Реформа МВД уже провалилась
Геннадий Владимирович, сегодня вы являетесь одним из лидеров «Справедливой России», но еще каких-то 4 года назад вы входили во фракцию «Единой России» в Госдуме. С чем связан ваш переход в новое политическое объединение? «Едро» не оправдало ваших надежд?
- События разворачивались несколько иначе... В то время я был заместителем руководителя «Народной партии» России, которая по спискам не прошла в Госдуму, но провела в парламент 21 одномандатника. На тот момент приняли решение войти в состав фракции «Единой России», но не меняя партийной принадлежности. После понимания бесполезности формирования нормальной фракции и поняв, что происходит монополизация политической системы, нами было принято решение выйти из фракции.
Правящая партия вас так просто отпустила?
- Не просто... Со стороны «Единой России» поступало множество неплохих карьерных предложений... поработать и в партии, и на госслужбе, и в региональной политике... сложно было отказаться. Но я был принципиален. Написал в своем заявлении, что отсутствие в России реальной конкурентной политической борьбы может привести страну к тяжелой трагедии.
В таком случае, почему выбор пал в сторону «Справедливой России»?
- «Народная партия» по духу была социал-демократической, а в тот момент только-только зарождавшаяся «Справедливая Россия» выбрала для развития именно социал-демократическую платформу. Все логично.
Вы являетесь заместителем председателя комитета думы по безопасности. Думаю, не лишним было бы задать вам несколько вопросов на тему недавно вступившего в силу закона «О полиции».
- Это и правда было бы не лишним. Могу много интересного рассказать.
Президент, премьер-министр, «Единая Россия» довольно жестко протащили «новомодный» закон....
- Хорошо сказали... «протащили»... Может быть, не президент, но правительство точно. Это было аппаратным решением - огромная победа нашего с вами правительства. Никакой реформы не будет, она провалится по полной программе. Недавно был на Кавказе. «Злые языки» там шепчут: хочешь быть сержантом - плати за переаттестацию 70 тыс. рублей, за лейтенанта придется выложить 100-120 тысяч. В результате такой переаттестации (если, конечно, эти злопыхатели правы) можно уже спрогнозировать качество «новой» правоохранительной системы. Это происходит не только на юге России, мне сообщили, что нечто подобное творится в Подмосковье и ряде других регионов. Неплохой бизнес.
Чувствую по настроению, лично вам закон не «по-вкусу»?
- Конечно, нет. Я принципиально против решений «Единой России».
Получается, вы против лишь по тому, что это закон правящей партии?
- Нет. Сам закон конструктивно безобразен. Рабочая группа (мне ее пришлось возглавить), пытавшаяся доработать этот законопроект, разработала кучу принципиальных поправок - свыше 50. Но ни одна из правок, имевших значимость, не прошла. В итоге все оппозиционные партии проголосовали против нововведений. Мы решили не брать на себя политическую ответственность за последствия провала реформы.
Вы сказали пару слов о весьма уважаемых людях из правящей партии. Значит, они ответственность на себя взяли?
- Фракции был дан четкий приказ голосовать «за». Поэтому даже те люди, которые понимали, что это провальная ситуация, были вынуждены подчиниться партийной дисциплине. В чем я им и сочувствую. Я глубоко убежден, что реформа МВД уже провалилась, еще не состоявшись.
Неужели все плохо? Позитив какой-нибудь в реформе видите?
- Единственным позитивным результатом может являться сокращение числа милиционеров. Но мне кажется, что со временем их количество придется даже увеличивать, поскольку функционал правоохранительных органов порядком увеличится. Иначе будем получать такие же трагедии, как произошла в станице Кущевской. Мне искренне жаль, что разменной картой в этой реформе стал имидж президента, от имени которого формально было внесено в Госдуму это предложение.
А что если реформа пойдет по позитивному сценарию?
- В этом случае я лично с трибуны Госдумы принесу извинения, буду готов посыпать голову пеплом. Но... готовы ли будут посыпать голову пеплом авторы законопроекта? Сомневаюсь в этом.
Получается, кадровые сокращения напрасны?
- С одной стороны, да, с другой - нет. Чтобы быть полностью откровенным, следует разобрать пример других государств. В США один полицейский на 550 жителей, в Европе - от 800 до 1000. В России же, даже после реформы, получится один полицейский на 130 жителей... Думаю, пример показателен. Мы наделили правоохранителей гигантскими полномочиями, полностью их вывели из-под контроля общества. Помимо этого, мы нарушаем федеративный принцип: ни в одном государстве нет вертикали полицейской власти, получается, что регион в принципе исключен из этого процесса, что очень плохо. Поверьте мне, после полного перевода милиции на федеральное финансирование местные власти утратят всякую возможность коррекции правоохранительной политики. К тому же, органы внутренних дел утратят поддержку регионов, а значит, повисну и многие социальные вопросы.
