Перевернуть, помять, пропарить

18.04.2011 00:47:00 2476 0
Народная медицина - явление крайне устойчивое. И самолечение травами да настоями - это цветочки по сравнению с тем, что вытворяли в XIX веке вятские повитухи с роженицами. Врачи в губернии уже появились, однако «выкурить» народную медицину оказалось делом непростым.

Ученые повитухи

Здравоохранение в Вятке развивалось во многом благодаря земствам. Земские органы начали создаваться по всей России после реформы Александра II в 1864 году, а до Вятки эта волна докатилась лишь в 1867 году, когда и состоялись выборы в земства. Среди избранных гласных 55% составляли крестьяне, 20% купцы, 11,5% представители духовенства. Вятское земство, как говорили в то время, было «мужицким» и по праву считалось одним из самых лучших в России.

Кроме всего прочего земство отчаянно боролось за налаживание в Вятской губернии нормальной системы здравоохранения. 29 декабря 1867 года губернская земская управа постановила организовать обучение повитух. Эта дата, кстати, считается началом подготовки среднего медицинского персонала и основанием медицинского училища. А 1 февраля 1868 года в Вятской губернской земской больнице открылось первое в губернии родильное отделение.

«Поправить» ребенка

Правда, вятские крестьянки не спешили за профессиональной помощью акушерок. Они еще долго продолжали рожать дома, в бане под неусыпным присмотром повитух. Посмотрим на процесс родовспоможения глазами медика XIX века?

«Во время своей беременности женщина исправляет все свои обыкновенные хозяйственные работы: доит коров, топит печь, стряпает, ткет полотна и т.п., - пишет автор. - Когда она чувствует близкое приближение родов, то всегда отправляется в баню, которую довольно сильно натапливают. При родах всегда присутствует повитуха, а иногда две или три. В каждой деревне обыкновенно несколько повитух, так как каждая баба может быть ею. Повивальное искусство часто передается по наследству от матери к дочери.

Роженица лежит на пологе, где всегда существует сильная жара. Повитуха остается безучастной, если родовые боли продолжаются не более одного или двух часов. В противном случае она прибегает к средствам, могущим, по ее мнению, ускорить процесс родов. Одно из первых мест среди этих средств занимает, так сказать, симпатическое средство: кладется куриное яйцо в льняное семя, что по мнению повитухи сильно ускоряет роды. Если это не помогает, то дают роженице пить калган, настоенный на водке».

Дальше автор описывает такие страсти, от которых у современных женщин мурашки идут по коже: «При всех родах, продолжающихся более 2-3 часов, повитухи стараются «поправить» ребенка, то есть дать ему подходящее положение, так как, по их мнению, всякие замедленные роды происходят от неправильного положения ребенка. Повитухи всеми силами стараются, как можно более ускорить даже самые нормальные роды.

Для этого они мнут руками живот рожениц, встряхивают ее, подвешивают под мышки к потолку и даже ставят на пол кверху ногами». Все это, напомним, происходит в жарко-натопленной бане. «Немудрено, что  следствием этого бывают частые мертворождения, послеродовые кровотечения и всевозможные маточные болезни, которыми страдает почти каждая замужняя женщина», - заключает автор.

Как только малыш родится, маму снова кладут на полог и начинают парить все тело и особенно живот вениками. Парят и новорожденного.

Акушерки не в почете

«Трудно сказать, можно ли выказать большее пренебрежение ко всем здравым медицинским правилам, чем это делают повитухи во время родов, - возмущается автор. - Это бессмысленное желание как можно более ускорить естественный процесс родов, имеет одно только последствие - изуродование женщины и ее потомства. Действительно земским акушеркам приходится присутствовать на таких крестьянских родах, где вследствие различных механических насилий, произведенных повитухами над роженицами, происходят увечья матери, вывихи членов новорожденных и даже их смерть.

Дети родятся почти без всяких признаков жизни, а так как для оживления таких детей употребляется обыкновенно одно только средство - качание, то ребенок большею частью от временной смерти переходит к окончательной. Крестьяне только в самых трудных случаях приглашают на роды земских акушерок, когда, по их понятиям, нет почти никакой надежды на благоприятное окончание процесса.

Да и в таком случае ей не всегда позволяют делать то, что нужно по ее мнению. Повитухи даже в присутствии акушерки не остаются пассивными зрительницами. Вообще до настоящего времени акушерки не пользуются расположением народа и им приходится ограничиваться в год 5-20 родовспоможениями».

Поторопились...

Врачи били тревогу также и по поводу женской и младенческой смертности. И даже отследили такую тенденцию, что смертность женщин Вятской губернии во многом зависит от того, когда женщина вступила в брак.

«Мы видели, что смертность женщин особенно сильна в возрасте от 14-18 лет, именно в возрасте преждевременных браков», - писали медики.

Браки они классифицировали следующим образом: преждевременные до 20 лет, ранние от 20-25, своевременные от 25-35, несвоевременные от 35 до 50 и поздние, в возрасте позднее 50 лет. Выяснив, что количество преждевременных браков постепенно возрастает (см. таблицу), они заметили тесную параллель между количеством преждевременных браков и количеством умирающих детей до 1 года, а также смертностью женщин в возрасте от 14-18 лет.

«Чем севернее местность, тем позднее развивается женщина и тем, следовательно, позднее нужно ей вступать в брак - совершенно наоборот, чем делается теперь в Вятской губернии», - утверждали медики.

Впрочем, медицине предстояло пройти еще долгий путь, прежде чем ее начали всерьез воспринимать жители вятской глубинки, так искренне преданные народному врачеванию.

Подготовила
Мария Петухова
petuhova@bnkirov.ru

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 


Также читайте