Умные не болеют
14.03.2011
1774
0
Он приехал к нам учить детей играть в одну из самых известных российских телевизионных игр. Своеобразный бонус кировскому молодому поколению - не только прикоснуться к легендарной личности, первому магистру игры «Что? Где? Когда?» и телеведущему Александру Друзю, но и померятся с ним силами. А газета «Бизнес Новости» в это время не упустила возможности выманить его на чайную паузу. Говорили о глобальном - будущем России.
Александр Абрамович, с вами, как с самым известным в стране знатоком, необходимо поднять тему знаний, а именно то, как сегодня государство стремится изменить систему их подачи обществу. Я о новом законе об образовании.
- Честно говоря, сам не очень понимаю, насколько этот законопроект нужен государству. На мой взгляд, все это лишь отвлекающее мероприятие, направленное на то, чтобы вызвать в стране бурную реакцию.
От чего же отвлекающее?
- Насколько я понимаю, эта законодательная инициатива появилась достаточно быстро после терракта в Домодедово. Поэтому есть ли смысл обсуждать то, что имеет сегодня не слишком серьезный статус? Не является ли все это пустыми разговорами? Хотя, с другой стороны, если вовремя на какое-то изменение сверху не отреагировать, можно его вообще проморгать.
По-вашему получается, что шум, поднявшийся в обществе из-за реформы средней школы, оставляющей детям лишь четыре обязательных предмета - это «утка»?
- В этом вопросе либо пресса доносит до нас какую-то неверную информацию, либо этого просто никогда не будет, потому что эти четыре предмета (ОБЖ, физкультура и т.д.) apriori не могут стать основными. Я уверен, этого государство никогда не допустит.
Но саму идею реформы вы не осуждаете? Современные дети не сильно перегружены информацией?
- Нынешняя молодежь не столько перегружена знаниями, сколько работой по привлечению этих знаний. Процесс обучения сейчас крайне непродуктивен - дети по несколько раз проходят одно и то же.
А что бы вы, как знаток во многих областях знаний, изменили в российской системе образования?
- Я бы постарался оставить ее в максимально прежнем виде: если не советском, то сразу в постсоветском. Эта система формировалась на протяжении нескольких столетий, были наработаны хорошие традиции, методики, и я бы не стал следовать модным мировым веяниям, а развивал то, что у нас уже есть.
Недавно к нам «на огонек» заехал Владимир Жириновский (лидер партии ЛДПР), естественно, в связи с выборами. Как всегда, с его уст слетали громкие и сильные фразы. Одна из них привлекла внимание всей кировской общественности: «Нам нужны здоровые дети, пусть даже тупые, но здоровые. А очень умные и больные нам не нужны. Мы их не прокормим».
- И он прав: они действительно не прокормят умных и больных, потому что в бюджете страны просто нет средств на оказание достойной медицинской помощи. Но почему Владимир Вольфович не рассматривает вариант «умные и здоровые», мне непонятно. Он находится у руля партии уже около 20 лет и все это время ЛДПР пусть и не большинством, но была представлена в государственном парламенте. Почему нельзя было вести какую-то работу по тому, чтобы в России росли умные и здоровые дети? А вообще мое глубочайшее убеждение состоит в том, что умные не болеют: ни гриппом, ни более серьезными заболеваниями. Дело в том, что умный человек - это не тот, кто много знает, а тот, кто умеет правильно и адекватно оценивать окружающую действительность, а в сложившейся ситуации поступать исключительно правильно. И естественно Жириновскому умные люди не нужны, иначе он быстро вылетит из Госдумы. Но он говорит только за себя - за всю Россию ни одна партия что-то решать не имеет права. А судя по тому, что получается в результате их деятельности, они, на мой взгляд, вообще плохо себе представляют, что надо стране.
Вы лично в выборах принимаете участие?
- Конечно.
Но вы же не верите в их необходимость?
- Все в жизни надо делать осознанно: если на выборы не пойдешь ты, за тебя проголосует твой сосед.
Согласна, но как сказал Алексей Венедиктов, главный редактор радио «Эхо Москвы», в одном из интервью нашей газете, выборы в России «независимы от избирателей».
- Да, есть масса черных технологий, которые только «размножаются», если мы не приходим голосовать. Но если явка будет стопроцентной, власть будет просто обязана считаться с нами.
Можно же переврать конечную цифру?
- Да, можно - на 5-10%, но не на 30 же процентов.