Анонсируемая средняя зарплата сотрудников внутренних органов до 40 тыс. рублей способна изменить отношение полицейских к собственной работе?
- «Нашему народу столько всего обещало, а ему все мало»... Есть обещания, а есть реалии, а реалии таковы - с 1 апреля (очень символично) полицейским повысят заработную плату на 6,5%. Дата, думаю, выбрана не случайно, пусть правоохранители поймут, кем их на самом деле считают. Честно работающим сотрудникам внутренних органов порекомендую сматывать удочки и искать новое место работы, поскольку не дождутся они обещанных заоблачных зарплат, а нечестным все равно, сколько зарабатывать, свое они и так доберут.
Радует, что руководство страны решило выложить этот закон на всеобщее обсуждение через интернет...
- Какая может быть радость? Власти (что современной России, что Советского Союза) всегда для проформы и «галочки» проводили общественное обсуждение глобальных инициатив. Но вы думаете, что хотя бы одно замечание и предложение было учтено? Они все сваливались в одну большую помойную корзину. Это совершенно точно. Власти провели некий сеанс психотерапии, несколько успокоив народ. Куда ушло 25 тыс. откликов, когда последний вариант текста закона от первоначального отличается лишь несколькими предложениями и то исправленными стилистически.
Но власти четко рапортовали, что с подачи общественности было принято несколько сот поправок.
- Покажите пальцем, что именно исправили. Лично я не нашел и десяти отличий. Наша бюрократия к реформам не способна, самый порочный путь проведения реформы - поручить ее проведение самой бюрократии. Любую саму лучшую идею она извратит и перевернет по-своему. Просто нельзя было поручать реформу ведомства самому ведомству.
С момента «первой удочки» о новом законе до момента его принятия прошло считанное количество времени. Для чего была нужна такая спешка?
- Потому что хорошие дела быстро не делаются. Все, что делается в спешке, - попытка скрыть серьезные пробелы и изъяны в системе. К примеру, у нас в попыхах Госдума принимает бюджет на будущий год. Тоже самое и с законом «О полиции».
Еще один вопрос к вам, как представителю комитета по безопасности. Социологи фиксируют рост протестных настроений в стране. Они представляют реальную угрозу или дальше «кухонь» революция не уйдет?
- Жаль, что я вам сейчас не могу показать докладную записку руководителям федеральных органов, которую я написал еще в 2005 году. Там я говорил о том, что нынешняя политика приведет не только к радикализации протестных настроений, но и резкому нарастанию экстремистских проявлений. К сожалению, мои прогнозы сбылись... В России уже начался системный кризис, просто сейчас идет накопление предпосылок. Нас спасают только гиперцены на нефть. Как бы это кощунственно ни звучало, но нам везет то на войну в Ираке, то в Ливии, то еще где-нибудь. Если бы ни это, экономика России давно бы рухнула. А все почему? Кризис верхов очевиден.
Это касательно верхов. А что с низами?
- И с низу пошло нарастание конфронтации. Недовольства все чаще выливаются из «кухонь» на улицы. Хочу сделать прогноз: при сохранении существующего политического и бюрократического курса у нас есть в запасе максимум пять-шесть лет.
Страшно спросить, а что будет дальше?
- Страшно отвечать - произойдет коллапс. И недовольства народа обязательно дорастут до открытых столкновений. Либо мы дадим этим недовольным настроениям через политическую борьбу ротировать власть, либо мы придем к очередной революции.
В таком случае, наверное, можно связывать рост протестов с реформой внутренних органов?
- Знаете, что удивительно?.. У нас сегодня нет инструментов защиты власти. Для примера возьмем сталинский режим. Он опирался на триаду: «железобетонная», закаленная в боях партия; идеология, державшая людей в тонусе; абсолютно неподкупный правоохранительный аппарат. А у нынешней власти нет ничего из этого: ни идей, ни авторитетной партии... И то, что сегодня происходит торжество милицейской бюрократии и продолжение коррупционных процессов внутри правоохранительной системы, говорит о том, что эта система не способна защитить ни граждан, ни власть.
Хорошо, а что в таком случае предлагаете вы?
- Я не предлагаю, я лишь могу видеть выход: досрочные выборы президента, роспуск парламента и формирование коалиционного правительства народного доверия. Сейчас этот сценарий выглядит бредом сумасшедшего. Но вспомните мои слова через некоторое время...
Беседовал
Григорий Холкин
kholkin@inbox.ru