«Спасибо, мы вас услышали!»: как кировский центр решает проблемы глухих людей

«Спасибо, мы вас услышали!»: как кировский центр решает проблемы глухих людей

11.10.2022 11:34:07 867 0
Кировский диспетчерский центр связи для глухих и слабослышащих признан одним из лучших социальных проектов Кировской области и отмечен национальной премией «Жить вместе». В 2016 году этот центр стал первым в России, где люди с нарушениями слуха могли получить бесплатную поддержку специалистов и социальное сопровождение по многим вопросам. Центр успешно помогает людям уже седьмой год, и у него появились последователи в других российских регионах.

В Кировской области проживает более тысячи человек с инвалидностью по слуху, 760 из них – в городе Кирове. Проблема не только в том, что они ничего не слышат. Главная беда – когда не слышат их. Глухота общества к проблемам слабослышащих стала для многих из них причиной социальной изоляции и полного выпадения из общественной жизни. У многих инвалидов по слуху плохо развита голосовая речь, поэтому без помощи переводчика на жестовый язык неслышащий не может самостоятельно решить многие социальные и бытовые вопросы. Мало кто задумывается о том, что даже вызвать скорую, полицию или пожарных глухому человеку практически невозможно.

2 (2).jpeg

Диспетчерский центр связи для инвалидов по слуху стал для кировских неслышащих настоящим спасением. Операторы-сурдопереводчики центра служат посредниками в коммуникации между людьми с нарушениями слуха и слышащими гражданами. Их работа – переводить жестовый язык на устную речь и обратно в дистанционном режиме, по видеосвязи. Но иногда им приходится не просто переводить, а заступаться за своих подопечных и бороться против равнодушных чиновников.

3.jpeg


Со второй попытки

Получение свидетельства о рождении ребёнка в ЗАГСе – процедура быстрая и несложная. Но только не для глухих. Для кировчанина Дмитрия она закончилась скандалом. С ним не стали разговаривать, так как он, не имея слуха и речи, не мог объяснить цели своего визита. А когда Дмитрий достал телефон, чтобы воспользоваться услугами онлайн-переводчика, работники ЗАГСа подумали, что он собирается снять их на видео и выложить в Интернет.

«Звонит по видеосвязи наш подопечный, на видео ругань, пол, стены, потолок – всё мельтешит, – рассказывает руководитель Диспетчерского центра связи для глухих Любовь Филимонова. – Оказывается, работники ЗАГСа потребовали, чтобы инвалид по слуху пришёл на приём вместе со слышащим и говорящим родственником. Но у Дмитрия нет родственников. Он попытался это объяснить, стал звонить нам».

Сотрудникам Диспетчерского центра пришлось звонить лично директору ЗАГСа и объяснять, что неслышащие – дееспособные люди, которые не обязаны ходить в госучреждения за ручку с родственниками или опекунами. Они имеют полное право воспользоваться услугами онлайн-перевода. В итоге директор ЗАГСа лично приняла Дмитрия, и со второй попытки он получил свидетельство о рождении ребёнка без проблем.

Подобные истории происходят с кировскими инвалидами по слуху регулярно, заступаться за них приходится едва ли не каждый день. Проблемы могут возникнуть и в медицинских учреждениях – врачи не понимают глухих пациентов, а пациенты – медиков. Один из врачей отказался принимать неслышащую женщину. Телефоном для видеозвонка пользоваться запретил. Врачи работают в масках, поэтому пациентка даже не смогла прочитать по губам, что хочет ей сказать доктор. Женщина просто сидела в коридоре и плакала. Говорить по телефону врач не стал, и диспетчеру Центра связи пришлось самой бежать в поликлинику. Пациентка в итоге получила медобслуживание, правда, уже у другого доктора.

6.jpeg

Работодатели и слышать не хотят

Отдельная проблема – трудоустройство глухих. Нередко работодатели отказываются проводить собеседование с неслышащими людьми при помощи онлайн-сурдопереводчика. Говорят, что они к таким новшествам не привыкли и это их смущает. В таких случаях операторам центра помимо своих прямых обязанностей перевода приходится проводить разъяснительную работу о гражданских правах неслышащих людей и убеждать сотрудников кадровых отделов провести собеседование.

Благодаря Центру более 300 неслышащих кировчан нашли работу. Люди без слуха сотни раз воспользовались онлайн-видеосвязью с диспетчером-переводчиком во время собеседований и консультаций по правовым, юридическим и финансовым вопросам. Многие инвалиды с помощью операторов освоили пользование порталом Госуслуг и регистрацию в личных кабинетах различных Интернет-сервисов.

5.jpeg

Здесь слышат каждого

К счастью, конфликтные ситуации с неслышащими происходят всё реже, и не в последнюю очередь благодаря работе Центра связи. Его операторы постоянно пробивают стену непонимания и объясняют работникам учреждений, которые так или иначе контактируют с инвалидами по слуху, что глухие – это люди с такими же правами, как и слышащие, а значит и отношение к ним должно быть равное.

В последнее время о Центре узнают всё больше инвалидов по слуху, поэтому число обращений постоянно растёт. Всего за 6 лет работы операторами Центра было принято и выполнено почти 6 тысяч заявок. Помощь нуждающимся Центр оказывает безвозмездно. Его сотрудники получают маленькую зарплату и работают в основном на энтузиазме.

В этом году Кировский Диспетчерский центр связи для глухих и слабослышащих вошёл в лонг-лист национальной премии «Жить вместе», которая отмечает добрые дела и поддерживает социальные, культурные и церковные проекты, делающие нашу жизнь немного добрее.

4.jpeg

Сергей Далатов.

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 


Также читайте