Возможно. Перейдем к другой теме. Вы сегодня уже не в первый раз знакомились с нашими школьниками. Одаренными и умными детьми, как видите, наш регион богат. Проблема в другом - они от нас уезжают, и нет «таблетки», которой можно было бы их остановить.
- Единственная возможность, как я думаю, - удерживать ребят сразу после школы, создавая сеть филиалов московских, санкт-петербургских высших учебных заведений, которые могли бы давать сильное образование. Если уровень доступных благ в мелких городах будет незначительно отличаться от того, что есть в крупных, то молодежь не будет уезжать. К сожалению, это вопрос времени и количества приложенных стараний.
Уезжают как раз те, кто может создать все эти блага в провинции.
- Есть масса примеров того, когда молодые люди уезжают в другой город учиться, открывают свой бизнес, а потом все равно возвращаются к своим истокам. Какие-то проекты в провинции начинать гораздо легче, потому что в Москве, например, поляна уже занята и поделена, а здесь у вас нет, здесь - простор.
Вы уже коснулись в начале нашего разговора трагедии в Домодедово. В конце прошлого года произошел другого рода конфликт - «бунт» на Манежной площади в Москве. Недавно президент России Дмитрий Медведев специально посвятил целый Госсовет проблеме налаживания межнационального диалога. Какие меры в решении этой проблемы были бы действенны, по-вашему?
- Все элементарно: нужно больше денег платить учителям, чтобы они могли давать детям хорошие знания европейского уровня и больше денег платить родителям, чтобы они имели возможность чаще заниматься своими детьми. Я считаю, что все национальные проблемы решаются на уровне семьи и школы. А когда растет общее благосостояние, тогда мало кто заглядывает за чужой забор узнать, что там происходит у соседа. Образованный человек понимает, что не существует проблемы под названием «понаехали тут всякие». Вы же знаете такое выражение: «Патриотизм - это последнее прибежище негодяев».
В качестве решения проблемы национализма премьер-министр Владимир Путин предложил ввести в нашей стране одну общую для всех национальность - россиянин. Как вам инициатива?
- Это в приказном порядке - с первого марта 2011 года? Это невозможно, нельзя кому-то приказать забыть свои национальные традиции в угоду государственной стратегии. Но в целом, если бы я знал рецепт решения этой проблемы, я, наверное, был бы на месте Путина, и вообще, если бы у меня были рецепты на все случаи жизни, я бы, наверное, не играл в «Что? Где? Когда?», а занимался улучшением нашей жизни.
Беседовала
- Честно говоря, сам не очень понимаю, насколько этот законопроект нужен государству. На мой взгляд, все это лишь отвлекающее мероприятие, направленное на то, чтобы вызвать в стране бурную реакцию.
От чего же отвлекающее?
- Насколько я понимаю, эта законодательная инициатива появилась достаточно быстро после терракта в Домодедово. Поэтому есть ли смысл обсуждать то, что имеет сегодня не слишком серьезный статус? Не является ли все это пустыми разговорами? Хотя, с другой стороны, если вовремя на какое-то изменение сверху не отреагировать, можно его вообще проморгать.
По-вашему получается, что шум, поднявшийся в обществе из-за реформы средней школы, оставляющей детям лишь четыре обязательных предмета - это «утка»?
- В этом вопросе либо пресса доносит до нас какую-то неверную информацию, либо этого просто никогда не будет, потому что эти четыре предмета (ОБЖ, физкультура и т.д.) apriori не могут стать основными. Я уверен, этого государство никогда не допустит.
Но саму идею реформы вы не осуждаете? Современные дети не сильно перегружены информацией?
- Нынешняя молодежь не столько перегружена знаниями, сколько работой по привлечению этих знаний. Процесс обучения сейчас крайне непродуктивен - дети по несколько раз проходят одно и то же.
А что бы вы, как знаток во многих областях знаний, изменили в российской системе образования?
- Я бы постарался оставить ее в максимально прежнем виде: если не советском, то сразу в постсоветском. Эта система формировалась на протяжении нескольких столетий, были наработаны хорошие традиции, методики, и я бы не стал следовать модным мировым веяниям, а развивал то, что у нас уже есть.
Недавно к нам «на огонек» заехал Владимир Жириновский (лидер партии ЛДПР), естественно, в связи с выборами. Как всегда, с его уст слетали громкие и сильные фразы. Одна из них привлекла внимание всей кировской общественности: «Нам нужны здоровые дети, пусть даже тупые, но здоровые. А очень умные и больные нам не нужны. Мы их не прокормим».
