и в колонии само собой. Потому, что как остановить, если буйный на тебя попер? Ведь это же безопасность жизни сотрудника. Он же тоже человек.
Телефон на два номера
- В блоках есть телефон, который висит на стене. Ты можешь им воспользоваться, но позвонить ты можешь только по определенным номерам. Кстати, в Австрии у осужденного есть карточка, но в ней только два телефона, по которым ты можешь позвонить. Но звонить ты можешь сколько угодно. У тебя есть деньги - кладешь и можешь разговаривать столько, сколько захочешь.
Итальянский клуб
- Есть клуб внутри тюрьмы. У них там гитары, барабаны, клавишные… Иногда проводят концерты и гордятся этим.
Об офицерской зарплате
- Они спросили меня: «как у нас с зарплатой?» Я ответил, что становится лучше. А они посетовали, что у них, напротив, становится хуже. Зарплата средняя у офицеров у них примерно 1700-1800 евро.
Только по-быстрому
- В Италии долгосрочных свиданий нет. До 6 часов в месяц - все общение с родственниками.
"Нет счастливых глаз"
- Вот он рассказывает: суп томатный с мидиями, вино. Но они все равно в тюрьме. И я глаз веселых там не видел. Люди отбывают наказание.