Перспективы «шашечек»: что ждать после вступления в силу с 1 сентября поправок в «Закон о такси»

Перспективы «шашечек»: что ждать после вступления в силу с 1 сентября поправок в «Закон о такси»

25.06.2023 19:30:53 2447 0
С 1 сентября вступают в силу поправки в «Закон о такси». Каждый водитель должен заключить официальный трудовой договор с перевозчиком, ИП или зарегистрироваться как самозанятый. «Бизнес новости» узнали у игроков рынка, что они ожидают от нововведений и к чему готовиться пассажирам. Параллельно спросили и про нюансы работы в отрасли, узнав про заработки, «бомбил», налоги агрегаторов и разгоне цен.

Предупреждения влияют на рейтинг»

Константин Петров. Яндекс-такси, Kia Rio в аренде. Платит 1900 рублей в сутки шесть дней в неделю. Один выходной. Трудится около четырех лет. Высокий Яндекс-рейтинг. Работа за неимением лучшего устраивает.

сайт1 Петров.jpg

– Доплачиваю 200 рублей за автомат и 200 – за газовое оборудование. Была бы механика на бензине, платил бы 1500. Но автомат удобней, к тому же газ в разы экономней, – делится Константин.

– На жизнь хватает?

– Лет 20 жил в Москве, вот это было жестко. Не хватало ни на что, в смысле «ништяков и плюшек». В Кирове чуть оброс жирком. Стали оставаться лишние деньги.

– Почему выбрали такси?

– С Москвы приехал и обалдел. Зарплаты 12, 15,20 тысяч. Пробовал (по профессии) шить мебель, но больше 30 тысяч не получалось никак. В такси обжился, и денег стало более-менее хватать и на семью, и на дом.

–Закон заставит работников оформиться либо ИП, либо стать самозанятым. Как вам такое нововведение?

– Я был самозанятым одно время. Платил налоги. Немногим отличается от того, что сейчас. Где-то год-два назад нас, самозанятых, субсидировали, все платежи за тебя вносило государство. Налоги покрывало автоматом. Сейчас вроде бы та программа кончилась.

– В настоящее время «физиком» катаетесь?

– Да, физлицо на договоре. А насчет закона не вижу ничего страшного. Главное, чтобы не ограничили время поездки – рабочий режим. Обрежут до 8 часов – и всё. Есть люди, которые и сутки могут пахать, не вылезая из тачки.

– Сколько у вас сейчас можно ездить?

– Предел в районе 14 часов. Если больше, идут предупреждения через приложение. Этого нам не надо: предупреждения
влияют на рейтинг.

– То есть вы пока не видите для себя неприятностей?

– Ну (читает выжимку из закона, – авт.), реестр создадут. Но я и так давно в реестре: работаю давненько. У меня неплохой рейтинг. Вот программа, вот таксопарк (показывает на смартфоне). Вот баланс. Меньше 5 тысяч на балансе никогда не бывает. Мало ли заболел, на даче остался. Вот, у меня сейчас 20 тысяч на счету: 15 выведу, 5 останется.

– 20 тысяч за сколько заработали, если не секрет?

– Недели полторы.

– Как у вас по Яндекс-достижениям?

– Смотрите: 12 достижений из 15 возможных. То есть поставлено пятерок более 5 тысяч, количество поездок – свыше 20 тыс. Тут и долгое сотрудничество. И общий рейтинг: +16.

– Из чего он складывается?

– Год выпуска автомобиля, обклейка-«брендинг», привилегии-«Платина», звание «эксперта». Я на хорошем счету. Тот, у кого эта цифра меньше, получает заказ во вторую очередь.

– То есть вы не видите ничего для себя страшного из прочитанного?

– Пока нет, но дьявол кроется в нюансах. Не исключено, что потом начнутся эти вот расшифровки основных положений… Тут и медицина, и ограничения по времени могут быть – мы ж не знаем.

– Сезонность в работе есть, как скажем, на югах?

– Без разницы. Заказы есть всегда.

– Сколько в месяц получается?

– Со всеми вычетами примерно полтинник. Смотрите (показывает программу). По месяцам: 115, 125, 110… 50 уходит на машину, 500 рублей газ, это 15 тысяч в месяц. Остается около 50-ти, плюс-минус.

– А на бензине?

– 1500 в день на заправку.

