«У нас все по-серьезному»
Сегодня в кировском отделении ПАО Сбербанк прошел семинар, на котором участники и приглашенные гости из Москвы — представители российской Торгово-промышленной палаты обсудили предстоящие изменения в законодательстве о третейских судах.
Вятская торгово-промышленная палата популяризирует третейские суды среди бизнес-сообщества не первый год. И не безосновательно: кроме разгрузки государственных судов, это гораздо быстрее и менее затратно для участников.
Площадка для семинара тоже выбрана не случайно. По словам президента ВТПП Николая Липатникова, «даже в Сбербанке всерьез задумались о медиации в связи со вступлением в силу закона о банкротстве физлиц. Появилось слишком много фирм, которые учат людей, как не платить долги банкам».
Тема обсуждения шла вокруг нововведений в законодательстве о третейских судах (приняты в декабре 2015 года, в силу вступают с 1 сентября 2016-го). Как рассказал Дмитрий Подшибякин, зам.директора Центра арбитража и посредничества ТПП РФ (г.Москва), если раньше любое юрлицо могло создать на своей базе третейский суд (в результате чего их конкретная численность не была известна, а доверие было невысоким), то теперь требования серьезно ужесточились. Так, создать третейский суд теперь может только некоммерческая организация, а ее создание утверждается распоряжением Правительства РФ. Третейский суд с сентября можно будет ликвидировать за многочисленные нарушения процедуры (сегодня это невозможно). Третейские арбитры смогут рассматривать корпоративные споры, а вот споры, вытекающие из исполнения государственных и муниципальных контрактов, уже нет. При этом, ответственность перед сторонами арбитража несет не арбитр, а НКО, на базе которой осуществляет деятельность третейский суд.
В свою очередь, председатель третейского суда при ВТПП Анатолий Никитин отметил, что несмотря на явные преимущества, «по-прежнему трудно привлекать большинство местных предпринимателей к варианту третейского разбирательства спора» ввиду того, что часть бизнесменов не воспринимает третейские суды, как серьезную альтернативу государственным судам.
«Но у нас здесь все по-серьезному» - несколько раз во время своего выступления заверил он присутствующих.