Новый образовательный стандарт для старших классов призван дать ученикам свободу выбора. Но не все подростки делают выбор в пользу учебы.

Образовательный фастфуд

11.04.2011 14:55:00 3228 0
Проект образовательного стандарта для старших классов: путь к идеалу или начало конца советской школы?

40% учебного времени старшеклассников на четыре обязательных предмета (ОБЖ, физкультуру, курс «Россия в мире» и собственный проект), профильность образования, возможность самостоятельно выбирать остальные предметы для изучения и четкая нацеленность на результат - поступление в вуз. Уже сегодняшним первоклассникам, возможно, через несколько лет предстоит учиться по новым стандартам. Какими эти дети выйдут из школы? И ради чего власти отворачиваются от советской системы образования?

Сетевые дебаты

Вроде бы и говорить пока не о чем, и обязательным для российских школ стандарт станет только 1 сентября 2020 года (хотя апробация стандартов начнется уже в 2013 году), однако «околостандартные» споры не прекращаются уже несколько месяцев. Как только информация о новых стандартах просочилась в СМИ, более 7 тыс. учителей подписались под протестным письмом главе государства.

«Все предметы, кроме четырех, станут платными!», - нагнетала обстановку оппозиция. Да, немного преувеличили для красного словца. Немного не допоняли, такое тоже случается. По настоянию общественности Минобразования все же переработало стандарты, однако после опубликования новой версии споры не утихли. Они переместились в интернет, ушли в подполье.

Особо активные партизаны от образования предпринимают отчаянные попытки противостоять реформам. Так, коллектив (52 педагога) Санкт-петербургской классической гимназии №610 и еще 41 человек из числа неравнодушных подписались под «разоблачительным» заключением совета гимназии на проект образовательного стандарта. В  соцсетях создаются целые сайты «противников новых стандартов», распространяется «электронная книга», раскрывающая тайные замыслы реформаторов от образования.

Последние, якобы, намерены посредством школ лишить «чернь» способности самостоятельно мыслить и защищать свои интересы. «Продуктом школы должно стать неграмотное беспомощное большинство, которому предстоит стать жертвой геноцида и тупое жадное меньшинство, призванное стать его соучастником.

Выбор без выбора

Отчего паникуем, спрашивается? Что такого революционного задумали чиновники? Если кратко, то разработчики стандарта предлагают оставить четыре обязательных для изучения каждым старшеклассником предмета: физкультура, ОБЖ, «Россия в мире» и индивидуальный исследовательский проект.

На эти предметы отведено 60% учебного времени. При максимально допустимой недельной нагрузке в 36 часов - это  22 урока. Оставшиеся 40% времени (14 уроков) ученики будут изучать еще порядка 7 предметов (из них не более 4-х на профильном уровне), которые они самостоятельно выберут из шести предметных областей: филология, иностранные языки, математика и информатика, общественные науки, естественные науки, искусство или предмет (курс) по выбору.

По замыслу авторов стандарта число предметов в старших классах, изучаемых школьником, сократится с 16-21 примерно до 10, что позволит школьникам заниматься собственным исследовательским проектом. Предметы можно будет изучать на интегрированном (минимальный уровень), базовом и профильном уровнях. Уровень влияет на количество часов, отводимых на изучение предмета.

Таким образом, ученику дают возможность выбора. И это само по себе замечательно.

Зачем ребенку, который определился с выбором профессии, углубленно изучать литературу и историю, если для поступления, например, в медицинский вуз, ему потребуется сдать ЕГЭ по химии и биологии? - задается вопросом директор школы №28 города Кирова Николай Целищев. - Именно профильное обучение позволяет школьникам углубленно изучать те предметы, которые пригодятся им при поступлении в вуз.

Будем надеяться, что все подростки, стоящие на пороге 10 класса, в состоянии откинуть в сторону мысли о противоположном поле, развлечениях и шалостях и сделать осознанный выбор профессии и необходимых предметов для изучения, потому как варианта смены профиля пока не предполагается.

Но даже при таком идеальном варианте разгуляться ученикам особо негде. Авторы стандарта предлагают школьнику выбрать по одному предмету из областей «филология», «иностранные языки», «математика и информатика», и максимум по три предмета (изначально предлагалось выбрать лишь один) из областей «естественные науки» и «общественные науки».

При этом, например, в области общественных наук значатся такие предметы, как обществознание, история, география, экономика, право. И если старшеклассник выбирает историю, обществознание и право, то на географию свободных уроков может уже не остаться. То же касается области естественных наук, куда включены естествознание, физика, химия, биология и экология.

