Опасные связи, или Какие схемы обмана самые популярные у мошенников – интервью газеты

Опасные связи, или Какие схемы обмана самые популярные у мошенников – интервью газеты

Софья Русских 26.12.2021 17:50:30 1605 0

Регулярно мы слышим в СМИ или сталкивается сами с мошенниками, которые стремятся завладеть нашими деньгами. Злоумышленники используют телефонные разговоры, соцсети, липовые биржевые и инвестиционные площадки. Заместитель начальника управления уголовного розыска УМВД России по Кировской области Евгений Денисов рассказал «Бизнес новостям», кто чаще всего становится жертвой мошенников, какие схемы обмана наиболее популярны сегодня и как банки и правоохранительные органы борются с этими преступлениями.



Ущерб 308 млн за 2021 год

За 2021 год в Кировской области от действий дистанционных мошенников пострадали 4,6 тысячи граждан и организаций, из них 4,2 тысячи – физлица, 202 – юрлица. За год потеряно 308 млн рублей, из которых возместить удалось только 4,5 млн рублей. Сейчас дистанционные преступления – это 25-26% от общего числа. За день в области регистрируется 12-13 фактов такого вида мошенничества.

Большинству, наверняка, казалось, что чаще жертвами дистанционных хищений становятся пенсионеры, но представителей этой категории населения среди жертв всего 19%. Подавляющее большинство пострадавших (46,8%) – граждане 30-49 лет, то есть работающие, обладающие финансовой грамотностью люди. 

Самые распространенные схемы

Мы попытались разобраться, почему большая часть потерпевших из достаточно молодой категории. Для этого разберем самые популярные способы «развода».

Первая. Обман через размещение информации на сайтах объявлений составляет примерно 30-35% от общего числа таких преступлений. Продают и покупают на таких сайтах в основном граждане 30-50 лет. Мошенники сами размещают объявления и похищают деньги, переведенные в качестве предоплаты или оплаты. Или звонят под видом потенциального покупателя, просят реквизиты с CVV-кодом для перевода средств на карту продавца, получают доступ к личному банковскому кабинету и похищают деньги со счета.

Вторая схема, на которую ведутся люди средних лет, – вложение денег в инвестиционные проекты и биржи с возможностью «быстрого заработка». Жертвы находят рекламу в интернете, переходят по ссылкам или звонят мошенникам, чтобы все узнать. Человек вкладывает средства и видит рост. Но при попытке вывести деньги со счета связь с преступником прерывается, а деньги исчезают. 

«После звонка злоумышленники «вцепляются» в потенциальную жертву. Пострадавшие сначала вкладывают свои сбережения, потом занимают, берут кредиты, иногда закладывают имущество. С помощью фишинговых сайтов имитируется игра на биржевой площадке. Когда жертва пытается получить хоть что-то от вложений, для снятия ее просят внести еще денег. Говорят, если снять сейчас, доход будет значительно меньше. Все это продолжается долгое время», – рассказывает Евгений Денисов.

Способ, с которым сталкивался, наверное, каждый – звонки от «сотрудников банка» или «сотрудников полиции». Вам под предлогом несанкционированных операций с вашим счетом предлагают перевести средства на «безопасный», который, разумеется, совершенно не безопасный. Переведя деньги на него, велика вероятность их больше не увидеть.

«Здесь используются методы социальной инженерии, манипулирования потерпевшим, чтобы узнать конфиденциальные данные. Уговорами, иногда угрозами от якобы сотрудников полиции мошенники просят перевести деньги, а в случае отказа пугают мерами принуждения», – объясняет собеседник.

Также все еще довольно популярен метод «родственник попал в беду», в больницу, полицию и т.д. В этом случае преступник просит деньги для «взятки» сотруднику, оплаты лечения или других нужд. Лица с плохой кредитной историей ищут доступные им кредитные организации в интернете, оставляют онлайн-заявки, с ними связывается злоумышленник и просит перевести сумму за обслуживание, страховку, инкассацию, доставку, оплату услуг юристов. В итоге они не только не получают кредитные средства, а еще и теряют свои.

Обман бизнеса

Мошенники пытаются обмануть и организации, и торговые сети, и представителей сферы услуг. По нашему региону представитель полиции назвал два примера.

Злоумышленник звонит в магазин крупной торговой сети, представляясь ее директором. Просит управляющего или продавца срочно перевести деньги для закупки товара или размещения рекламы. Так как сотрудники таких магазинов не знают своих руководителей, ведутся на это и переводят средства.

Существует схема обмана курьеров и водителей такси. Им поступает заказ. Пока двигаются на нужный адрес, клиент звонит с просьбой перевести деньги на счет абонента, обещая отдать наличными, когда водитель его заберет. Приезжая на место назначения, курьер или водитель никого не находит.