– Больше можно заработать?

– Знаю мужиков, которые и по 100 тысяч имеют. У меня тривиально не хватает здоровья. Хотя в Москве, конечно, лучше в плане денег: зарплаты больше. Но жёсткость бытия зашкаливает: капитализм во плоти.



Зона ответственности

Юрист Алексей Рашев. Руководитель правового агентства «Премьер-юрист».

сайт 2рашев.jpg

– Посмотрел закон 580-ФЗ. Скажу тезисно. С точки зрения ведения бизнеса он сужает рамки. Ужесточает требования, определяет новые правила взаимоотношений. Также упорядочивает всю структуру службы как с точки зрения работодателя, так и с точки зрения таксиста, – начал Алексей.

– Только сужает?

– Не совсем. Ужесточая требования, где-то и расширяет компетенции. Например, позволяет оформиться самозанятым. Сейчас порой орудуют «бомбилы», заключившие соглашение с агрегатором. Последний дает человеку право быть водителем.

– Это плохо?

– Не плохо и не хорошо: элементарно нет фиксированных условий. В каждом регионе местная власть придумывает что-то свое. (В Сочи белые машины. В Москве жёлтые, – ред.) Что закон делает сейчас? Фундирует правила под единый норматив. Ужесточаются требования с точки зрения машин, это важнейший момент: цвет, шашечки, информационное сопровождение внутри авто.

Грубо говоря, закон предлагает упразднить власть бомбил с непонятным бэкграундом: судим-несудим, гражданин-«негражданин», легальный-нелегальный и т.д. Вся информация о водителе в соответствии с законом должна стать прозрачной. Должно произойти увеличение прозрачности бизнеса.

По закону необязательно (но можно) открывать ИП, входить в состав «ООО» либо, собственно, в таксопарк. Можно быть просто самозанятым (налог 6 % с прибыли). Самозанятый заключает прямое соглашение с агрегатором, службой заказов.

– А сейчас как?

– Сейчас агрегатор удерживает с физлица налог (НДФЛ – 13 %) с каждой поездки. В соответствии с измененным законом будет проще работодателю: самозанятый будет лично исчислять прибыль и платить по «упрощёнке» 6%, освобождая агрегатора от налоговой нагрузки. К тому же мы не касаемся вопроса взаимоотношений водителя с агрегатором. Он как был, так и останется: «агент»-«исполнитель». В гражданско-правовой плоскости. Закон регламентирует не их отношения, а в целом. Цель закона, повторюсь, – увеличение прозрачности бизнеса. Чтобы было понятно, с кого требовать уплату налогов.

Также закон дает определение четкости-ясности в части ценообразования. То есть если сейчас один и тот же маршрут в разное время суток может стоить по-разному, то в соответствии с нововведениями увеличится прозрачность ценообразования с точки зрения потребителя – пользователя – пассажира. Чтоб не было разброса в ценах, каков есть ныне.

– В час пик, когда коллапс и пробки, цена взлетает в 10-15 раз.

– Да, и закон хочет эту разницу уменьшить. Нивелировать разгон цен, чтобы стоимость была более усреднена, более понятна для пассажира.

– А минусы закона?

– Эти положения, их исполнение приведут к удорожанию поездки. Потому что агрегатору – если это их машина, также как ИП-эшнику, который перевозит на своей, – надо будет привести авто в соответствие с требованиями закона. Это и год выпуска, и цвет. На старом хламье уже не полетаешь…

Еще важный момент, отчего произойдёт подорожание, – увеличение стоимости ОСАГО. Оно должно быть составлено (куплено) именно для деятельности такси. Совершенно другое, чем у частника, который то соблюдает страхование, то нет, и штраф там небольшой.

– Цена ОСАГО?

– Около 60-70 тысяч. И всех таксистов в обязательном порядке проверят на соответствие требованиям закона. Страховка расширенная, где прямо указано – на такси. Без нее агрегатор не будет с тобой работать. Это их зона ответственности. Ситуация, несомненно, скажется на конечном потребителе – пассажире.

Также сужается круг лиц, кто не может ездить: находящиеся в зоне риска, нестабильные в правовом отношении. Судимость (действующая-погашенная), наличие штрафов (просрок-неоплата), наркология-алкоголь (приводы-нарушения), «лишенцы» (кто был лишен водительских прав и вновь получил). Сейчас не всегда знаем, кто у нас за рулем такси.