- И он прав: они действительно не прокормят умных и больных, потому что в бюджете страны просто нет средств на оказание достойной медицинской помощи. Но почему Владимир Вольфович не рассматривает вариант «умные и здоровые», мне непонятно. Он находится у руля партии уже около 20 лет и все это время ЛДПР пусть и не большинством, но была представлена в государственном парламенте. Почему нельзя было вести какую-то работу по тому, чтобы в России росли умные и здоровые дети? А вообще мое глубочайшее убеждение состоит в том, что умные не болеют: ни гриппом, ни более серьезными заболеваниями. Дело в том, что умный человек - это не тот, кто много знает, а тот, кто умеет правильно и адекватно оценивать окружающую действительность, а в сложившейся ситуации поступать исключительно правильно. И естественно Жириновскому умные люди не нужны, иначе он быстро вылетит из Госдумы. Но он говорит только за себя - за всю Россию ни одна партия что-то решать не имеет права. А судя по тому, что получается в результате их деятельности, они, на мой взгляд, вообще плохо себе представляют, что надо стране.
Вы лично в выборах принимаете участие?
- Конечно.
Но вы же не верите в их необходимость?
- Все в жизни надо делать осознанно: если на выборы не пойдешь ты, за тебя проголосует твой сосед.
Согласна, но как сказал Алексей Венедиктов, главный редактор радио «Эхо Москвы», в одном из интервью нашей газете, выборы в России «независимы от избирателей».
- Да, есть масса черных технологий, которые только «размножаются», если мы не приходим голосовать. Но если явка будет стопроцентной, власть будет просто обязана считаться с нами.
Можно же переврать конечную цифру?
- Да, можно - на 5-10%, но не на 30 же процентов.
Возможно. Перейдем к другой теме. Вы сегодня уже не в первый раз знакомились с нашими школьниками. Одаренными и умными детьми, как видите, наш регион богат. Проблема в другом - они от нас уезжают, и нет «таблетки», которой можно было бы их остановить.
- Единственная возможность, как я думаю, - удерживать ребят сразу после школы, создавая сеть филиалов московских, санкт-петербургских высших учебных заведений, которые могли бы давать сильное образование. Если уровень доступных благ в мелких городах будет незначительно отличаться от того, что есть в крупных, то молодежь не будет уезжать. К сожалению, это вопрос времени и количества приложенных стараний.
Уезжают как раз те, кто может создать все эти блага в провинции.
- Есть масса примеров того, когда молодые люди уезжают в другой город учиться, открывают свой бизнес, а потом все равно возвращаются к своим истокам. Какие-то проекты в провинции начинать гораздо легче, потому что в Москве, например, поляна уже занята и поделена, а здесь у вас нет, здесь - простор.
Вы уже коснулись в начале нашего разговора трагедии в Домодедово. В конце прошлого года произошел другого рода конфликт - «бунт» на Манежной площади в Москве. Недавно президент России Дмитрий Медведев специально посвятил целый Госсовет проблеме налаживания межнационального диалога. Какие меры в решении этой проблемы были бы действенны, по-вашему?
- Все элементарно: нужно больше денег платить учителям, чтобы они могли давать детям хорошие знания европейского уровня и больше денег платить родителям, чтобы они имели возможность чаще заниматься своими детьми. Я считаю, что все национальные проблемы решаются на уровне семьи и школы. А когда растет общее благосостояние, тогда мало кто заглядывает за чужой забор узнать, что там происходит у соседа. Образованный человек понимает, что не существует проблемы под названием «понаехали тут всякие». Вы же знаете такое выражение: «Патриотизм - это последнее прибежище негодяев».
В качестве решения проблемы национализма премьер-министр Владимир Путин предложил ввести в нашей стране одну общую для всех национальность - россиянин. Как вам инициатива?
- Это в приказном порядке - с первого марта 2011 года? Это невозможно, нельзя кому-то приказать забыть свои национальные традиции в угоду государственной стратегии. Но в целом, если бы я знал рецепт решения этой проблемы, я, наверное, был бы на месте Путина, и вообще, если бы у меня были рецепты на все случаи жизни, я бы, наверное, не играл в «Что? Где? Когда?», а занимался улучшением нашей жизни.
Беседовала
Елена Окатьева
okateva@bnkirov.ru
okateva@bnkirov.ru