Овраг Засора: городская свалка или земной рай?
Цветы и сорняки
Овраг Засора тянется по центру города Кирова - от Ботанического сада к самому побережью реки Вятки возле Трифонова монастыря. Ботанический сад, парк «СССР» (между улицами Карла Маркса и Володарского) с каменным бассейном, качелями, мамами с колясками и загорающими по склонам гражданами - это части когда-то длинного оврага. Заросшие дебри и склады мусора между Володарского и Ленина - это тоже часть оврага... просто ей повезло чуть меньше. В овраге между улицами Ленина и Большевиков кто-то, видимо, пытался создать уют - оборудовали родник. Последний «кусочек» оврага - за улицей Большевиков - заброшенный стадион «Трудовые резервы». Здесь 25 мая 1968 года прогремел страшный взрыв, унесший жизни более 30 человек. Здесь в веке XXI гоняют мяч кировские мальчишки.
Поговаривают историки, что когда-то в стародавние времена по склонам оврага и в самом овраге стояли хижины, где останавливалась разного рода беднота, прибывающая в Вятку-Хлынов на жительство. Жить-то больше было негде: вокруг города стояли леса. Когда река разливалась, некоторые избы уплывали в Вятку. Позднее в нижней части Засоры якобы были склады бревен. А еще, говорят, испокон веков горожане бросали в овраг мусор, оттого овраг - по сути городская свалка - и назвался «Засорным». Незавидная участь. Только так ли это было?
Была ли свалка?
- «Засора» - это вовсе не «свалка», а «местность за рекой Сорой», протекавшей по руслу оврага, - считает историк Александр Балыбердин. - Соркой же реку могли назвать совсем не потому, что кто-то бросал за нее мусор, а потому, что она уже в те далекие времена могла быть «засоренной» - заросшей травой или водорослями.
Маленький бассейн на дне оврага в районе улицы Карла Маркса - тот, что извечно собирает со всей округи пустые бутылки и загадочным образом притягивает молодежь - это, конечно, вовсе не остаточное явление от некогда бывшей здесь Сорки, а чисто рукотворный объект. Сорка же по дну оврага действительно протекала и на плане Хлынова 1759 года даже изображена как вполне приличная река.
Свое начало Сорка брала в верховьях оврага - где-то в районе современной сельхозакадемии, далее струилась по оврагу, огибала с севера и востока стены Трифонова монастыря и растворялась в Вятке, русло которой в середине XVIII века примыкало к городу в районе Трифонова монастыря. Никаких отметок и даже намеков на городскую свалку в плане 1759 года не имеется.
В древнем Хлынове, по предположению некоторых историков, кроме всего прочего существовала проблема нехватки пресной воды (русло реки в то время примыкая вплотную к городу только в районе Раздерихинского оврага), а потому вряд ли кто-то стал бы засорять чуть ли не единственный источник воды в районе. Позднее, когда Вятка вернулась к городу, она иногда весной затапливала прибрежную часть Засорного оврага, а значит, здесь не могло быть никакой свалки, убежден Александр Балыбердин.
Река, подступив к Засорному оврагу, вдохнула в него новую жизнь: его широкое и пологое побережье стало первой городской пристанью, связанной с главной торговой площадью города и Спасским спуском (спуском от торга и Спасского собора к нижней части Засорного оврага). Сегодня на том месте, где когда-то находился главный городской торг, а следовательно, концентрировалась вся городская жизнь, - заасфальтированная площадка за Спасским собором.
Тем самым собором, который прославился на всю Россию Нерукотворным образом Спасителя, некогда находившимся на его паперти. «В 1647 году Хлынов посетила страшная моровая изва, отступившая от города только после того, как духовенство и прихожане обошли город крестным ходом с этим чудотворным образом, - рассказывает Балыбердин. - Этот образ явил великое множество чудес и был широко известен даже за пределами Вятской земли». Спасская башня Московского Кремля получила свое название по имени вятской святыни.
В 1784 году при составлении нового плана губернского города Вятки улица под стенами Трифонова монастыря, протянувшаяся вдоль склона Засорного оврага (ныне - улица Горбачева), получила название Монастырской набережной. Название для тех времен было совершенно естественным, учитывая, что по дну оврага протекала река Сорка, а река Вятка подходила к самым стенам монастыря.
Рай... не на земле
Что происходило с оврагом дальше? Власти задумали перепланировку улиц, чему Засорный овраг отчаянно сопротивлялся. Оттого перегородили его мостами и насыпями под новыми улицами Казанской, Вознесенской, Царевской и Никитской. Так в центре города появились своеобразные котлованы, какие-то из них заросли цветами (как Ботанический сад и парк СССР), другие - сорняками и деревьями. Сорка всех изменений, свалившихся на ее спокойные воды, не выдержала, высохла и перестала питать Вятку. В результате Вятка вновь отступила от Засорного оврага и стен Трифонова монастыря.
1 июня 1923 года горсовет нарек бывшую Монастырскую набережную именем Василия Горбачева, возглавившего в вятской ссылке местный большевистский комитет и окончившего в 1906 году жизнь самоубийством.
Уже в наше неспокойное время появились проекты по благоустройству оврага. Проекты грандиозные и пока что несбыточные. В двух заросших участках оврага между улицами Свободы и Большевиков должны были появиться автостоянка, магазины, кафе, спортплощадка, танцзал, декоративный пруд, ручей с семью мостиками, детские кафе, пончиковая, газоны, декоративный кустарник... Рай. Пока, к сожалению, не на земле, а только на бумаге.
Подготовила
Мария Петухова
petuhova@bnkirov.ru
По материалам А. Балыбердина и сайта www.nashavyatka.ru