Ещё раз повторюсь, что ратифицирует закон: требования к агрегаторам, к водителям, к машинам, получение разрешения, возможность работать самозанятым. Кстати, в Telegram есть свежесозданные группы, которые так и называются: «Новый закон о такси» и другие... Идет буйное обсуждение.

– Закон хороший?

– Не могу сказать однозначно. Думаю, все равно с каждым годом требования будут только ужесточаться. Если ты таксист, то должен соответствовать. Не соответствуешь, как сейчас бывает, – штраф, и немалый.



Единство условий и правил

Сергей Кожихов, владелец частного таксопарка.

сайт 4 кожихов.jpg– Новые требования приведут наряду с удорожанием к нехватке квалифицированных кадров и машин. Кто-то не захочет перекрашивать автомобиль. У кого-то попросту денег нет, дабы привести его в соответствие закону, – говорит Сергей. – На самом деле толком еще никто не знает, как это будет реализовываться. У нас ведь как бывает: принимается федеральный закон, но никто не знает объективизации. У многих нет полной ясности, что произойдет на практике. Думаю, закон приведет к определенному недовольству.

Тем не менее реестр перевозчиков, реестр такси, реестр службы заказа – всё будет в единой программе:

– И кому необходимо (надзорным органам), они увидят любую машину, имеющуюся в наличии. Это важно, в первую очередь, с точки зрения защиты прав пассажиров, чтобы претензии можно было предъявить не только к водителю, но и к агрегатору. Вдруг ДТП либо иная нестандартная ситуация? Пассажиру нужно найти конечное лицо, чтобы судиться не с Васей Пупкиным на раздолбанной «пятёрке», с которого нечего взять. Водитель же с расширенной страховкой, с разрешением в электронной базе позволит пассажиру быстро решить все вопросы с возмещением ущерба.

Он добавил, что водитель таксопарка как профессиональный участник организации проходит все нужные медпроверки. Автомобили тоже используются с официальным допуском к участию в движении. Водитель состоит на учете в налоговом органе, с ним составлен трудовой договор. Каждый вызов в электронном виде хранится 6 месяцев...

Тарифы должны быть указаны на сайте. Указывается минимальный тариф, приемлемый водителю и от которого он не сможет отказаться. Служба заказа несет субсидиарную ответственность перед клиентом в случае, если ОСАГО не покрывает ущерб.

– К плюсам можно отнести и положение о единообразном подходе к ценам. Ознакомление с ними покупателя до перевозки. Произвольное образование цен по новым правилам запрещено. Увеличение цены, обоснованное ничем не подтвержденным повышенным спросом, незаконно, – продолжил Сергей.

Из минусов назвал рост стоимости услуг такси, который неизбежен при новом подходе. Поэтому, добавил, «будем перестраивать работу: фиксировать в соответствии с требованиями закона, в рамках правового поля. По итогу – увеличивая безопасность клиента».

– Чтобы идти в бизнес, у тебя должна быть машина, покрашенная в надлежащий цвет, ты должен обязательно соответствовать требованиям. И плюс еще ОСАГО. Затратная часть вырастает. При сегодняшнем легкомысленном подходе многим водителям потенциал остаться в бизнесе будет маловероятен. Шабашить-колымить станет невыгодно. Часть людей, думаю, отсеется. Тем более что у нас огромная дифференциация бизнеса в больших и малых городах, – продолжил предприниматель.

В этом он тоже видит проблему для работающих на рынке такси.

– В миллионниках (Москва-Питер и др.) очень много мигрантов. Им не исполнить закон, это будет проблемой. А зарплаты в этих городах приличные, поэтому из горожан в такси никто идти не хочет. В населенных пунктах меньше ста тысяч многие «бомбят» по-чёрному, находятся в серой зоне. Агрегаторов нет. Нужда невысокая. Там вообще нет смысла говорить про исполнение закона: денег у народа нет. Города с численностью от полумиллиона до миллиона, вроде Кирова, – самые подходящие под материализацию ценза условий и претензий. И не исключено, что клиенту из провинциального городка вскоре вновь не придется выходить на дорогу с поднятой рукой в поисках советского «зелёного огонька», – заключил Сергей Кожихов.

Игорь Фунт.

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 

Также читайте