В итоге набрать полноценную программу школьнику вряд ли удастся. Дополнить программу платными факультативами тоже будет проблематично, так как 36 часов - это и так почти полная рабочая неделя.

При всей разумности основных идей, заложенных в стандарте (профильность обучения, забота о здоровье и безопасности детей), вопросов к документу действительно много, - комментирует Целищев. - Необходимо тщательно продумать перечень обязательных для изучения предметов и их долю в общем объеме учебной нагрузки, еще раз оценить целесообразность введения обязательного стандарта «Россия в мире», подумать о содержании программы ОБЖ.

Пока для преподавания новых предметов нет ни учебников, ни учителей. Никто толком не знает как будет преподаваться предмет «Россия в мире». Где гарантия (учитывая, что даже примерной программы курса не имеется), что новый предмет не станет инструментом политизации школьного образования?

Питерские коллеги Целищева сомневаются также в финансовой составляющей вопроса. «По самым скромным прикидкам фонд оплаты труда образовательного учреждения должен как минимум утроиться, - читаем в заключении совета Санкт-Перербургской классической гимназии. - И дает ли государство гарантии доступного общего (полного) среднего образования? Нечеткость в этой части стандартов порождает в обществе всякого рода спекуляции по поводу перехода к платному среднему образованию».

Непробиваемый учитель

И ради чего все преобразования? Кто и зачем «двигает» стандарты в массы? Питерские активисты выяснили, откуда «ноги растут».

По их мнению, новый стандарт - это вовсе не «квинтэссенция» передового зарубежного опыта, как утверждают разработчики, а «плохо переведенный на русский язык вариант так называемой программы «международного бакалавриата» (The International Baccalaureate, далее IB), разработанной в Женеве в одной из частных школ в 1968 году.

«Ее цель - выровнять (правда, за большие деньги) аттестаты школьников из слаборазвитых стран до европейского уровня и дать им возможность поступить в западные университеты, - утверждают подписавшиеся под «заключением» педагоги. - Это как если бы школьная администрация выяснила у учеников в конце 9 класса, кто из них куда собирается поступать, то есть какие ЕГЭ сдавать (всего четыре!), а затем, два года, в 10-11 классах, учили бы только этим предметам».

Сегодня программа IB, по данным питерских противников стандартов, популярна в частных (!) школах Швейцарии, Италии, Великобритании, а для внедрения программы в госшколах США требуется специальное разрешение (закон) местного законодательного органа.

В России же программу, которую некоторые особо агрессивно настроенные защитники советской системы образования прозвали «образовательным фастфудом», собираются сделать основой национальной системы образования. Зачем? Ответ у педагогов есть и на этот вопрос: элите неудобно обучать своих чад в частных западных школах по программе IB за большие деньги, а дать им образование в европейских вузах надо, поэтому гораздо проще ввести программу IB в России на обязательной основе.

Это лишь предположение, частное мнение. Возможно, общественность сгущает краски. Впрочем, местное образовательное сообщество паниковать и не думает.

Стандарт станет обязательным только в 2020 году, мы, может, и не доживем до него вовсе, и уж точно за это время все много раз поменяется, - прокомментировал директор Кировского физматлицея Михаил Исупов. - Вряд ли в перечне обязательных предметов останутся только ОБЖ, физкультура и «Россия в мире»... Кого тогда мы будем выпускать из школ? Вообще, я полагаю, что сейчас специально инициируется активное общественное обсуждение стандарта, чтобы посмотреть реакцию населения. И чем более масштабным будет это обсуждение, тем лучше в итоге получится документ.

К слову, с тех пор как документ стал доступен общественности, разработчики уже несколько раз вносили в него правки. Так что и вправду сложно предположить каким предстанет стандарт в 2020 году.

Николай Целищев по поводу так называемой «школьной реформы» также тревоги не бьет:

Учат не стандарты, учит учитель, - подчеркивает он. - Никакой стандарт не помешает учителю донести до учеников нужную информацию.

Учителя давно научились расхлебывать последствия чиновничьей заботы об отечественном образовании, умудряться выполнять свои прямые обязанности, параллельно разгребая кипы административных бумаг и отчетов. Школьная реформа внедряется настойчиво и основательно. Ученики уже занимаются физкультурой более усиленно, а учителя все более изощренно противостоят нововведениям.

Так что не факт, что новые стандарты смогут кардинально изменить систему образования. И не стоит делать удивленные глаза, если однажды мы увидим, как за дверями кабинета с надписью «ОБЖ» ученики под бдительным присмотром учителя решают математические задачки.

Мария Петухова
petuhova@bnkirov.ru

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 


Также читайте