Психологи и манипуляторы

Почему люди все равно ведутся, зная о возможностях мошенников? Такие преступники хорошие психологи, они умеют расположить к себе жертву: используют методы социальной инженерии, нагнетают обстановку и заставляют действовать в сжатые сроки. Еще – активно мониторят интернет, ищут поводы, на которых можно заработать.

«Например, увидели, что кому-то полагаются социальные выплаты, обзванивают потенциальных жертв, рассказывая о выплате. Дальше стандартно: назовите реквизиты, куда поступят деньги, и похищают средства. В этом году был юбилей крупного банка, мошенники распространяли информацию о зачислении бонусов на счета граждан. Скидывали ссылку, предлагая перейти по ней и ввести реквизиты для зачисления», – объяснил на примере Евгений Денисов.

На днях в полицию с заявлением обратилась очередная пострадавшая от рук злоумышленников, которая знала о мошенниках и о способах их обмана, но все равно купилась. Злоумышленники две недели звонили от лица банка, социальных служб, выдуманных комитетов, говоря, что ей положена компенсация 800 тысяч рублей от преступных действий «МММ». Для этого нужно открыть счет, застраховать средства и оплатить услуги юристов. В итоге женщина перевела преступникам около 400 тысяч рублей.

«Чтобы получить компенсацию, ее проинформировали: нужно открыть счет. Далее, чтобы на него зачислили средства, надо их застраховать, оплатить работу юристов. Общение преступника с жертвой построено таким образом, что сначала они завлекают возможность быстрого дохода. Человек просто теряет контроль», – рассказал замначальника управления уголовного розыска УМВД.

Портрет среднестатистического мошенника составить трудно. Подавляющее большинство из них – безработные, многие ранее судимые за подобные преступления. Часто встречаются случаи, когда преступники орудуют прямо из колонии, при этом вовлекают в это и других заключенных. Женщин меньше, чаще они задействованы в обналичивании денег или выкладке объявлений о покупке или продаже товаров. Возраст злоумышленника варьируется от 20 до 45 лет.

Есть ли возможность вернуть деньги?

мош.jpgЕсть, но она невелика и зависит от того, как быстро потерпевший обратился в полицию – для возможности отслеживания счета, на который ушли деньги. Есть и сложности. Например, чтобы запросить данные у мобильного оператора или банка, нужны судебные решения. Ответа от банков и интернет-провайдеров сотрудники полиции могут ждать до месяца. За 2021 год удалось вернуть в 77 раз меньше средств, чем было похищено, потому что преступник может находиться на другом конце страны, использовать поддельные номера, фейковые страницы и другие инструменты.

Предотвратить передачу денег злоумышленнику могут и сотрудники банков. Их системы безопасности мониторят подозрительные операции по карте. Например, пожилая женщина имеет счет для зачисления пенсии. На него долгое время не оформлялось переводов и кредитов, а вечером резко поступает заявка на получение кредита на странные цели. «Программа считает такую операцию сомнительной и информирует службу безопасности о возможной мошеннической активности. Банки тоже заинтересованы в сохранении своей репутации и принимают меры по сохранению сбережений клиентов», – пояснил Евгений Владимирович.

Из недавних обращений. Женщине позвонили «сот-рудник банка» и «сотрудник полиции», сообщив, что на нее пытаются оформить кредит. Для сохранности средств предложили переоформить кредит и перевести деньги на другой счет. Подозрения у работников банка возникли, когда потерпевшая пришла брать кредит: заявку ей не оформили, сотрудники спецподразделений объяснили девушке, что она общалась с мошенниками.

«Банк вовремя сориентировался, сработала служба безопасности. Заявку не оформили. Дальнейшее общение с девушкой осуществляли сотрудники спецподразделений, которые объяснили ей, что она общалась с мошенниками. В этом случае жертва осуществила определенные действия под действием мошенников, хоть деньги она не перевела, но состав преступления есть, заведено уголовное дело», – пояснил Денисов.

Совершенствование законодательства

МВД и Минцифры РФ прорабатывают законопроект для защиты средств граждан от онлайн-мошенников. Ведомства хотят обязать операторов связи отказаться от услуг подмены номеров или использовать инструменты, помогающие идентифицировать преступника в момент совершения преступления.

Ведется работа с Центробанком о возможности расширения ответственности банков за сохранность денег клиентов путем страхования и возмещения части ущерба. Изучается возможность блокирования счета клиента на определенный срок. Например, чтобы при переводе денег преступнику была возможность наложить арест на счет или приостановить транзакцию. Это предотвратит возможность дальнейшего перевода или обналичивания.

Преступники работают постоянно, поэтому важно быть начеку. Не переводить средства незнакомцам, не сообщать реквизиты карт и не переходить по подозрительным ссылкам. Если вы понимаете, что с вами связался злоумышленник или вы стали жертвой мошенничества, сразу сообщите об этом в полицию. С каждым часом возможность вернуть свои средства уменьшается.


46,8% пострадавших от дистанционных мошенников – граждане 30-49 лет, то есть работающие, обладающие финансовой грамотностью люди.

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
 

Также читайте