
Новые вызовы IT: чем живет отрасль в новых реалиях – материалы газеты
БН: Юлия Сергеевна, как сообщает Минцифры РФ, на февраль 2021 года не хватало от 500 тысяч до 1 млн сотрудников в сфере IT. Российская ассоциация электронных коммуникаций подсчитала, что в феврале-марте страну покинуло 50-70 тысяч специалистов сферы информационных технологий. Ощущается ли проблема утечки кадров за границу в вашей компании, в регионе?
— На данный момент мы не наблюдаем оттока ИТ-кадров ни в одном представительстве компании: в Кирове, Ижевске или Санкт-Петербурге. Такая же ситуация и у наших коллег по кадровому рынку – есть несколько кейсов, но их общее число в рамках двух десятков. Несколько кадровых игроков закрыли свои офисы в регионах, переведя часть сотрудников на удаленку, часть сократили. Те, кого сократили, весьма быстро получили новые джоб офферы и уже работают. Кадровый голод в ИТ все также остается одной из первых проблем быстрорастущей и развивающейся отрасли.
Те, кого сократили, весьма быстро получили новые джоб офферы и уже работают
БН: Увеличился ли поток клиентов, которым требуются системы управления их бизнес-процессами после ухода с российского рынка зарубежных компаний, занимавшихся подобными задачами?
— Однозначно да. Мы получаем огромное количество запросов на нашу продуктовую линейку, особенно увеличилась активность от крупного бизнеса. Многие из этих обращений уже стали проектами по активному импортозамещению.
БН: Уход зарубежных IT-компаний, ПО, программ поможет отечественным компаниям, развитию рынка и созданию новых отечественных IT-продуктов?
— Зависимость российского бизнеса от импортного программного обеспечения действительно велика. Базовые системы, такие как ERP, CRM, СЭД, внедрялись в конце нулевых, когда на отечественном рынке практически не было собственных систем автоматизации бизнес-процессов. За исключением «1С», безусловно. Поэтому выбор в пользу зарубежного ПО был очевиден.
Под влиянием западных санкций, введенных в 2014 году, российские решения в области автоматизации бизнеса получили толчок для развития. К 2022 году появились собственные продукты подобного класса. Сейчас, в условиях нового пакета санкций, ситуация меняется еще быстрее и критичнее.
Под влиянием скорости изменений в бизнесе жизненный цикл ИТ-решений стремительно сокращается. И началось это задолго до пандемии. Сейчас горизонт планирования составляет несколько месяцев. Для бизнеса жизненно необходимо внедрять технологии, которые значительно сокращают время запуска решений автоматизации бизнес-процессов. ИТ-система должна быть либо гибкой к изменениям, либо заменяться.
Под влиянием скорости изменений в бизнесе жизненный цикл ИТ-решений стремительно сокращается. И началось это задолго до пандемии.
Так, за последнее время базовые системы стали вытесняться Low-сode-решениями, предоставляющими различные инструменты для решения бизнес-задач – от конструкторов сайтов до комплексных систем автоматизации бизнеса. Текущая ситуация – это время Low-code. Системы, использующие концепцию Low-code, не на словах, а на деле позволяют быстро проводить замещение. Время сейчас – ключевой фактор.
Вместе с тем развитие новых технологий и подходов к решению бизнес-вызовов дает толчок для формирования новых профессий в ИТ. Еще 5 лет назад профессии Low-code-разработчик не существовало, а сейчас это один из самых востребованных специалистов, которого компании готовы не только хантить, но и обучать, вкладывать серьезное количество ресурсов.
БН: Какие кадры сейчас наиболее востребованы в отрасли, в частности, в вашей компании? И какие ниши в IT испытывают наибольший кадровый голод?
— Про Low-code-разработчиков я уже упомянула, мы готовы брать и готовых спе-циалистов, и обучать желающих в нашем бесплатном образовательном проекте.
Остаются востребованы все те, кто занимается внедрением нашего ПО у заказчиков – аналитики и руководители проектов. Тут нужны зрелые специалисты, поскольку уровень наших заказчиков весьма высокий и высоки требования не только к качеству продукта, но и к качеству внедрения и уровню коммуникаций.
БН: Крупные российские компании IT-сферы уже заявили о возможном дефиците оборудования (серверов, полупроводников и т.д.). Как это скажется на работе предприятий и на пользователях?
— В связи с новым санкциями и приостановкой работы некоторых зарубежных ИТ-компаний, на территории России пользователи импортного ПО столкнулись с риском отключения не только решений на основе облачной подписки – SaaS, но и ПО с «коробочным» лицензированием, когда система развернута на серверах заказчика.
Модель лицензирования, которая предполагает лишение поддержки и полное отключение системы в случае неоплаты, – не редкость для зарубежного ПО.
Бизнесу все сложнее и дороже держать, обновлять и поддерживать собственные серверные мощности. Риски высоки. Возрастает приоритет облачных SaaS решений. Еще недавно малый бизнес интересовался облачной версией платформы, сегодня же выросла активность обращений от среднего и крупного бизнеса.
БН: На ваш взгляд, меры поддержки IT-сектора позволят перезапустить отрасль или нужны какие-то дополнительные?
— И в Кирове, и в Ижевске мы находимся в оперативном диалоге с Минцифры и ряд мер поддержки уже используем. Благодаря отсутствию «оторванности» чиновников от ИТ-сферы было реализовано много необходимых и реально работающих проектов, помогающих развивать и поддерживать отрасль. С другой стороны, сегодня особенно значимы два ключевых фактора: ИТ-специалисты – народ «избалованный», а последствия введенных санкций резко ухудшают качество жизни ребят. Это касается и рабочей части жизни – невозможность использовать привычный софт и, конечно же, личной сферы.
Второй и ключевой фактор – это время. За изменениями необходимо успевать, сейчас каждый новый день приносит новые вести и бизнес-задачи. Внимание к ИТ-отрасли есть, но мер поддержки и скорости их реализации, безусловно, не хватает.